Гульназ Шарифуллина
Конспект НОД по обучению детей татарскому языку «В мире цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу, интерес к изучению татарского языка.
Развивающие. Упражнять детей в использовании простых предложений, согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными, в выражении просьб, в задавании вопросов; развивать эмоциональную отзывчивость, творческую самостоятельность, эстетический вкус.
Публикация «Конспект НОД по обучению детей татарскому языку „В мире цвета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Татарстан
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные. Закрепить знания детей о красном, желтом, синем, зеленом цветах; уточнить и активизировать словарный запас детей названиями игрушек, посуды, одежды, мебели, овощей и фруктов.
Интеграция: образовательных областей: “Татарский язык для русскоязычных детей”, “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Художественное творчество”, “Физическая культура”, “Музыка” «Чтение художественной литературы»
Ход НОД:
Под музыку из мультфильма «Простоквашино» входит мальчик Фидаил.
Ф: Матур кызлар, иснмесез!
Дети: Иснмесез!
Ф: Малайлар, херле кн!
Исемем минем Фидаил
Ярдм сорарга килдем.
-Ребята, я пришел просить у вас помощи. У меня есть карта, ведущая к кладу. На карте много различных цветов. Я давно не ходил в детский сад и не знаю названия цветов. Мне сказали, что вы изучаете русский и татарский языки и много знаете. Хотите мне помочь найти клад?
Дети: Да!
Ф: А давайте, чтобы нам было веселее, позовем моих друзей. Кто же они?
Дети: Мияу и Акбай. Мияу, кил монда! Акбай, кил монда!
Под музыку из мультфильма «Простоквашино» входят Акбай и Мияу.
Акбай и Мияу: Слам, балалар!
Дети: Слам!
Акбай и Мияу: Хллр ничек?
Дети: йбт, рхмт! Хллр ничек, Акбай, Мияу!
Акбай и Мияу: йбт, рхмт!
Ф: Ну вот, все в сборе, отправляемся в путь. Встаем парами и напеваем:
Мин барам, барам, барам
Фидаилга булышам (Слайд №1– фрагмент из мульфильма, когда герои отправляются за кладом)
1-ая остановка.
Ф: Чтобы угадать 1-ый цвет, надо разгадать загадку (Слайд №2)
Ф: Какой цвет спрятался, ребята?
Дети: Желтый.
Ф: А как же по-татарски будет желтый цвет?
Дети: Сары.
Ф: Чтобы пойти дальше, нам надо выполнить задание. Я вам раздам игрушки, а вы должны их назвать и определить цвет (сары туп, сары машина, сары шар,сары аю, сары песи, сары эт)
После того, как дети назвали игрушки, Фидаил, показывает игрушку соседа, спрашивает:
-Настя, бу кызыл туп?
Настя: Юк, сары туп.
Ф: Глеб, бу яшел машина?
Глеб: Юк, бу сары машина.
Ф: Ребята, какие вы молодцы! Мы можем идти дальше.
Вместе: Мин барам, барам, барам
Фидаилга булышам!
2-ая остановка.
Ф: Чтобы угадать следующий цвет, надо разгадать загадку (Слайд №3)
Ф: Ребята, а здесь какого цвета не хватает?
Дети: Красный.
Ф: А как же по-татарски будет красный цвет?
Дети: Кызыл.
Ф: Ух, какие молодцы. И на этой остановке мы должны выполнить задание.
На столе лепестки, а на них картинки одежды и мебели разных цветов. Каждый из вас выберит картинку того цвета, где мы сейчас остановились и вы все вместе составите один большой цветок. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный.
Дети собирают цветок из красных предметов.
Ф: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Миша, бу нрс?
Миша: Бу кызыл урындык.
Ф: Катя, бу нрс?
Катя: Бу кызыл клмк.
Ф: Как много вы знаете! Мы можем идти дальше.
Вместе: Мин барам, барам, барам
Фидаилга булышам!
3-я остановка.
Ф: Ребята, внимательно посмотрите на экран и угадайте следующую цветную остановку (Слайд №4)
Дети: Синий.
Ф: А вы знаете, как будет синий цвет по-татарски?
Дети: Згр.
Ф: Нас ожидает следующее испытание. Мы должны с вами попасть в магазин посуды. Нам в этом поможет волшебный шарф. Балалар, шарф нинди? (матур, згр, чиста, йомшак, зур шарф). А теперь все соберемся под этим шарфом и по-татарски посчитаем до 10. (Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун)
Ф: Вот мы в магазине. (Слайд №5). Какого цвета предметы в магазине?
Дети: Згр.
Ф: Давайте купим посуду, она нам пригодится в пути.
Работа парами (продавец и покупатель) на интерактивной доске.
Женя: Иснмесез!
Таня: Иснмесез!
Женя: Хллр ничек?
Таня: йбт, рхмт. Нрс кирк?
Женя: Тлинк (чынаяк, кашык) кирк.
Таня: Нинди тлинк?
Женя: Згр тлинк (чынаяк, кашык)
Таня: Нич тлинк (чынаяк, кашык?
Женя: Бер тлинк (чынаяк, кашык)
Таня: М бер згр тлинк (чынаяк, кашык)
Женя: Рхмт. Сау булыгыз.
Таня: Сау булыгыз.
Ф: Молодцы, ребята, вот мы и посуду купили, а я теперь знаю как будет синий цвет – згр! Мы можем идти дальше.
Вместе: Мин барам, барам, барам
Фидаилга булышам!
На пути светофор (Слайд №6, горит красный цвет.
Ф: Ребята, мы можем идти дальше?
Дети: Нет – Юк!
Ф: Нинди тс?
Дети: Кызыл.
Слайд №7 – горит желтый цвет.
Ф: йдгез, балалар, барабыз!
Дети: Юк, сары тс.
Ф: А на какой цвет можно переходить дорогу?
Дети: На зеленый.
Ф: А как будет по-татарски зеленый цвет?
Дети: Яшел.
4-ая остановка.
Ф: Чтобы загорелся этот цвет, мы должны выполнить следующее задание. Послушайте стихотворение:
Яшел тс – матур тс,
Яшел тс бик кирк.
Кыяр, алма, кбестдн
Булмый йбер тмлерк!
Ф: О чем это стихотворение? (Зеленые фрукты и овощи).
Ф: Мы должны наполнить корзину овощами и фруктами (Большая корзина приклеена на ватман). На столе картинки, но на них нет цвета, вы должны разукрасить нужные картинки овощей и фруктов в зеленый цвет. Для этого спросите у меня нужные карандаши.
Настя: Фидаил, яшел карандаш бир.
Ф: М, Настя, яшел карандаш.
Настя: Рхмт.
Дети разукрашивают овощи и фрукты в зеленый цвет, намазывают клей и приклеивают на ватман.
Ф: Костя, бу нрс?
Костя: Бу кбест (кыяр, виноград, груша, алма, крыжовник, карбыз).
Ф: Молодцы! Булдырдыгыз, балалар!
Слайд №8 – загорается зеленый цвет.
Ф: Теперь мы можем идти.
Вместе: Мин барам, барам, барам
Фидаилга булышам!
Слайд №9 – клад.
Ф: Ура!Мы выполнили все задания и нашли клад. А давайте споем песню
(Фидаил раздает детям мячи разного цвета) :
1)Туп, туп, кызыл туп (выходят в центр круга дети, у кого красный мяч)
Сикер, сикер, кызыл туп.
Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун,
Сикер, сикер кызыл туп.
2) Туп, туп, яшел туп (выходят в центр круга дети, у кого зеленый мяч)
Сикер, сикер, яшел туп.
Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун,
Сикер, сикер яшел туп.
3) Туп, туп, сары туп (выходят в центр круга дети, у кого желтый мяч)
Сикер, сикер, сары туп.
Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун,
Сикер, сикер сары туп.
4) Туп, туп, згр туп (выходят в центр круга дети, у кого синий мяч)
Сикер, сикер, згр туп.
Бер, ике, ч, дрт, биш, алты, иде, сигез, тугыз, ун,
Сикер, сикер згр туп.
Ф: Чтобы открыть клад, нам надо вспомнить вежливые слова (Иснмесез, иснме, слам, херле кн, рхмт, сау бул, сау булыгыз)
Открывается сундук
Ф: Нрс бар?
Дети: Медаль.
Ф: Здесь медали разных цветов. Сейчас вы подумаете на какой цветной остановке вы быстрее и првильнее выполнили задание и спросите у меня медаль такого же цвета.
Дети: Кызыл (сары, яшел, згр) медаль бир.
Ф: М, кызыл (сары, яшел, згр) медаль.
Дети: Рхмт.
Ф: А теперь нам надо возвращаться в детский сад.
Вместе: Мин кайтам, кайтам, кайтам,
Бакчага кайтам, кайтам!
Ф:Ребята, я понял, что самое большой клад – это наши знания. И вы, ребята, заслужили эти медали. Рхмт! Я обязательно буду ходить в детский сад и школу, чтобы много знать! Сау булыгыз, балалар!
Дети: Сау бул Фидаил, Мияу, Акбай!