Александра Расламбекова
Конспект НОД по итогам проектной деятельности «В гостях у Нептуна» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
В гостях у Нептуна
Программное содержание: обогащать и уточнять представления детей о подводном мире и его обитателях; Закрепить и уточнить знания детей об экосистеме подводного мира. Продолжать учить анализировать, рассуждать, делать выводы по результату опыта. Развивать умение строить короткий связный рассказ, используя научные факты, полученные в результате поисковой деятельности в рамках проекта.
Развивать наблюдательность, любознательность, память, внимание, логическое мышление.
Словарь: морские животные, млекопитающие, моллюски.
Публикация «Конспект НОД по итогам проектной деятельности „В гостях у Нептуна“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- В царстве Нептуна. Конспекты занятий
- День Нептуна. Сценарии летних развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предшествующая работа: знакомство с внешним видом, образом жизни рыб, млекопитающих и моллюсков, живущих в морях и океанах, чтение художественных произведений, энциклопедий, просмотр мультфильмов, телевизионных передач о жизни в морях и океанах, изображение морских обитателей в различных видах изобразительной деятельности. Пальчиковые гимнастики: «Осьминог», «Краб»; дыхательная гимнастика «Ныряльщик»; подвижные игры «Море волнуется», «Водяной».
Оборудование: глобус, наборы предметных картинок к дидактическим играм «Узнай по силуэту», «Третий лишний», наборное полотно, буквы алфавита, рисунки-схемы «Зоны в океане», «Животный мир морей и океанов», «Опасности для морей и океанов»; набор картинок с изображением обитателей морей и океанов различных зон, видеофильм «Подводный мир».
Для эксперимента: два стакана с водопроводной водой, сырое яйцо, 4 столовых ложки поваренной соли.
Ход.
В зале вдоль стены из стульчиков построен корабль, около корабля – наборное полотно со схемой слова из шести букв, рядом на столе – буквы алфавита. На отдельном столе стоит глобус и карта полушарий Земли.
Дети с воспитателем подходят к глобусу.
Воспитатель - Что это такое?
- Почему нашу планету называют голубой?
- Какие моря и океаны вы знаете?
- Какие представители животного мира обитают в морях и океанах? (Рассказ по картинке-схеме.)
- Чем они отличаются друг от друга?
- Ребята, вы хотите сегодня совершить путешествие по Тихому океану, побывать в гостях у подводного царя Нептуна?
- На чем мы можем отправиться в дальний путь? (Проследить путь по карте, рассмотреть все предложения детей.)
- По океану будем плыть на корабле. Как же мы назовём наш корабль? (Ответы детей.) Посмотрите, на полу лежат морские камушки, а под ними какие-то цифры и записка. Читаем: «Вы узнаете название корабля, если сыграете в игру «Назови лишний предмет» и составите название из первых букв найденных вами слов».
(Постепенно на наборном полотне открывается название корабля – «Маячок».)
- Молодцы, разгадали название корабля. Занимайте места, корабль отчаливает от берега. А чтобы в пути не было скучно, давайте нашим гостям, вашим родителям, загадаем загадки о морских обитателях! Смогут они их отгадать? (Дети по очереди загадывают родителям загадки.)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его, дружок.
Рыбок друг - (морской конек).
С моряками был он дружен, Как плывут они красиво –
Чем доныне знаменит. Очень быстро и игриво!
Из морских зверей кому же Нам показывают спины
В мире памятник стоит? (Дельфин) Из морской воды (дельфины).
Этот белый парашют
Волны к берегу несут. (Медуза.)_
Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах – испуг! (Краб)
Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывет - вода бурлит.
Эта чудо-рыба -. (кит).
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо. (осьминог).
- Долго мы плывём. Наверное, где-то здесь, глубоко под водой – царство царя Нептуна. Но как же нам в него попасть? (Ответы детей.) Давайте наденем маски, ласты, акваланги и нырнём в толщу воды Тихого океана!
Дети имитируют процесс одевания водолазного снаряжения, выполняют элемент дыхательной гимнастики - «Ныряльщик». Глубоко вдохнув через нос воздух, «спрыгивают» с корабля, «проплывают» под водой некоторое расстояние, выдыхая через рот воздух, произносят звуки: «Буль, буль, буль». Открывается занавес, перед детьми появляется царь Нептун.
Нептун – Здравствуйте, гости дорогие!
Я Нептун – морское чудо.
Гордый я морей властитель,
Рыб, дельфинов повелитель.
Мой дворец на дне морском,
Весь усыпан янтарем.
Как я рад, что вы посетили меня, а то я что-то немного заскучал в своём подводном царстве. После сильного шторма вода в океане стала мутной, и я не вижу красивых нарядов своих подданных, а только их тени. Вы сможете узнать их по силуэту, сказать, как они называются? Тогда вновь моё подводное царство станет ярким и красивым.
(Проводится дидактическая игра «Узнай по силуэту».)
Нептун – Вот спасибо! Порадовали! А вы можете мне сказать, в океане вода солёная или пресная?
- В какой воде легче плавать?
(Нептун проводит эксперимент «Научи яйцо плавать».)
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. 3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.
- Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей.) Да. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем легче в ней плавать. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
- Хотите посмотреть всё моё подводное царство? (Нептун расстилает на ковре перед детьми рисунок-схему на листе ватмана.) Вы знаете, что все растения, животные, птицы, насекомые живут на своих природных этажах? Все мои подданные тоже живут на разных этажах. Каждый этаж имеет свой цвет и название.
- Кто знает названия этих этажей? (Световая зона, тёмная зона и глубоководные впадины.)
- Почему этажи так называются? (Потому что в световую зону проникают солнечные лучи, она богата водорослями, здесь живут очень много морских животных. В тёмной зоне всегда темно и холодно, здесь обитают странные и страшные на вид существа. А в глубоководных впадинах – вечный мрак, холод и огромное давление воды. Самая глубокая – Марианская впадина, глубочайшее место Мирового океана. Её глубина – 11 километров.)
- Ребята, помогите морским животным очутиться там, где они привыкли жить! (Дети располагают изображения рыб, млекопитающих, моллюсков в разных зонах океана на рисунке-схеме.)
- Какими особенностями обладают обитатели световой зоны? (Они разноцветные, разных размеров. Брюхо у них светлое, а спина – тёмная. Такая расцветка помогает им маскироваться.)
- Какие основные признаки обитателей тёмной зоны? (Они живут в темноте, их тело черного или серого цвета. Имеют светящиеся органы или точки на теле, которые помогают им приманивать добычу. Огромный рот и большие зубы подводных обитателей помогают хватать добычу, которая бывает по размеру больше самого хищника.)
- Есть ли жизнь в глубоководных впадинах? (Обитатели впадин небольшие по размеру, так как пищи для них на большой глубине не очень много. Многие имеют панцирь, который защищает их от сильного давление воды.)
- Скажите, грозят ли морям и океанам какие-нибудь опасности? (Нефтяные пятна, слив жидких ядовитых промышленных отходов; мусор, полиэтиленовые пакеты; шумы от работающих двигателей; рыболовство, охота.)
- Спасибо вам, ребята, что помогли навести порядок в моём подводном царстве после шторма, порадовали вы меня своими хорошими знаниями, а теперь поиграйте в мою любимую игру - «Водяной».
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает одну руку вперед. Это указатель.
Дети хором громко произносят:
«Водяной – Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!»
После слова «Гори!» водящий открывает глаза и по направлению его руки дети определяют «Водяного». «Водяной» старается осалить кого-нибудь из убегающих игроков. Осаленный встает в круг и изображает способ передвижения какого-нибудь морского обитателя. После чего выбирается новый водящий, который стрелочкой-указателем ищет нового «Водяного».
- Жалко мне с вами расставаться. Я буду отпускать из подводного царства только тех детей, которые расскажут мне что-нибудь интересное о жизни моих морских жителей.
Дети по очереди сообщают Нептуну интересные факты из жизни морских животных (1-2 предложения, затем «плывут» к кораблю «Маячок», поднимаются на борт и занимают свои места. Нептун прощается с детьми и предлагает им посмотреть отрывок из видеофильма «Подводный мир», чтобы дорога к родным берегам не показалась долгой и утомительной (1-2 минуты). Во время просмотра последних кадров Нептун говорит :
- Ученые считают, что 98% морских глубин остаются неизученными, поэтому вас ждут новые открытия и разгадки тайн о жизни в моём подводном царстве!
Воспитатель сообщает о конце путешествия. Дети выходят из корабля. Родители аплодисментами встречают юных путешественников.
Литература: «Подводный мир»/Пер. с англ. И. В. Травиной. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.