Елена Скрипачева
Конспект НОД по образовательной области «Музыка» для детей старших групп «В мире музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В мире музыки»
Возраст: 5-6 лет.
Программное содержание:
- продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
- введение регионального компонента в содержание музыкального занятия;
- формировать музыкальную культуру на основе знакомства с татарской классической му-зыкой;
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Музыка“ для детей старших групп „В мире музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- продолжать развивать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную отзывчивость на неё;
- познакомить с творчеством татарского композитора Ф. Яруллина;
- закреплять навыки исполнения танцевальных движений под музыку, отрабатывать навык исполнения татарских танцевальных движений;
- привлечь внимание детей к красоте мира музыки, развивать тембровый слух, чувство ритма.
Интеграция образовательных областей :
• Познание: расширять и уточнять знания детей о музыкальных жанрах, закреплять знания о профессиях деятелей искусства: поэты, художники, композиторы.
• Социализация: упражнять детей в умение слушать музыкальные произведения тихо, спо-койно, снимать эмоциональное напряжение.
• Здоровье: формировать правильную осанку, координацию рук и ног.
• Художественное творчество: формировать интерес к искусству, развивать эстетический вкус и чувства, развивать любовь к литературе и музыке родного края.
• Коммуникация: развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суж-дения, ясно и грамотно излагать свои мысли.
Словарная работа: композитор, поэт, художник, отрицательный, положительный, полетное, воз-душное.
Оборудование: мольберт, стульчики по количеству детей, ТСО.
Материал: иллюстрации с изображением к сказке «Шурале», портрет татарского композитора Ф. Яруллина.
Предварительная работа: разучивание песен, татарских танцевальных движений, парного танца, музыкальной игры.
Индивидуальная работа – закрепление татарских танцевальных движений для индивидуального показа.
Структура занятия:
1 часть – музыкальное приветствие, выполнение музыкально-ритмических движений : марш, по-скоки, бег на носочках, татарских танцевальных движений в парах;
2 часть – знакомство с творчеством татарского композитора Ф. Яруллина, слушание фрагмента из балета «Шурале», беседа;
3 часть – исполнение песен «Бравые солдаты», «Кап-кап-кап»;
4 часть – исполнение парного танца «Ну и, до свидания»
6 часть –игра «Танцующий зоопарк»
7 часть – итог занятия.
Ход НОД.
Дети входят в зал под «Марш» Д. Кабалевского. Выстраиваются перед музыкальным руководи-телем в шеренгу.
Музыкальный руководитель :
Ребята, давайте исполним музыкальное приветствие и поздороваемся друг с другом.
Музыкальное приветствие :
музыкальный руководитель пропевает «Здравствуйте, ребята», дети поют «Здравствуйте».
М. р. : Сегодня мы с вами окунемся в огромный мир музыки, и она вам приготовила не мало сюр-призов. Но чтобы туда попасть, необходимо пройти несколько испытаний. И вот первое из них. Вы должны будете выполнять те движения, которые вам подсказывает музыка. Сейчас образуем круг, только будьте внимательнее, слушайте музыку.
Дети под музыку дети выполняют следующие виды движений:
1. марш - «Марш» Е. Тиличеевой,
2. поскоки - «Итальянская полька» С. Рахманинова,
3. марш - «Марш»,
4. бег на носочках - «Бульба» бел. н. м.
Музыка замедляется, дети замедляют бег и останавливаются.
М. р. : Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились легко. А сейчас давайте окунемся в мир татарской танцевальной музыки и исполним татарские танцевальные движения в парах: пооче-редные повороты в правую и левую сторону и «гармошка» с возвращением в исходную позицию (лицом друг к другу).
Звучит татарская народная музыка «Эпипе», дети выполняют танцевальные движения. Воспи-татель следит за правильным и ритмичным выполнением движений, обращая внимание на осанку и положение рук.
Воспитатель: Эти движения мы с вами закрепим еще на следующем занятии, а сейчас спокой-ным шагом пройдем на стульчики.
Дети спокойным шагом проходят до стульчиков, садятся.
М. р. : Ребята, а вы любите сказки?
Дети: Да!
М. р. : Сегодня мы с вами вспомним удивительную историю об охотнике Али-Батыре, Сююмбике и лесном чудище Шурале. Вы узнали эту сказку?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель показывает иллюстрацию, на которой изображен Али-Батыр и Шу-рале.
Воспитатель: Это татарская народная сказка Шурале. Она о том, как один очень отважный охот-ник спас свою возлюбленную от лесного существа. Ребята, скажите, а Шурале - это отрицатель-ный герой или положительный.
Дети: Отрицательный.
М. р. : Сегодня я хочу познакомить вас с татарским композитором Фаридом Яруллиным, который за свою короткую жизнь написал много музыкальных произведений. Ребята, композитор - это тот, кто сочиняет музыку.
Музыкальный руководитель показывает портрет Фарида Яруллина.
Фарид Яруллин родился в городе Казани. Прожил он всего 30 лет и погиб на Второй мировой войне на поле сражения. Прежде всего Фарид Яруллин известен как автор балета «Шурале». Его музыку полюбили не только в Татарстане, ее слушают в разных уголках России, а так же знают за рубежом. Дети, а как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? А можно их кем-нибудь заменить? (Певцами, дирижером.)
Ответы детей.
М. р. : Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью движений, в соот-ветствии характеру музыки передают сюжет сказки, рассказа. Сейчас послушайте фрагмент из ба-лета «Шурале», и постарайтесь определить характер и настроение музыки.
Дети слушают тему «Шурале» из балета «Шурале» Ф. Яруллина.
М. р. : И так, ребята, какая была музыка, какое настроение передавала она?
Дети: Страшная, тревожная, злая и т. д.
М. р. : Правильно, а менялась музыка или она звучала всегда одинаково?
Дети: Менялась и т. д.
М. р. : Конечно, музыка сначала звучала таинственно, сказочно, затем она постепенно станови-лась тревожной, пугающей, и затем стала громкая, сердитая, и даже злая. А как вы думаете, кому эта музыка больше подходит, какому герою?
Дети: Шурале!
Воспитатель: А в какой цвет можно окрасить настроение этой музыки?
Дети: Серый, черный.
М. р. : Давайте еще раз послушаем отрывок, а вы закроете глазки и попробуйте нарисовать себе картинку, которую подсказала вам музыка.
Дети снова слушают фрагмент из балета «Шурале» Ф. Яруллина.
Воспитатель: Ребята, давайте в группе попробуем нарисовать то, что вы сейчас себе представи-ли, и постараемся передать красками настроение музыки.
М. р. : Ребята, скажите, а каким должен обладать характером человек, чтобы победить злую силу, врага?
Дети: Он должен быть смелым, сильным, отважным и т. д.
М. р. : Где бы человек ни находился, в каком бы настроении он не был, он поет песни. Песни по-могают человеку в трудную минуту и в радостный час. Давайте и мы сейчас с вами споем песню.
Дети исполняют песню «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
М. р. : Вот какой разнообразный язык музыки, под нее можно двигаться, ее можно слушать и ри-совать картины, что делают художники. А еще с помощью стихов музыку можно петь. В этом нам помогают поэты. Но именно музыка делает песни такими разными. Сейчас вспомните песню «Кап-кап-кап» и скажите, какое настроение в этой песне?
Дети: Она ласковая, нежная, светлая, добрая и т. д.
М. р. : Да, а еще можно сказать, что настроение этой песни полетное и воздушное.
Дети повторяют за музыкальным руководителем слова «полетное», «воздушное».
М. р. : Давайте ее исполним, стараясь передать характер голосом.
Дети исполняют песню «Кап-кап-кап» муз. и сл. Н. Веселовой.
М. р. : Ну, а сейчас музыка перенесет нас в мир танца.
Дети выходят в круг, становятся парами, лицом друг к другу.
Исполняют танец «Ну и, до свидания» муз. М. Спадавеккиа.
Воспитатель: Очень красиво вы танцевали. Да, с музыкой спорится работа, а с песней и отдых становится ярче и светлей.
М. р. : Под музыку можно передавать не только красивые танцевальные движения, еще можно под нее играть. Давайте отправимся в мир шуточной музыки.
Проводится музыкальная игра «Танцующий зоопарк» муз. Т. Волковой.
М. р. : Ну что, пришло время прощаться. Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии и что вам больше всего понравилось.
Ответы детей.
Муз. рук. исполняет музыкальное прощание, дети повторяют, уходят в группу.