Наталья Мурзаева
Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Всё про воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «РУЧЕЕК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «РУЧЕЁК»)
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по окружающему миру для детей подготовительной к
школе групп
(реализующей в непосредственно-образовательной области
Познание)
"Все про воздух"
Подготовила :
Морозова Татьяна Викторовна
Г. Ноябрьск
Программные задачи:;
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе „Всё про воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Образовательная задача: Систематизировать и уточнить представления о свойствах воздуха и способами его обнаружения
• Развивающая задача: Развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь детей (безголосый, бескрылый, водоем, легенда).
• развивать зрительное и слуховое восприятие;
• учить детей делать умозаключения, выводы, обобщения;
• продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
• Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.
• Расширять и активизировать словарь.
• Воспитательная задача: Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
• воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы со мной пойти в лабораторию к профессору Почемучкину, чтобы он вам показал новые опыты?
Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.
(Ответы детей) (не кричать, не трогать ничего, работать на своих местах)
Воспитатель: Странно, где же сам профессор Почемучкин?
Воспитатель: Почему его нет. Вот его халат, и записка какая-то.
Почемучкин: Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил Вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания, а вы вместе с Татьяной Викторовной позанимаетесь в лаборатории. Желаю Вам успешно ответить на все мои вопросы, а если вы правильно ответите, вас ждет сюрприз!
Воспитатель: Ребята, что же за сюрприз приготовил Почемучкин? Я надену этот халат, и мы с вами вместе будем отвечать на вопросы профессора.
- Ну что ж, коль пришли в лабораторию, то без экспериментов нам с вами не обойтись.
- Давайте попрубуем разгадать загадку, о чем же сегодня у нас пойдет речь.
(Дети садятся полукругом)
ЗАГАДКА
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Конечно, же речь пойдет о воздухе.
- Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. И для этого у нас есть лаборатория. (показывает) 2.
- А как вы думаете в комнате находится воздух? Почему(/Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать/.)
- Где его можно увидеть?
Воспитатель. У меня в руках камень, я его могу держать и сжимать в руке? Камень это твердое тело. А воздух я смогу сжать? Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он не твердое тело. Воздух течет? его можно пить. ?Значит, он – не жидкость. Можно сделать вывод: воздух- не твердое тело и не жидкость. Воздух- это газ. Он невидимый, А какого цвета воздух? (безцветный). А запах есть у него? не имеет запаха. Вот наше открытие.
Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Гимнастика для глаз (для детей с нарушением зрения)
Давайте проверим, есть ли воздух?
Возьмем пустую пластиковую бутылку. Опустим в таз с водой, чтобы бутылка начала заполнятся. Из горлышка стали выходить пузыри. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Нам кажется, что бутылка пуста, но на самом деле в ней есть воздух.
- Как можно услышать воздух?
Что в пакете?
Рассмотрите вместе пустой полиэтиленовый пакет. Спросите, что находится в пакете. (рядом положите пакет с воздухом). и закрутите открытый конец так, чтобы пакет стал упругим, затем покажите ребенку наполненный воздухом закрытый пакет и повторите свой вопрос. Откройте пакет — в нем ничего нет. Когда вы открыли пакет, тот перестал быть упругим. Почему это произошло? Оказывается, в нем был воздух! Спросите, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Почувствуй воздух.
Почувствовать воздух можно легко. Помаши картоном или рукой у своего лица. Картон заставит воздух двигаться и ты ощутишь его дуновение на своем лице.
Вывод: воздух невидимый.
Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.
Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.
Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?
Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.
Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.
Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).
(конечно, нет, он же невидимый.)
Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)
Это пузырьки, которые мы выдыхаем.
Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).
Педагог: Потому что воздух легче воды.
Движение воздуха :
-А воздух может двигаться?
Взять стеклянную банку, положить в нее сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить из него воздух прямо в банку.
Вывод: Воздух из воздушного шара, попадая в банку, с силой поднимает вверх сухие листья. И мы увидим, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит, свойство воздуха – это его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остается невидимым.
Движение воздуха :
Возьмем комок бумаги и лист. Будем опускать на пол. На одном расстоянии должны держать. Как вы думаете какая из бумажек первая приземлится.
(когда они падали, то снизу давит воздух. Плоский лист занимает больше места, поэтому на него больше давит воздух и он соответственно падает медленнее, чем комок бумаги.
Физкультминутка
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся)
Надувание шаров
- Ребята, а давайте проверим, много ли воздуха у вас в груди давайте надуем шарики.
(дети надувают шарики и держат их)
- Вы, наверно, не раз видели, как воздушные шарики отпускают и они летают в небе. Вы должны знать, что это для природы вредно. Как вы думаете, почему?
(варианты ответов детей)
- Рано или поздно шарики или лопнут, или из них выйдет воздух и они опустятся на землю или в море, и тогда их могут проглотить животные или рыбы и от этого они умрут. И мы на улице отпускать шарики не будем! Но в группе, где мы можем поднять его и убрать, мы можем это сделать. Давайте сейчас по моей команде мы дружно отпустим свои шарики и посмотрим, что будет.
(отпускают шарики, выходит воздух)
- Что вы чувствуете?
Дети: - Ветер.
Восп. : - Помните, о чем мы только что говорили, что бросать шарики нельзя. И мы их сейчас соберем.
(собирают шарики)
А воздух пахнет?
(ответы детей)
Восп. : - А как же так получается, что когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах?
(ответы детей)
- Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.
- Какие еще запахи может переносить воздух?
- А может ли воздух передавать звуки?
(ответы детей)
(опыт со стаканом и ложечкой)
- От удара ложечкой стекло стакана начинает дрожать, мелко и часто. От этого начинает дрожать, двигаться воздух вокруг стакана. Постепенно это дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим этот звон. Значит, воздух может переносить звук.
Беседа: Кому вообще нужен воздух на земле?
(Животным, растениям, людям)
- Давайте попробуем не дышать. Что почувствовали?
Вывод: воздух нужен всем на земле.
Беседа: Всегда ли воздух нам друг?
Дети. Дают разные ответы.
- Давайте докажем (предлагает варианты).
Где вы можете встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.
Воспитатель. А что значит чистый воздух
Дети. Это когда легко и свободно дышится.
- Часто слышим такое высказывание: Воздух - нам враг.
- Как понимаете эти слова?
А где вы можете встретить грязный воздух?
Дети. Рядом с заводом, где из трубы валит дым, на улице где много машин и т. д
Воспитатель. А что значит грязный воздух?
Дети. Это когда дышать трудно и вредно.
Воспитатель. Правильно, не зря гласит поговорка "Солнце воздух и вода наши лучшие
- Что нужно сделать для того, чтобы воздух был чистый и все были здоровым?
Итог:
Что интересного мы узнали о воздухе?
- Что воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
- Воздух невидим, прозрачен.
- Воздух может двигаться.
- И еще очень важное свойство воздуха. Сам он не имеет запаха, но он может переносить запахи. Мы не слышим воздух, но когда он движется, он может переносить звуки.
Воздух необходим всем нам. Без него жизни нет!
- Вот и закончилось наше путешествие в лабораторию Почемучки. Помните, что Почемучкин обещал вам сюрприз. И конечно он его и передал для вас. Что это как думаете? (мыльные пузыри). Мы обязательно попрубуем надуть пузыри и еще раз убедимся, что они надуваются за счет нашего с вами воздуха.
- Молодцы!