Наталья Ворошилова
Конспект НОД по ознакомлению детей дошкольного возраста с портретной живописью. Беседа «О ком рассказывает портрет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать у детей интерес к новому жанру живописи - портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественного образа, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним.
Задачи:
1. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной).
2. Обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями.
3. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов.
Подготовительная работа.
Система занятий по ознакомлению детей с натюрмортом, пейзажем. Рисование, лепка, аппликация образов людей.
Материалы: Репродукции портретов «Маргот танцует» П. П. Кончаловского; «Смеющийся солдат» (фрагмент картины «Переход Суворова через Альпы») В. И. Сурикова; «Портрет крестьянки в русском костюме» И. П. Аргунова; «Портрет Ф. Юсупова с бульдогом» В. А. Серова; «Портрет Л. Н. Толстого» Н. Н. Ге. Музыкальная пьеса «Грезы» из «Альбома для юношества» Р. Шумана.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, сейчас мы посетим выставку художественных картин и полюбуемся ими. Вы тихо войдете в зал, сами постараетесь походить около картин и внимательно их рассмотреть, а потом вы мне расскажете, про кого эти картины. Когда музыка закончится, подойдете к стульчикам и сядете.
Дети входят под тихо звучащую музыку в зал, подходят к стендам и рассматривают портреты (2 минуты).
Через 2 минуты воспитатель выключает проигрыватель.
- Понравились вам картины? (Ответы детей.)
- Кто изображен на этих картинах? Да, девочка, мальчик, мужчина, женщина, старый человек - взрослые и дети, а в целом - люди. Такие картины называются портретами. Портрет - это изображение реального человека, который живет сейчас или жил когда-то. Портрет должен быть очень похож на человека, которого художник рисует, но художник старается изобразить его так, чтобы все увидели, какой он - добрый или нет, веселый или грустный, хитрый или простодушный.
Обычно художник пишет портрет того человека, которого он знает, любит или уважает. Так, часто художники пишут портреты своих детей или детей знакомых.
Вот посмотрите на картину «Mapгот танцует» Петра Петровича Кончаловского, он нарисовал свою озорницу дочку.
Дети с воспитателем рассматривают картину «Маргот танцует» (П. П. Кончаловский, 1949г.) и воспитатель включает мелодию «Espana Cani», просматривают видео испанского танца и иллюстрации с танцующими людьми.
- Ребята, что это за музыка и как называется танец? (Ответы детей).
- Да, это задорный испанский танец под кастаньеты. Композитор передал его звуками и ритмом.
- А что же увидел художник? (Ответы детей.)
- Он увидел, как его шалунья и озорница дочка красиво и изящно танцует испанский танец. Маргарита играла с мячиком, прыгала через скакалку, но вдруг услышала музыку и стала танцевать. Это увидела ее мама и нарядила дочку в свое шелковое синее платье с тремя оборками внизу и на рукавах. Под него надела пышную белую юбку. На шею повязала ярко-желтый платок. Какое красивое получилось сочетание цветов – холодного синего с ярко-желтым! Мама прикрепила в волосы девочке два цветка. Получилась очаровательная испанка!
- Посмотрите на лицо девочки и расскажите, какое у нее настроение. (Ответы детей.)
- Веселое, озорное, лукавое, задорное - у нее открыт в улыбке рот, видны даже беленькие зубки. Большие карие глаза весело поблескивают и смотрят прямо на нас. Волосы у девочки пышные, темно-каштановые.
- А теперь расскажите, что же делает девочка? (Ответы детей.)
- Как вы догадались? Поза танцующего человека - поднятые руки и ножка.
- А что это у нее в руках? Погремушки, как кастаньеты у танцовщицы, отбивают ритм.
- Как красиво смотрится изящная и яркая фигурка девочки на светлом фоне! Как бы вы назвали этот портрет? (Ответы детей.)
- А художник назвал свою картину «Маргот танцует». Он с мягким юмором и любовью назвал дочку немного по-испански. А сейчас послушаем еще испанскую мелодию и, глядя на девочку, представим, что она танцует под эту музыку. (в конце можно предложить детям включиться в танец.)
- Иногда портреты художнику заказывают, а иногда он сам выбирает себе модель, то есть того, кого он хочет нарисовать. Например, Николай Николаевич Ге очень уважал известного писателя Льва Николаевича Толстого, он его и нарисовал - посмотрите на портрет.
- А вот портрет мальчика Феликса Юсупова художнику Валентину Александровичу Серову заказали его родители. Мальчик очень любил свою собачку - бульдога, художник и его нарисовал.
- Понравились вам портреты? (Ответы детей). Мы еще с ними увидимся в нашей «Картинной галерее». Сейчас давайте еще раз посмотрим на них, полюбуемся и послушаем прекрасную музыку.