ольга ярославцева
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Символы нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
У каждого человека есть малая Родина, для нас – это наш Полевской. Любовь к родному городу, гордость за свою малую родину, интерес к его истории, уважение к людям, к культурному наследию – вот, что нужно прививать нашим детям, маленьким гражданам Полевского, поскольку своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он свыкается, сживается, которая впитывается с «молоком матери».
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы „Символы нашего города“» размещена в разделах
В настоящее время в нашем городе усилия педагогов направлены на сохранение культурносозидательной функции образования. Содержание дошкольного образования определяет создание необходимых психолого- педагогических условий для формирования и развития основ духовной культуры личности ребёнка, а именно: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших наш удивительный город.
Можно с радостью отметить рост интереса дошкольников к истории города. Знание истории и культуры своего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если знакомить его с этим, начиная с детства.
Содержание деятельности: Начальные представления о символическом значении изображений на гербе и флаге города, перечисление символических изображений на гербе и флаге: зелёный каменный цветок, коронованная золотая ящерица, 8- конечная звезда, знак Венеры; проявление интереса к историческим событиям, объектам знаково - символического содержания: значки, монеты, флаги, гербы; приобщение к культуре своего отечества.
Цель: Формировать уважительное отношение к символике родного города, понимание того, что символы призваны объединять людей, живущих в одном городе.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с гербом и флагом г. Полевского, его историей, углубить представления о родном городе.
Развивающие: Развивать навыки разговорной речи: ясно выражать свои мысли, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы; активизировать, уточнить и дополнить словарный запас (герб, символы, стела, следопыты); развивать культуру речевого общения.
Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за свой город, его жителей, уважение к символике города.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Оборудование: ширма с гербами и флагами России и Свердловской области, карта Свердловской области со значками гербов городов области, воротнички – полоски белого, синего, красного цвета, на обратной стороне которых изображение знаков герба Полевского, макет стелы, вывеска «Музей», бумажный щит для герба и знаки: кольцо, соединённое с крестом, восьмиконечная звезда, каменный цветок и ящерка; выставка гербов Свердловской области; фотографии медеплавильного, железоделательного завода (старые фото, фото П. П. Бажова; аудиозапись.
для продуктивной деятельности: жёлтые, зелёные бумажные салфетки, восковые мелки, клей, гуашь зелёного цвета, зелёная клейкая плёнка; бумажные заготовки: каменный цветок, змейка, звезда, кольцо, полотнище для флага.
Предварительная работа:Посещение музея Северского трубного завода.
Методические приёмы: 1)Вводная беседа.
Воспитатель: Дети, мы с вами продолжаем разговор на тему «С чего начинается Родина?».
- Пожалуйста, ваши рассуждения, с чего же начинается Родина для каждого человека?
Дети: - Я думаю, что Родина начинается с улицы, где мы живем.
- Я считаю, что Родина- это наш город.
- А еще мы говорили, что семья это тоже Родина, потому что это самое родное.
Воспитатель: Все вы, дети, правы. Родина - это место, где родился человек.
У каждой страны, области есть свои отличительные знаки или символы. Назовите, какие символы вы знаете?
Дети: Отличительными знаками или символами являются герб, флаг, гимн.
Воспитатель: Покажите на ширме символы России и Свердловской области и скажите красивым предложением.
Дети: - Я узнала символы России (группирует в одну сторону).
- Я выделил символы Свердловской области (группирует в другую сторону).
Воспитатель: Кроме символов, что еще расположено на ширме?
Дети: Карта Свердловской области и на ней отмечены значками города.
Воспитатель: Города тоже имеют гербы, рассмотрите их и расскажите, что интересного вы заметили?
- Все ли они одинаковые?
Дети: Они отличаются по форме, картинкам, цветам.
Воспитатель: В гербе изображают самое главное для города - события, достопримечательности, то, чего нет в других городах; по гербу можно догадаться, чем занимаются его жители.
- На карте у одного города почему-то нет герба. Почему, как вы думаете? Дети: - Может, не придумали для него герб или совсем забыли про него.
Я думаю, нужно узнать об этом городе и придумать ему герб, а потом отметить им город на карте.
2)Создание игровой мотивации.
Воспитатель: Люди, которые отправляются в поход в различные города, чтобы собрать материал о каких-то исторических событиях называются следопыты.
Сегодня мы с вами следопыты и задание у нас узнать еще об одном из городов Уральского края.
- Одевайте свои отличительные воротнички белого, синего, красного цвета.
Воспитатель: Город находится от г. Екатеринбурга, главного города нашей области, в 47 км на юго-западе.
- Каким видом транспорта будем добираться, ваши предложения?
Дети предлагают: на автобусе, пешком, железной дорогой, на маршрутке.
Решили на маршрутном такси.
Воспитатель: Поехали! (Звучит музыка, дети переходят в другую часть группы).
3) Основная часть.
1) Беседа об истории герба. (выставляется макет стелы)
Воспитатель: Дети, обратите внимание, при въезде в любой город устанавливается специальный знак, он называется стела. Повторите, это новое для вас слово. На этом знаке можно прочитать название города, дату его появления и увидеть герб или одну из частей герба.
- Кто сможет прочитать название города?
Дети: Город называется Полевской.
Воспитатель: Появился город в 1718 году.
- Чего мы не видим на знаке?
Дети: На стеле отсутствует герб.
Воспитатель: Историю города можно узнать в городском музее, давайте отправимся туда, а помогут нам работники этого музея - Андрей, Данил, Ира.
Воспитатель предлагает детям подумать и разделиться на три группы. (дети распределяются по цветам воротничков).
Воспитатель: Напомню, что любой герб расположен на поверхности, сделанной в форме щита. (кладёт его на пол)
- А дальше мы слушаем работников музея.
Андрей: В очень далекие времена жители нашего города нашли ценное полезное ископаемое, а называлось оно - руда. Построили завод и стали в огне плавить руду, чтобы получить металл. Этот металл назывался медью, а завод медеплавильным. Теперь на этом месте находится машиностроительный завод. На заводских слитках меди ставили (показываю) вот такую печать завода - кольцо, соединенное с крестом. Этот знак вошел в герб нашего города (кладет на щит).
Данил: Позже в нашем городе появился завод, где изготовляли железо. Он так и назывался - железоделательный. На своей продукции рабочие ставили отличительный знак завода - это восьмиконечная звезда, которая называлась северной звездой. Сейчас это знаменитый в стране Северский трубный завод (кладет звезду на щит).
Ира: В нашем городе родился и жил знаменитый уральский писатель П. П. Бажов. О природных богатствах нашего города он писал в своих сказах. Его знаменитый каменный цветок и золотая ящерка стали главным украшением герба (кладет на щит герба).
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: На щите лежат отличительные знаки города Полевского, нужно только их правильно расположить. (располагают правильно все элементы)
Воспитатель: Обратите внимание на выставку гербов в нашем музее. Найдите среди них герб г. Полевского (дети показывают).
Воспитатель: Чем он отличается от того, что расположено у вас на щите?
Дети: На выставке герб цветной, а у нас нет.
Воспитатель: Какие будут предложения?
Дети: Раскрасить знаки разными цветами.
Воспитатель: Какие нужно использовать цвета смотрите на выставку.
Группа детей в белых галстуках получает цветок и проходит к столу с красками, группа детей в голубых галстуках получают змейку и подходят к столу справа, группа детей в красных галстуках получают звезду и кольцо и идут к столам слева.
2) Продуктивная деятельность - ручной труд.
Объяснение задания для каждой группы детей:
Для оформления змейки: желтые бумажные салфетки накатать в шарики, наклеить с помощью клея шарики по всему туловищу змейки
Для оформления звезды и кольца: зеленые бумажные салфетки скатать в шарики и обклеить контур (край) фигур.
Для оформления цветка: наносим рисунок на форме каменного цветка желтыми восковыми мелками, после на него накладываем краску зеленых оттенков.
Для оформления щита: обклеиваем края щита зелеными полосками клейкой пленки.
1)Самостоятельная работа детей.
2)Сбор герба из цветных частей.
3) Заключительная беседа.
Воспитатель: Кто вспомнит, как называется специальный знак, который устанавливают при въезде в город?
Дети: Этот знак называется стела.
Воспитатель: Помогите мне закрепить герб.
Воспитатель: Следопыты узнали об отличительных знаках города Полевского и справились с заданием - теперь у города есть свой отличительный знак.
- Как по-другому сказать, что у города появилось?
Дети: У города появился символ и он установлен на стеле.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у города Полевского флаг?
- Это еще один символ (показывает белое полотнище). Видите, флаг белый, сейчас на нем появится изображение. Снимите свои воротнички, аккуратно отсоедините концы, поверните их другой стороной - на полосках есть изображение.
Задание: Нужно из отдельных частей собрать целую картинку.
Самостоятельная деятельность детей.
Итог.
Воспитатель: Что общего у флага и герба?
Дети: Знаки, они являются символами города Полевского.
Воспитатель: Теперь можно возвратиться обратно к карте, к тому месту, где мы с вами начали разговор.
- Герб какого города должен появиться на карте?
Дети: На карте нужно поместить герб города Полевского (помещают знак, звучит музыка, дети на маршрутном такси уезжают).