Татьяна Яковлева
Конспект НОД по обучению грамоте старших дошкольников «Поможем Незнайке нарисовать человека»
▼ Скачать
Цель:
Развивать фонематический слух детей
Задачи:
1. Закреплять навык нахождения места звука в слове.
2. Совершенствовать операции звукового анализа и синтеза слов.
3. Расширять словарный запас по теме «Части тела человека».
4. Учить подбирать слова со схожим смыслом.
5. Дать понятие слов-омонимов.
6. Развивать логическое мышление, воображение, пространственные представления.
7. Совершенствовать мелкую моторику.
8. Учить работать в коллективе, воспитывать в детях чувство взаимопомощи и толерантность.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте старших дошкольников „Поможем Незнайке нарисовать человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
9. С помощью здоровьесберегающих технологий способствовать укреплению здоровья детей.
Л. : Посмотрите, сколько гостей к нам пришло сегодня. Мы вежливые, а вежливые люди при встрече что делают? Правильно, здороваются. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (хорошее, радостное, приподнятое)
А если хорошее, давайте улыбнемся друг другу.
Л. : Назовите, пожалуйста, первый звук имени соседа справа.
Л. : Ребята, а что это такое? (Шляпа Незнайки) Кто это мог оставить. Тогда, наверно, и этот рисунок его же. Давайте посмотрим, кого он изобразил (на рисунке искаженное изображение человека с перепутанными местами частями тела).
Ребята, вам нравится? И мне что-то не очень. Я думаю, нужно помочь Незнайке правильно рисовать человека, а для этого нужно много знать. Вот, например, вы знаете, как одними выражением назвать голову, руку, ногу, туловище? (части тела). Вот сегодня мы и поговорим о частях тела человека.
Дети садятся в полукруг около мольберта со стилизованным телевизором.
Л. : У меня для вас сюрприз – волшебный телевизор. Он включается тогда, когда дети отгадывают слово, спрятанное в трех картинках. Вам нужно из первых звуков слов составить четвертое слово. Догадайтесь, что нам покажет телевизор (выставляются картинки с изображением следующих «троек» : носки, облако, санки; ручка, обручи, танк; луна, овцы, брюки). Как вариант добавить: лампа, утка, книга, чтобы потом исключить лишнее.
Л. : Скажите, ребята, что помогает нам разговаривать, произносить звуки? (рот, язык, губы, зубы). Это правильно, а руки умеют разговаривать? Нет? А давайте посмотрим, так ли это и вспомним забавный стишок.
Как живешь? Вот так (жест большим пальцем)
Как плывешь? Вот так (имитация гребков руками)
Ждешь обед? Вот так (ладонь подпирает щеку)
Машешь в след? Вот так
Утром спишь? Вот так.
А шалишь? Вот так.
Значит, руки умеют разговаривать? Что означает этот жест? (палец вверх – синонимичный ряд (хорошо, отлично, замечательно, великолепно классно, махание, руки к себе, нет и т. д.). Мы с вами люди взрослые, у нас руки. А как мы назовем ту же часть тела у малыша? (ручка). Вот эта ручка? (показывается картинка с изображением дверной ручки) Нет. Может, эта? (ручка как пишущая принадлежность). Нет? Но это тоже ручки. У меня есть еще одна картинка. Наконец, показывается картинка с изображением детской ручки.
Л. : Вот как интересно. Три разных предмета, а слово одно.
А у птиц есть руки? А что у них вместо рук? Давайте пройдем за столы и посмотрим на картинки, которые я приготовила для вас.
На столе конверты, в них изображение кукушки и жетон.
- Как называется эта птица? А почему она так называется?
Задание: определить место звука Ш в слове о положить жетон на соответствующую часть тела птицы (голову, если звук в начале слова, живот, если в середине и хвост, если в конце). Слова: шея, уши, живот, душ, школа, кошка, шишки, подмышка.
Л. : А что такое «подмышка»? Где она? Сколько их? Покажите правой рукой левую подмышку.
Л. : На столах у вас еще есть конверты. Загляните, что в них. Это знакомые вам полоски и кружки для составления схемы слов. Доставайте и слушайте слово, к которому нужно составить схему. УСЫ.
Проверка выполнения задания проводится с помощью демонстрации схемы на наборном полотне логопедоми
Л. : Усов у вас еще нет, а вот уши есть. Мы с вами знаем, что массаж ушных раковин очень полезен для нашего организма, давайте его проделаем.
(Можно спросить ребенка, зачем нужно массировать ушные раковины)
Аурикулотерапия :
Тили-тили, тили-бом (загибаются вперед ушные раковины и отпускаются так, чтобы ощутить хлопок,
Сбил сосну зайчишка лбом (оттягиваются мочки вниз и в стороны).
Жалко мне зайчишку: (массируются козелки)
Носит зайка шишку. (массируются вершины козелка)
Поскорее сбегай в лес, (уши растираются ладонями)
Сделай заиньке компресс. (поглаживание ушей ладошками)
Л. : Я думаю, теперь мы с вами без труда поможем Незнайке правильно нарисовать человека. На столах у вас части рисунка, который мы соберем целиком для Незнайки. Возьмите карандаши и аккуратно по точкам нарисуйте каждый свой фрагмент (если остались кусочки, логопед проделывает работу сам)
На столе дети собирают рисунок воедино.
- Мы старались, вместе работали, помогали друг другу. Теперь Незнайка будет знать, как рисовать человека, мы ему помогли.
Подведение итогов. (О чем говорили, что нового узнали, кто отличился)
Л. : На прощанье я хочу оставить вам вот эту книгу – «Моё тело». С ее помощью вы еще больше узнаете о своем теле.