Папки-передвижки

Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Знакомство с головной повязкой «Масмак»

Наталья Семёнова
Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Знакомство с головной повязкой «Масмак»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Познакомить детей с элементами чувашской вышивки на головной повязке «Масмак».

Задачи:

Дать знания, представления о чувашской головной повязке «масмак»;

Составлять несложные узоры из геометрических фигур, путём украшения повязки «масмак».

Публикация «Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: „Знакомство с головной повязкой „Масмак“» размещена в разделах

Закреплять знания цветов и технику наклеивания.

Воспитывать аккуратность в работе: ставить кисточку на подставку, промокать лишний клей салфеткой, пользоваться клеёнкой.

Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям, добрые уважительные отношения к людям труда, интерес к изделиям чувашских мастериц-вышивальщиц.

Материал: фотографии, рисунки с изображением «масмак»,

вышитые чувашским орнаментом салфетки, иллюстрации с изображением женщин в чувашском национальном костюме; полоски разноцветной бумаги 10х25 см. красного цвета, клей, кисть для клея, вырезанные треугольники из жёлтой цветной бумаги, салфетки, клеёнки,

Индивидуальная работа: закрепить знания и изображения элемента вышивки «солнца».

Предварительная работа:

• Чтение чувашских сказок и легенд.

• Рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением элементов чувашского костюма.

• Беседа «Я в Чувашии живу».

• Настольные игры «Составь узор», «Что это и для чего?».

• Подвижная игра «Солнце»

Это я. Я пришёл в этот мир. Я – человек. Я не похож на других. Рядом со мной мои мама и папа, родные, друзья. Мен все любят.

Я познаю Мир вместе со взрослыми. Меня окружает всё красивое. Я учусь рисовать и лепить, как лучшие мастера моей чувашской

Земли. Я танцую, слушаю музыку и пою песни чувашского народа. Я слушаю чувашские народные сказки и легенды. Всё это – моя Родина. Я люблю эту землю, свой родной чувашский край. Я рад и горд, что мой чувашский народ живёт и трудится на этой земле.

Ход занятия:

(Приход в группу куклы Нарспи)

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла, её зовут Нарспи.

Как вы думаете, какой национальности наша гостья? (ответы детей)

Правильно, чувашской. А как вы догадались? (по костюму)

Давайте посмотрим на её наряд. Рубаха, юбка белого цвета обшиты красными атласными лентами. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, черного и красного цвета. А на голове у чувашских девушек головная повязка «Масмак».

Скажите, что мы видим на головной повязке Нарспи? (Ответы детей)

Да! Это узоры, чувашские узоры.

Наша Чувашия – край ста тысяч слов, песен и вышивок. Послушайте такое стихотворение про чувашских вышивальщиц и запомните, какие цвета упоминаются в этом стихотворении.

Вышивает белый халат до зари

Словно лучиками звёзд – посмотри!

Красный шёлк – любовь и кровь, и слова,

Шёлк зелёный – мир дубрав да трава.

Ладит жёлтый с голубым на холсте –

Небо с солнцем золотым в высоте,

Чёрный шёлк кладёт она – всё верней

Мол, земля черна? Черна, шёлк чёрный.

Всё, что нас окружает – солнце, луна, звёзды, леса и поля, горы, реки и моря, птицы, рыбы – всё это отражалось в чувашских узорах.

Рассказ о девочке Масмак.

- Девочка по имени Масмак, гуляя с мамой увидела радугу после дождя. Дома, восхищаясь красотой природы она вышила на холсте красными, синими, желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу. С этого дня головную вышитую повязку стали в народе называть «масмак». Изображение солнца – это добрый знак - добрый узор.

Символ солнца – это пожелание добра, счастья дому, человеку, поэтому этот символ мы видим всегда в центре узора.

Пока мы ещё не можем вышивать, но можем сделать аппликацию. Хотите попробовать?

Тогда давайте сначала выполним упражнение, повторяйте за мной.

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка. (Одна прямая рука вверх, другая вниз,

Быстро поменяли руки! менять руки.)

Нам сегодня не до скуки.

Приседания с хлопками: (Приседания, хлопки в ладоши над Вниз – хлопок и вверх хлопок. головой.)

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок!

Крутим–вертим головой, (Вращение головой вправо и влево.

Разминаем шею. Стой! Останавливаются.)

(Воспитатель предлагает пройти к столам и занять свои места)

Аппликация Солнца.

- Сегодня мы познакомимся с узором, который символизирует солнце (Показ воспитателя иллюстраций «масмак», показ иллюстрации солнца). Из каких фигур состоит этот узор? (ответы детей). Правильно. Треугольники. Они похожи на лучи солнца.

- Сначала мы с вами возьмём треугольники и прежде чем приклеим их, составим узор на полоске бумаги. Разложили, молодцы, теперь будем брать по одной фигуре, намазывать ее белую сторону клеем и приклеивать на то место, откуда ее взяли. (Пока дети выкладывают узоры воспитатель задаёт вопросы по технике наклеивания)

- Ребята, а клеёночка нам для чего? (чтобы на ней намазывать клей)

- А какую сторону мы намазываем клеем – цветную или белую? (белую)

- Ребята, чтобы лучше приклеивались детали нужно намазать клеем всю поверхность.

- Клей набираем на кончике кисти.

- Вот намазали, а клея много, куда вы денете лишний клей? (Салфеткой или тряпочкой убираем)

- Узоры получатся красиво, если мы их приклеим ровно. (Воспитатель обращает внимание на осанку детей).

(Дети выполняют аппликацию, воспитатель помогает детям индивидуально.)

Вы хорошо потрудились, а теперь все вместе с Нарспи поиграем в чувашскую игру «Солнышко».

Гори, солнце, ярче

лето будет жарче

А зима теплее

А весна – милее.

Идут по кругу со словами, в центре солнце. По окончание слов подходят к центру. Водящий – солнце говорит (Горячо и догоняет их).

Ребята, девочка Масмак сделала подарок своей маме, головную повязку, на котором был узор солнца. Как она называлась (ответы детей). Правильно, масмак. Люди считали, что Солнце дает им силы, посылает свет, тепло, освещает мир и они стали носить масмак. Но на «масмаке» бывает не только солнце, ещё можно вышивать то, что есть на небе: солнце, звезды и то, что находиться на земле: животных, горы, леса и другое. Мы познакомимся с новыми узорами в следующий раз.

В узоре солнца мы видим добрый знак. И если дарили вещь, на которой был узор солнца, значит, желали добра и счастья. Давайте и мы сделаем подарок нашим мамам с пожеланиями добра и благополучия.

Спасибо кукле Нарспи, за то что показала нам красоту чувашского костюма.

Краше нет народной вышивки

И подружки не волнуются

От души узоры вышили –

Все на свете залюбуются!

Девушки – красавицы,

Край чувашский славится

Светлыми зорями

Яркими узорами.

Сквозь века пройти дано вам,

Чудо вышивка и песнь!

С этой верой на земле

Самый долгий день не труден

«Были мы, и есть, и будем»

- Да, чувашская вышивка будет всегда жить, и радовать нас.

Публикации по теме:

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе (лепка) «Знакомство с грибами» «Знакомство с грибами» Техника: лепка. Программные задачи: - Познакомить детей с грибами; - Научить по внешнему виду отличать съедобные.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (аппликация) в средней группе Цель: учить вырезать и наклеивать красивый цветок, вырезать части цветка и составлять из них красивое изображение. Закреплять приемы вырезания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Знакомство с головной повязкой «Масмак»
Опубликовано: 27 апреля 2015 в 08:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация) на тему: «Знакомство с головной повязкой «Масмак»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Семёнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД