Анастасия Дьячкова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Русский народный костюм»
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о декоративно-прикладном искусстве русского народа, о его духовной культуре;
2. Способствовать формированию представлений о символике в украшении русского костюма, о творчестве русского народа, о его культуре и традициях;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Средняя группа
- Темочки
3. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;
4. Создавать условия для обогащения и активизации словаря детей (юбка-панёва, кокошник, лапти, орнамент);
5. Создавать условия для воспитания интереса к русскому народному творчеству.
Материал: кукла в костюме.
Ход занятия.
Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит куклу в русском костюме, говорит от их имени)
Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.
- Никто из вас не догадался, откуда она к нам пришла?
- Давайте спросим у куклы, откуда она пришла.
Кукла: Я пришла к вам из прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.
Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а мужчин– «сударями».
Кукла: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна.
Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?
Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки.
-Какого цвета у нее волосы? (светло-русые)
-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)
-А какие глаза? (голубые, небесные)
Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как лебедушки, а глаза васильковые.
Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Дети: Одета она в белую льняную рубаху и юбку-панёву до пят, поверх юбки-фартук расшитый тесьмой, на ногах – лапоточки плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.
Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегд
носить головной убор.
Кукла: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь)
Черный – богатство.
Белый- свет и чистота.
Воспитатель: Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета?
(Рассматривают костюм)
Красный цвет был у народа самым любимым. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение. Слова «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица» и другие выражали представления о наивысшей красоте.
Воспитатель: А вы,ребята хотели бы так одеться?
Вот мы сейчас разделимся на две команды и попробуем одеть бумажных кукол в русские народные костюмы. Первая команда одевает сударя и сударыню в будничный, рабочий костюм. А вторая команда одевает персонажей в праздничный русский народный костюм. Готовы? Начали.
Воспитатель: Молодцы, наигрались. Много нового мы сегодня узнали!
-Что мы видели?
- Какие слова новые узнали?
- А теперь, пора прощаться с гостьей, ей пора возвращаться, но она непременно к нам еще заглянет.
Узнали ли вы что-нибудь новое о Руси, о традициях нашего народа?