Елена Воронина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе
по ознакомлению с окружающим
на тему: «Осень»
Воронина Елена Евгеньевна
воспитатель,
высшая квалификационная категория
Кинешма
2022 год
Цель: уточнить, обобщить знания детей об осени, осенних приметах и подготовке природы к зиме.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания детей об осенней поре года и подготовке к зимнему периоду,
- продолжать формировать у детей обобщенное представление о живой и не живой природе в период перехода от осени к зиме;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим „Осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к жизни обитателей леса;
- развивать внимание и память;
- развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе;
- воспитывать желание помогать птицам и животным.
Словарь: дождливая, ветреная, хмурая, туманная.
Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени, осенние листочки, аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года», аудиозаписи со звуками осеннего леса, звуками дождя и грома, звуками шуршащих листьев, шумом ветра. Презентация «Осень», ватман с заготовленными заранее деталями творческой работы.
Предварительная работа: наблюдение за осенней погодой, беседы об осени и ее приметах, о жизни диких животных и птиц в лесу. Рассматривание на прогулке осенних деревьев и их листьев.
Ход НОД:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: ребята, я сегодня пришла в детский сад, а на столе лежит конверт с письмом. А вот от кого это письмо, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Пришла без красок, без кисти,
И перекрасила все листья.
Дети: осень!
Воспитатель: Да, ребята, это письмо от осени. Давайте узнаем, что написала нам Осень (воспитатель читает письмо).
«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
И зазолотились листья у березы.
Друзья, я вас приглашаю в осенний лес!»
Воспитатель: ребята, принимаем приглашение осени?
Дети: да, принимаем!
Воспитатель: а вы любите путешествовать? (да). Но прежде чем отправиться в путь, я хочу проверить какие вы внимательные.
Психогимнастика на концентрацию внимания.
Игровое упражнение «Что звучит?» ( слушание аудиозаписи: звук дождя и грома, звук шуршащих листьев, шум ветра. Дети внимательно слушают и отвечают, что они услышали).
Воспитатель: молодцы! Ребята, перед тем как отправиться в лес, давайте вспомним с вами правила поведения в лесу. Дети: нельзя разводить костер, ломать ветки деревьев и кустарников, разрушать муравейники… (показ карточек).
Воспитатель: умнички! Тогда в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти на носочках, пятках, «как медведи». Вот мы и пришли в лес! (дети присаживаются на стулья).
Воспитатель: вот мы и пришли в осенний лес!
СЛАЙД 1.
Воспитатель: а вот и первое задание от Осени :
Назовите, пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: молодцы! Ребята, а давайте послушаем Полину, она нам расскажет стихотворение об осени.
Наступила осень,
Пожелтел наш сад.
Листья на березе
Золотом горят.
Не слыхать веселых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.
Воспитатель: спасибо, Полина! Ребята, а кто мне скажет, что происходит в это время в садах и огородах?
СЛАЙД 2.
(ответы детей).
Воспитатель: правильно, дети! Поэтому осень и называют порой урожая. А вы, интересно, умеете различать фрукты и овощи. Вот вам второе задание от осени : нужно разобрать урожай. У меня на подносе много овощей и фруктов. Вам надо разложить по корзинкам урожай. Приглашаю двоих детей, они выполняют задание. Проверяем вместе.
Воспитатель: молодцы! Ребята, а как вы думаете, на чем растут фрукты, а овощи, где? (ответы детей).
Воспитатель: умнички! Мы с вами сделали запасы, а в лесу кто делает запасы и какие? (дети перечисляют желуди, орехи, рябину и т. п.).
Воспитатель: птицы и звери с удовольствием едят их и запасают на зиму.
СЛАЙД 3, 4, 5.
Воспитатель: дети, вы знаете, что погода осенью бывает разная.
У меня в руках мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Я кидаю вам мяч, а вы должны ответить, какая погода.
Словесная игра «Погода осенью» (игра с мячом).
Когда идет дождь – дождливая, когда дует ветер – ветреная, когда холодно – холодная, когда пасмурно – пасмурная, когда сыро – сырая, когда хмуро – хмурая, когда ясно – ясная, когда солнечно – солнечная, когда туман – туманная.
Воспитатель: отлично, вы справились с заданием. Дети, а сейчас посмотрите на эту картинку. Что вы видите на ней?
СЛАЙД 6.
Дети: птицы улетают на юг, в теплые края.
Воспитатель: правильно. Многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. А почему они улетают? (осенью и зимой очень холодно, птицам нечего кушать, исчезают насекомые и растения, листья деревьев).
Воспитатель: деревья и кусты тоже готовятся к зиме. Сначала на деревьях зеленые листья.
СЛАЙД 7.
Потом они меняют цвет. Назовите, какими они становятся?
СЛАЙД 8.
Дети: желтыми, красными, бордовыми, коричневыми и оранжевыми.
Воспитатель: правильно, а потом они постепенно сбрасывают листву.
А какие деревья остаются зелеными, кто знает?
СЛАЙД 9, 10.
Воспитатель: да, только ель и сосна не расстаются со своими иголочками. Они круглый год остаются с зеленой хвоей.
Воспитатель: ребята, а вы любите играть? (да). Тогда давайте превратимся в осенние листочки.
Физкультминутка «Осенние листочки».
Раз и два – повернись, вновь по лесу ты пройдись.
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай.
Ветер по лесу летал, ветер листики считал:
Лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной,
Лист осины, лист рябины - вот такой букет лесной!
Воспитатель: дети, посмотрите на картинку.
СЛАЙД 11.
Это середина осени. Ее часто называют золотой. А кто мне скажет почему?
Дети: потому что листочки на деревьях становятся желтыми, а на солнце кажутся золотыми.
Воспитатель: но вот наступает конец осени. Деревья сбросили свои листья и стоят голые. Часто идет дождь, дует ветер. Иногда в конце осени выпадает снег.
СЛАЙД 12.
Природа ждет зимы и мы скоро с вами будем прощаться с осенью и встречать зимушку – зиму.
СЛАЙД 13.
Воспитатель: а я вам предлагаю на память о нашей красивой, золотой осени сделать осенний букет. Мы с вами выполним аппликацию «Осенний букет», но сначала поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки».
Раз, два, три, четыре, пять
(загибают пальчики, начиная с большого,
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«шагают» пальчики по столу).
Самостоятельная работа детей.
Дети под музыкальное сопровождение выполняют работу: намазывают свой листик клеем, затем приклеивают на общую композицию).
Воспитатель: я думаю, что осень нами будет довольна. А нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, повернись, в детском садике очутись!
Рефлексия.
Чем мы сегодня с вами занимались?
Куда мы путешествовали?
Вам понравилось путешествие?
Мы сегодня с вами заканчиваем путешествие, а на память о нашей прогулке по осеннему лесу, Осень в подарок принесла раскраски.