Нурия Чайникова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебный мир дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» «Безопасность», «Здоровье», «Социализация».
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами обследования («Познание»)
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебный мир дерева и металла“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
2. Способствовать освоению ребенком соответсвующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследования, понимать значение слова «металл» («Металл»)
3. Обогащать представления детей об источниках опасности в быту («Безопасность»)
Развивающие задачи:
1. Развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира («Познание»)
2. Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций(«Здоровье»(«Безопасность»)
3. Развивать умение аккуратно вырезать и наклеивать детали; набирать достаточное количество клея на кисть, аккуратно прижимать к основе («Художественное творчество»)
4. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия («Коммуникация»)
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия («Социализация»)
2. Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно («Коммуникация»)
3. Воспитывать культуру поведения детей и толерантности по отношению друг к другу («Социализация»)
Словарная работа:
-опыт
-свойство
-теплопроводимость
-хрупкая
-шероховата
Индивидуальная работа:
-учить Женю Андреева, Диму Соленова отстаивать свою точку зрения.
Предварительная работа:
Педагога:
-изучение методической литературы;
-приготовление раздаточного материала;
Педагога с детьми:
-загадывание загадок;
-наблюдение за деревьями;
-рассматривание картинок, иллюстраций, энциклопедий;
-проведение игровых ситуаций «Попробуй и скажи так»;
-беседа на тему «Что главнее?;
-чтение художественной литературы Г. Циферов «Самолетик», К. Чуковский «Чудо- дерево»;
-раскрашивание раскрасок с изображением домов, деревьев, транспорта;
-малоподвижная игра «С какого дерева листок», «Наоборот»;
-подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»;
-дидактическая игра «Четвертый лишний», «Найди лишнее».
Демонстрационный материал:
-карандаш
-гвоздь
-ложки (деревянная, металлическая)
-картинки с изображением деревьев.
Раздаточный материал:
-деревянные брусочки;
-тазик с водой;
-металлические пластины, гвоздь, скрепка;
-спил дерева;
-спички 2шт;
-кисточка;
-гуашь;
-лупа;
Методические приемы:
-создание проблемной ситуации: «Отгадать, что находиться в закрытых коробках»;
-опыты;
-решение исследовательских и логических задач;
-опросы и напоминания;
-игра «Наоборот»;
-обследование предметов, материала с помощью разных анализаторов (зрительный, тактильный)
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам поиграть в исследователей! А исследовать мы будем…. Подождите, раз вы исследователи, то попробуем сами найти ответ на вопрос: «Что в этих коробках?» Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы, нашла вот эти две коробки. А на них надпись: «Открыть любознательным, детям средней группы».
Воспитатель: А вы хотите узнать, что в них? (Ответы детей)
Воспитатель: А как узнать в какой посылке, что находится? (Ответы детей)
Воспитатель: А если не смотреть, как узнать? ( Ответы детей: потрогать, понюхать, определить по звуку и т д.)
Воспитатель: Если мы понюхаем, мы узнаем, что лежит в коробке? Предлагаю понюхать (дети нюхают)
Воспитатель: А как по звуку узнать? Кто попробует? (дети по очереди трясут коробку)
Воспитатель: Вы догадались, что в этих коробках? ( Ответы детей: конфетка, машинка, шарик)
Воспитатель: Отгадайте загадки, тогда вы узнаете, что находится в этих коробках.
Воспитатель загадывает загадки
Загадки:
Металлический Антошка,
На очень тоненькой ножке,
По голове постучишь,
Что – нибудь да смастеришь. (Гвоздь)
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там след кладет. (Карандаш)
Дети отгадывают.
Воспитатель достает из коробки гвоздь и карандаш. А вот и гости! Посмотрите, как они принарядились для встречи с вами!
Воспитатель ставит карандаш и гвоздь на заранее приготовленное место.
Воспитатель: Из чего сделан карандаш? ( Ответы детей: из дерева.)
Воспитатель: Из чего сделан гвоздь? ( Ответы детей: из железа.)
Воспитатель: Назовите, предметы сделанные из металла? ( Ответы детей: машины, самолеты, поезда…и др.)
Воспитатель: А какие вы знаете предметы, сделанные из дерева? ( Ответы детей: стол, стул, дверь, дом…и др.)
Воспитатель: А хотите больше узнать о дереве и металле? ( Ответы детей: да, хотим.)
Воспитатель: Дерево и металл отличаются друг от друга, у них есть свойства, свойства, то - что отличает один предмет от другого
Предлагаю узнать о свойствах дерева и металла, в этом нам помогут опыты. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Дети, пожалуйста, пройдите на свои места за столом
Дети садятся на свои места
Воспитатель: Сядьте прямо, слушайте внимательно.
Опыт 1.
Возьмите в одну руку лупу, в другую деревянный брусок, посмотрите через лупу на брусок, что вы видите? (дети пытаются посмотреть сквозь брусок, (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, деревянный брусок - не прозрачный, сквозь него ничего не видно, молодцы вы очень наблюдательные!
Опыт 2.
Воспитатель: Приступаем к следующему опыту. Какая поверхность у деревянного бруска? Проведите рукой по спилу дерева, еще и еще раз, а теперь по металлической пластине. Что вы ощущаете? (ответы детей)
Воспитатель: Замечательно, дерево – шероховатое, а металлическая пластина - гладкая.
Опыт 3.
Воспитатель : Дерево твердое на ощупь, но если провести металлическим предметом, остается отпечаток, а если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом – отпечатка не остается. Любознательные исследователи приступайте за проведение опыта.
Вывод: Дерево мягче, чем металл.
Опыт 4.
Воспитатель: Следующий опыт, возьмите в руки лупы и внимательно рассмотрите рисунок на спиле дерева (дети рассматривают на спиле дерева кольца). Что вы видите? (ответы детей).
Воспитатель: Каждое дерево имеет свой рисунок, по количеству колец можно сосчитать возраст дерева.
Опыт 5.
Воспитатель: Положите в тазик с водой спичку и металлическую скрепку. Что произошло? (ответы детей).
Вывод: Дерево плавает в воде (оно легкое, а скрепка утонула (предметы сделанные из металла тяжелые, они тонут).
Опыт 6.
Воспитатель проводит сама: Дерево хорошо поддается обработке: его можно пилить, что – то вытачивать (показываю, строгая образец перочинным ножом).
Дети, назовите предметы сделанные из дерева (ответы детей). Как вы думаете, можно детям без разрешения взрослых играть с ножом? Какая беда может с вами произойти? (ответы детей).
Опыт 7.
Дерево хорошо окрашивается, на металл краска не ложится (кисть краски)
Опыт 8.
Воспитатель: Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. Значит он какой? (прочный). Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая)
Опыт 9.
Воспитатель: Ребята, сейчас я расскажу, еще об одном свойстве, подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода.
Дети подходят к воспитателю
Я кладу в тарелку деревянную ложку и металлическую, как вы думаете, что произойдет? (ответы детей) Как ты думаешь Миша, Даша?
Воспитатель: Это свойство называется теплопроводимость. В этом слове спрятались два слова. Догадайтесь, какие? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это слово состоит из слов: тепло, проводить, то есть проводит тепло.
Воспитатель: Как называется это свойство Маша, Петя? (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Воспитатель: Вставайте в круг, поиграем и игру: «Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно слово, а вы отвечаете противоположное слово. Например: шероховатый- гладкий, плавает-тонет, прочное- хрупкое, теплое –холодное, мягкий- твердый, окрашивается- течет.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, назовите свойство дерева (то, что отличает его от других материалов)
Дети: Дерево не тонет в воде, не прочное, хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах.
Воспитатель: Да, вы очень сообразительные и самые настоятельные исследователи. Что вам больше всего понравилось? ( ответы детей: проводить опыты, играть в игру, смотреть на опыт и т. д.)
Воспитатель: Вика, Данила - вы очень порадовала своей сообразительностью, Дима, Милена, Настя - были самыми внимательными, а Вася, Артем, Яна – такие любознательные! Диана, Настя, Дима – наблюдательные. Спасибо нашим гостям карандашу и гвоздю. Оставайтесь с нами и понаблюдайте, как играют наши дети. Всем спасибо ребята, я вами очень довольна, можете поиграть.