Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»

Оксана Мамонтова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»
▼ Скачать + Заказать документы

Составитель: Мамонтова Оксана Викторовна, учитель-логопед

Цель:

1. Познакомить детей с понятием "слово", объяснить, что слово состоит из звуков. Учить дифференцировать понятие "звук -слово", различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.

2. Развивать фонематический слух, связную речь, общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление.

3. Воспитывать у дошкольников культуру общения,навыки сотрудничества в игре и на занятии.

Оборудование:

1. Сюжетные картинки "Сад. Лес. ".

2. Предметные картинки: обитатели леса, фрукты, овощи, цветы, игрушки, животные).

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Что такое-слово?“» размещена в разделах

3. Кружочки - символы звуков, полоски - символы слов по количеству детей.

4. Мешочек с предметами (игрушками).

Ход НОД

1. Организационный момент: Упражнение "Лягушки"

Дети стоят в кругу, а один ребенок выходит в середину круга, затем называет имя ребенка, который произнесет"ква-ква-ква!".

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: "Ква-ква-ква!".

2. Чтение стихотворения.

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз -

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

- Сегодня мы познакомимся с понятием "слово", будем учиться различать слова обозначающие предметы, признаки, действия.

3. Беседа по сюжетным картинкам "Сад. Лес".

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки и ответить на вопросы:

- Что вы увидели в саду? (Деревья, груши, яблоки.)

- А кого вы увидели в лесу? (Лису, волка, зайца.)

- Вы сказали много слово. А все слова звучат по разному, потому что в них есть звуки. запомните, что слова состоят из звуков.

4. Игры на развитие фонематического слуха и восприятия.

1) Игра "Собери слово"

Логопед выставляет картинку "мак", под ней - три кружочка, затем предлагает послушать, как они "оживают" и превращаются в звуки: м,а,к.

- Эти звуки можно "разбросать". "Бросим" влево звук м, перед собой - звук а, вправо - звук к. Опять "соберем" их - м, а, к. Получилось слово"мак". Все слова состоят из звуков.

2) Игра "Живые и неживые слова"

Задание 1. Детям предлагается прослушать стихотворение, затем назвать слово - предмет о котором в нем говорится.

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

Логопед объясняет детям слово "шар" - это предмет, его можно увидеть, потрогать, описать. Шар - это неживой предмет, игрушка.

Задание 2. Загадка:

На овчарку он похож, что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)

- Слово "волк" обозначает живой предмет, животное.

5. Игра "Что в мешочке?"

Дети достают предмет из мешочка, называют, затем подбирают к нему слово- действие, отвечающее на вопрос "Что делает?"

Например" мяч - (что делает) прыгает, скачет, летит.

6. Физкультминутка «Осенний сад»

Как румян осенний сад! - легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят. - поднимают руки вверх.

Краснобоки, краснощеки, - руки на поясе.

На ветвях своих высоких - поднимают руки вверх.

Точно солнышки горят! - соединить руки в круг "солнышко".

7. Игра "Цепочка"

Дети встают в круг, логопед показывает предметную картинку и предлагает ребёнку назвать по цепочке слова-признаки, отвечающие на вопрос " Какой? Какая? Какие? ".

Например: слива-(какая) синяя, спелая, круглая.

8. Пальчиковая гимнастика.

У Лариски-(пальцы сжаты в кулачки)

Две редиски. (разгибают два мизинца на обеих руках)

У Алёшки-(пальцы сжаты в кулачки)

Две картошки. (разгибают два безымянных пальца на обеих руках)

У Серёжки сорванца-(пальцы сжаты в кулачки)

Два зелёных огурца. (разгибают два средних пальца на обеих руках)

А у Вовки-(пальцы сжаты в кулачки)

Две морковки. (разгибают два указательных пальца на обеих руках)

Да ещё у Петьки-(пальцы сжаты в кулачки)

Две хвостатых редьки. (разгибают два больших пальца на обеих руках)

9. Работа в тетради:

Упражнение "Укрась предмет"

Задание: Нарисовать предметы по памяти.

10. Итог занятия (педагог положительно оценивает деятельность каждого ребёнка)

Литература:

Астафьева Е. О. "Играем, читаем, пишем"; Нищева Н. В. "Мой букварь"; Пожиленко Е. А. "Волшебный мир звуков и букв"; Чистякова М. А. "Психогимнастика".

Публикации по теме:

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

Развивающее пособие для детей 4–7 лет «Город звуков».Развивающее пособие для детей 4–7 лет «Город звуков». Программные задачи: 1. Знакомство с понятием «звук», «гласный звук», «согласный звук». 2. Учить распознавать гласные и согласные звуки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»
Опубликовано: 12 октября 2014 в 15:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Что такое-слово?»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Мамонтова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД