Оксана Мамонтова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Мамонтова Оксана Викторовна, учитель-логопед
Цель:
1. Познакомить детей с понятием "слово", объяснить, что слово состоит из звуков. Учить дифференцировать понятие "звук -слово", различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.
2. Развивать фонематический слух, связную речь, общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление.
3. Воспитывать у дошкольников культуру общения,навыки сотрудничества в игре и на занятии.
Оборудование:
1. Сюжетные картинки "Сад. Лес. ".
2. Предметные картинки: обитатели леса, фрукты, овощи, цветы, игрушки, животные).
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Что такое-слово?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Кружочки - символы звуков, полоски - символы слов по количеству детей.
4. Мешочек с предметами (игрушками).
Ход НОД
1. Организационный момент: Упражнение "Лягушки"
Дети стоят в кругу, а один ребенок выходит в середину круга, затем называет имя ребенка, который произнесет"ква-ква-ква!".
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Увидали комара,
Закричали: "Ква-ква-ква!".
2. Чтение стихотворения.
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что только видит глаз -
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
- Сегодня мы познакомимся с понятием "слово", будем учиться различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.
3. Беседа по сюжетным картинкам "Сад. Лес".
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:
- Что вы увидели в саду? (Деревья, груши, яблоки.)
- А кого вы увидели в лесу? (Лису, волка, зайца.)
- Вы сказали много слово. А все слова звучат по разному, потому что в них есть звуки. запомните, что слова состоят из звуков.
4. Игры на развитие фонематического слуха и восприятия.
1) Игра "Собери слово"
Логопед выставляет картинку "мак", под ней - три кружочка, затем предлагает послушать, как они "оживают" и превращаются в звуки: м,а,к.
- Эти звуки можно "разбросать". "Бросим" влево звук м, перед собой - звук а, вправо - звук к. Опять "соберем" их - м, а, к. Получилось слово"мак". Все слова состоят из звуков.
2) Игра "Живые и неживые слова"
Задание 1. Детям предлагается прослушать стихотворение, затем назвать слово - предмет о котором в нем говорится.
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы: до неба шар
Никак не долетит.
Логопед объясняет детям слово "шар" - это предмет, его можно увидеть, потрогать, описать. Шар - это неживой предмет, игрушка.
Задание 2. Загадка:
На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)
- Слово "волк" обозначает живой предмет, животное.
5. Игра "Что в мешочке?"
Дети достают предмет из мешочка, называют, затем подбирают к нему слово- действие, отвечающее на вопрос "Что делает?"
Например" мяч - (что делает) прыгает, скачет, летит.
6. Физкультминутка «Осенний сад»
Как румян осенний сад! - легкие хлопки по щекам.
Всюду яблоки висят. - поднимают руки вверх.
Краснобоки, краснощеки, - руки на поясе.
На ветвях своих высоких - поднимают руки вверх.
Точно солнышки горят! - соединить руки в круг "солнышко".
7. Игра "Цепочка"
Дети встают в круг, логопед показывает предметную картинку и предлагает ребёнку назвать по цепочке слова-признаки, отвечающие на вопрос " Какой? Какая? Какие? ".
Например: слива-(какая) синяя, спелая, круглая.
8. Пальчиковая гимнастика.
У Лариски-(пальцы сжаты в кулачки)
Две редиски. (разгибают два мизинца на обеих руках)
У Алёшки-(пальцы сжаты в кулачки)
Две картошки. (разгибают два безымянных пальца на обеих руках)
У Серёжки сорванца-(пальцы сжаты в кулачки)
Два зелёных огурца. (разгибают два средних пальца на обеих руках)
А у Вовки-(пальцы сжаты в кулачки)
Две морковки. (разгибают два указательных пальца на обеих руках)
Да ещё у Петьки-(пальцы сжаты в кулачки)
Две хвостатых редьки. (разгибают два больших пальца на обеих руках)
9. Работа в тетради:
Упражнение "Укрась предмет"
Задание: Нарисовать предметы по памяти.
10. Итог занятия (педагог положительно оценивает деятельность каждого ребёнка)
Литература:
Астафьева Е. О. "Играем, читаем, пишем"; Нищева Н. В. "Мой букварь"; Пожиленко Е. А. "Волшебный мир звуков и букв"; Чистякова М. А. "Психогимнастика".