Дина Бельтюкова
Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников «Азбука финансов»
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников „Азбука финансов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать закреплению навыков коммуникации воспитанников.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию нравственных качеств дошкольников, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.
Ход НОД
(Звучит спокойная музыка вступления, дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас вместе со мной взяться за ручки и сделать дружный круг.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам друг с другом нужно.
Здравствуйте гости!
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!
(Звук звонка в дверь)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок для нас принес почтальон. Но сундучок не простой, а волшебный - хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Но здесь замок и просто так его не открыть. Для этого давайте вместе проговорим заклинание.
Пальчиковая гимнастика
На двери замок-чудак. Не открыть его никак.
(пальцы сцеплены в замок)
Я его и так, я его, и сяк, я его туда, я его сюда.
(несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)
Не открою никогда!
(выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок»)
Вынул связку я ключей - ну-ка, ключик, поскорей!
(энергично встряхивать кистью одной руки)
Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.
(поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой)
Этот ключик - от сарая.
(поднять большой палец вверх)
Вынул связку я другую.
Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает.
(те же движения выполнить другой рукой)
Этот ключик - повертели, покрутили,
РЕКЛАМА
Постучали и открыли.
(развести руки в стороны)
Воспитатель: заклинание сработало и сундучок открылся … и что это?
Дети: Самовар
Воспитатель: Ответьте ребята, в какой сказке есть этот предмет?
Дети: «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского.
Воспитатель: Давайте вспомним начало сказки
(Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.) (слайд 2)
Воспитатель: А что было дальше?
(Пошла муха на база И купила самовар). (слайд 3)
Воспитатель: А что она отдала за самовар? (денежку)
Дети: Она заплатила за самовар денежку.
Воспитатель: Ребята, денежка - это что такое? (ответы детей) (слайд 4)
Воспитатель: Да, деньги - это рубли и монеты, на которые можно что-то купить.
Как вы считаете, деньги всегда нужны? Можно ли без них совсем обойтись (ответы детей – нужны)
Давайте посмотрим для чего мы используем деньги. Воспитатель делит детей на несколько групп.
Игра «Для чего нам нужны деньги?» (собрать пазл за столами)
Дети идут за столы собирать пазлы о покупках
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для покупки машин и прочих средств передвижения
- для покупки одежды и обуви
- А всё ли можно купить за деньги? (ответы детей)
Игра «Что можно купить за деньги?»
На доске картинки перевернуты. Дети по очереди берут картинку и решают можно ли это купить за деньги.
- Ребята что мы с вами выяснили в этой игре (ответы детей)
- А нам пора отдохнуть.
Физкультминутка музыкальная «Профессии»
(дети под музыку повторяют движения)
Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (шьют иглой)
Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)
Если будешь ты спортсмен - делай так (руками будто качают гантели)
Если будешь ты артистом - делай так (поклон)
Если будешь пианистом - делай так (играют на пианино)
Воспитатель: Молодцы, а теперь делаем вдох
Все профессии нужны (руки делают круг и прижимают ладошки к себе - выдох)
Все професии важны (руки делают круг и пальчики показывают класс)
Воспитатель: А давайте посмотрим, что еще в нашем сундучке (воспитатель достает копилку) (слайд 5)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете зачем многие копят деньги, откладывают в копилку? (ответы детей)
- Да, накопленное можно потратить на мечту. Давайте встанем в круг и тот, у кого синий мячик расскажет, на что мечтает накопить.
Воспитатель: А вам интересно узнать, что лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим вместе.
Рассматриваем сначала монеты.
- Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит.
- Какие монеты вы знаете?
На экране монеты разного достоинства.
- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте посмотрим.
На экране банкноты.
- Как можно назвать эти деньги?
- Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». (слайд 7)
Игра «Дополни»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота… (Ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты услуг нужны деньги – банкноты и монеты. Скажите, а где же банкноты и монеты взять? (ответы детей – ходить на работу)
Воспитатель: А на какую работу ходят ваши родители, бабушки, дедушки (у кого мяч, тот ребенок отвечает)
Воспитатель: Хорошо ребята, у ваших близких самые разные профессии. Посмотрите на экран. Художник изобразил профессии взрослых, но видно что-то перепутал.
Игра «Что перепутал художник» (слайд 8, 9, 10)
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы узнали так много узнали. Скажите, что вам запомнилось? (ответы детей)
- Правильно. Самые важные и нужные вещи не продаются и не покупаются за деньги.
Ребенок рассказывает стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить»
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек!
Воспитатель: Ребята, а сундучок наш еще не пустой. Что я вижу! Это небольшое, круглое, золотое с изображением цифры (дети догадываются, что это монеты, воспитатель угощает всех детей шоколадными монетами)