Татьяна Черебаева
Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе «Дыхательная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Оздоровительные:
- продолжать прививать навык правильного дыхания;
- прививать навык самомассажа;
- укреплять мышцы стоп
Образовательные:
- упражнять в беге спиной вперёд;
- развивать равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры с пролезанием в обруч боком;
- развивать внимание, глазомер, ловкость, быстроту;
- отрабатывать технику забрасывания мяча в корзину двумя руками от груди;
-отрабатывать навык энергичного отталкивания двумя ногами от пола и мягком приземлении на обе ноги в прыжках в длину с места;
Публикация «Конспект НОД по физической культуре в подготовительной группе „Дыхательная система“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- закреплять навык пролезания в обруч боком.
- расширить представления о строении и функционировании дыхательной системы;
закрепить знания о влиянии физкультуры и спорта на здоровье дыхательной системы;
закреплять знания о строении носовой полости
Воспитательные:
- воспитывать организованность,
- выработать осознанное отношение к выполнению упражнений на дыхание;
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
1 часть.
Дети заходят в физкультурный зал под марш и выстраиваются в шеренгу.
Инструктор: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Инструктор: : Ходим мы, играем, пишем
И всё время дышим, дышим.
ребята, а можем ли мы не дышать?
Инструктор: Верно. Для этого в нашем организме есть органы дыхания. Послушайте загадку.
Инструктор: Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
Дети: Нос
Инструктор: Два воздушных шарика у тебя внутри.
Ты, наверно, знаешь их.
Быстро назови!
Дети: Лёгкие
Инструктор: Ребята, давайте вспомним, какие ещё органы дыхания вы знаете? (показ иллюстраций)
Дети: Нос, рот, гортань, трахея, бронхи, лёгкие
Инструктор: Зачем, нам нужны эти органы?
Дети: В носу воздух согревается и очищается от пыли, через горло он попадает в трахею, а оттуда воздух попадает в бронхи, а затем в лёгкие. Именно благодаря лёгким мы дышим.
Инструктор: А сейчас я предлагаю разложить по порядку карточки с изображением органов дыхания на доске.
Инструктор: Кто согласен, что карточки разложены верно?
Инструктор: Не все умеют дышать правильно. Большинство детей дышат ртом, поэтому они часто болеют. Ребята, а вы знаете, почему нужно дышать носом?
Дети: Полезно дышать носом, потому что воздух, проходящий через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, организм защищается от болезней.
Инструктор: Правильно.
Собирайтесь-ка, друзья
Отправляться в путь пора! (Перестроение в колонну по одному)
Весело шагаем,
ноги поднимаем! (Ходьба обычная 15 сек.)
Мы на пальчиках идём
Прямо голову несём. (Ходьба на носках 10 сек.)
Мы на пятках топ-топ-топ (Ходьба на пятках 10 сек.)
Снова весело шагаем
Выше ногу поднимаем
А теперь мы все присели (дети приседают)
Друг на друга посмотрели.
Побежали, побежали.
Никого не обогнали. (Легкий бег 1 мин.)
Мы шагаем, вновь шагаем
Выше ноги поднимаем
И руками помогаем. (Поднять руки вверх, опустить. Ходьба, упражнение на дыхание 20 сек.)
Все спиной мы побежали
Никого не обогнали. (Бег спиной вперёд 25 сек.)
Ноги поднимаем
Руки вверх поднимаем,
А потом их опускаем
Весело шагаем. (Ходьба обычная, упражнение на дыхание «Ох».20 сек.)
Перестроение в 3 колонны.
2 часть
1-2-3-4-5-
Вышел носик погулять
И увидел он улитку.
Массаж носа «Улитка».
От крылечка до калитки
Три часа ползли улитки.
Три часа ползли подружки
На себе таща избушки.
Нос не хочет простужаться
И не хочет он чихать
Значит, надо нам, ребята,
Упражнения начинать! (Дети легко тянут себя за нос, трут указательные пальцы, массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх)
ОРУ (с элементами дыхательной гимнастики)
1. «Воздушный шар» (диафрагмальное дыхание)
Зайка шарик покупал,
Зайка шарик надувал
И. п. : ноги параллельно, ладонь на животе. 1 – выдох, живот выпятить вперед, задержать дыхание, 2 –выдох через неплотно сжатые губы, произнести звук «с» (4-6 раз)
2. «Гармошка» (грудное дыхание)
Ты играй, моя гармошка,
Раздвигай меха свои.
Поиграю я немножко
Ты ж движенья повтори.
И. п. : стоя, ладони на рёбрах. Полный выдох. 1 – глубокий вдох, ребра раздвигаются, как меха гармошки, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. 2 – выдох через неплотно сжатые губы с произнесением звука «ф» (4 раза)
3. «Перочинный ножик» (6 раз (дренаж выдыхания для оттока мокроты)
Ножик перочинный зайка увидал
Ножик перочинный зайка в лапки взял.
И. п. : лёжа на спине. 1- наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола; 2 – и. п.
4. «Насос» (мышечный тренинг)
В гараже у нас машины,
Накачать бы только шины.
И. п. : стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. 1 - наклон вниз, с прямыми ногами; 2-и. п. (6-8 раз)
5. «Резиновый человек» (10-15 сек.)
Есть игрушки из резины.
С ними будем мы играть,
Ручки ножки поднимать. (полное расслабление)
И. п. : лежа на спине с закрытыми глазами
Инструктор: Молодцы, ребята! А теперь сядьте в позу полулотоса, да проверьте ровная ли у вас спина. Я задам вам всем вопрос: Для чего нам нужен нос?
(ответы детей)
Сейчас, ребята, нам предстоит тяжёлая работа. Представьте, что мы воздух и нам нужно пройти по путям носа. Вспомним строение носа. Попадая в нос, воздух проходит через 2 коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты слизью. К слизи прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и наш нос очищается.
Представьте: скамья – это коридор; ворсинки - обручи с лентами; воздух – синий мяч; лабиринт – мягкие модули.
О. В. Д. 2-3 раза
1. Ходьба по гимнастической скамье на середине пролезть боком в обруч с лентами.
2. Забросить мяч в корзину двумя руками от груди.
3. Бег «змейкой» между мягкими модулями.
Инструктор: Итак, воздух прошел через нос, очистился от пыли и микробов. А теперь нужно очистить нос от осевшей слизи с микробами. Тут на помощь приходит чихание. Воздух с силой выталкивается из носа.
4. Прыжки в длину с места.
Упражнение «Морской воздух» 3 раза
Носик принюхался
Пахнет морским воздухом.
Воздух мы морской вдохнём
Дышим носом, а не ртом.
Плечи не поднимаем
Животом мы помогаем.
А сейчас мы проверим, как вы дышите носом.
Инструктор: Итак, ребята, мы вдохнули воздух через нос. В носу он согрелся до температуры тела и очистился от микробов. Микробы удалили с помощью чихания, но некоторые из них все-таки проникли в дыхательные органы. Здесь на помощь приходит наш защитник от болезней – иммунитет. Его клетки отслеживают вредные бактерии и уничтожают их.
Подвижная игра «Полезные и вредные клетки» 3 раза (по правилам подвижной игры «Скакуны и бегуны»)
3 часть
Вдруг раздаётся стук в дверь. Появляется доктор Пилюлькин.
Инструктор: Знакомьтесь, мальчики и девочки, к нам в гости пришёл доктор Пилюлькин.
Доктор Пилюлькин: Здравствуйте, ребята! Я проходил мимо и случайно услышал, что вы говорите об органах дыхания. Я как раз исследую эту интересную тему! Хотите побольше узнать о том, как мы дышим? Тогда я с радостью приглашаю вас в мою лабораторию.
Инструктор: Ну что, ребята, идём с Пилюлькиным в лабораторию?
Физкультминутка
Инструктор: Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже…
А потом
Марш на месте не спеша.
Как же жизнь хороша! (ходьба)
Побежали не спеша, дышим ровно, носиком (бег)
Марш на месте не спеша.
Как же жизнь хороша! (ходьба)
Доктор Пилюлькин: - А вот и лаборатория! И сейчас мы с вами будем, как настоящие ученые проводить опыты, наблюдать, делать выводы. А ещё в лаборатории есть правила:
- внимательно слушать
- точно выполнять все указания
- аккуратно работать с оборудованием
- в конце опыта делать выводы
Кто запомнил правила? Повторите, пожалуйста.
Инструктор: Посмотрите вокруг, что вы видите на столах? Как вы думаете, для чего нужно все это оборудование? (вата, воздушные шарики, зеркальца)
Доктор Пилюлькин: Итак, девочки и мальчики, приступим к нашему первому опыту.
Ребенок делает глубокий вдох носом, затем выдыхает на зеркало ртом так, чтобы оно затуманилось.
Инструктор: какой вывод можно сделать?
Дети: Вывод: попадая в организм, холодный воздух нагревается и, поэтому мы выдыхаем тёплый воздух. Поэтому зеркало запотело
Инструктор: Молодцы ребята
Доктор Пилюлькин: Переходим к следующему опыту. Проверим силу вашего дыхания. Подставьте ладошки. Я каждому положу кусочек ваты. Поднесите ладошку ко рту и изо всей силы подуйте на вату. Чья вата улетит дальше всех? (Опыт повторяется несколько раз) .
Инструктор: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Вывод: Если вата летит далеко, значит, дыхание сильное.
Инструктор: Молодцы
Доктор Пилюлькин: Один из самых интересных опытов – это опыт с воздушными шариками. Нужно взять воздушные шарики и надуть их. Представьте себе, что это легкие человека.
Инструктор: Что произошло с лёгкими?
Дети: Они надулись.
Доктор Пилюлькин: А сейчас сдуйте шарики. Что произошло с легкими?
Дети: Лёгкие сдулись.
Инструктор: Какой же мы можем сделать вывод?
Дети: Вывод: наши легкие, как воздушные шарики, при вдохе наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе воздух выходит из легких и они сдуваются.
Доктор Пилюлькин: Молодцы, ребята! Из вас получатся отличные учёные! На этом наши опыты завершаются. И я хочу спросить у вас – что вам понравилось в лаборатории?
Дети: Нам понравилось проводить опыты.
Доктор Пилюлькин: Чему вы научились сегодня?
Дети: Мы всегда выдыхаем не холодный, а тёплый воздух. Мы научились измерять силу своего дыхания, доказали, что при вдохе лёгкие становятся больше, а при выдохе – меньше.
Доктор Пилюлькин: Как вы считаете, что нужно делать, чтобы органы дыхания оставались здоровыми? (Ответы детей.)
Доктор Пилюлькин: Различные игры, дыхательная гимнастика развивают и укрепляют дыхательную систему. Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того чем он дышит. Запыленность и загазованность вдыхаемого воздуха приводит к повреждению органов дыхания и болезням. А теперь подумайте, какие существуют способы защиты от дыма?
Дети: Нужно гулять на свежем воздухе в парках и лесу. Не курить.
Инструктор: Что нужно делать, чтобы укреплять своё здоровье, укреплять и защищать лёгкие?
Дети: Дышать носом. Выполнять дыхательную гимнастику. Избегать мест с загрязненным воздухом. Чаще бывать за городом, там свежий, чистый воздух.
Инструктор: А теперь поблагодарим доктора Пилюлькина за помощь, скажем ему до свидания, и вернёмся в наш детский сад.
Без дыханья жизни нет.
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Рефлексия: где были, что делали, что узнали?