Елена Пяк
Конспект НОД по финансовой грамотности в первой младшей группе «Как кукла Катя в парикмахерскую ходила»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по финансовой грамотности в первой младшей группе
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»
г. ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Конспект НОД
по финансовой грамотности в первой младшей группе :
«Как кукла Катя в парикмахерскую ходила».
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности в первой младшей группе „Как кукла Катя в парикмахерскую ходила“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Парикмахер. Знакомство с профессией
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Воспитатель: Пяк Елена Владимировна
г. Тарко-Сале.
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т. д. Первые знания о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь.
Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, посредством дидактических материалов, которые соответствуют возрастным возможностям. Самый эффективный способ: просмотр мультфильмов. Они в игровой форме рассказываются все важные аспекты, и ребенок усваивает информацию без дополнительной нагрузки. Самой основой финансовой грамотности ребенка становится понимание, что человек получает деньги за свой труд и покупает на них нужные вещи или услуги. Это представление, которое можно и нужно донести дошкольнику. Ребенок должен понимать, что деньги появляются не «у папы, мамы из кармана», а выдаются папе, маме в обмен за его работу.
Уже в младшем дошкольном возрасте можно начинать знакомство с монетами и купюрами разных номиналов. Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности ребенка, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее.
Конспект занятия по финансовой грамотности в первой младшей группе.
Тема: «Как кукла Катя в парикмахерскую ходила».
Цель: формировать у детей дошкольного возраста элементарные представления о финансовой грамотности, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
o Формировать элементарные представления о понятии деньги, монета, кошелек, услуги, продавец, покупки, салон.
o Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
Развивающие:
o Развивать зрительную память, мелкую моторику, внимание, речь, стимулировать активность детей;
o Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
Воспитательные:
o Воспитывать бережное отношение к деньгам, доброжелательное отношение друг к другу.
o Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость, благотворительность.
Форма организации: Групповая, подгрупповая.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Интеграции областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Педагогические технологии:
o Здоровье сберегающие (физкультминутка);
o ИКТ (подбор иллюстративного, дополнительного познавательного материала);
o Игровые технологии.
Предварительная работа с детьми:
o Объяснить детям, что такое деньги, для чего они нужны.
o Откуда берутся деньги. Деньги бывают: бумажные, металлические и карта (безналичные).
o Рассматривание иллюстраций о профессиях, заучивание потешки «Сидит белка на тележке».
o Просмотр мультфильмов:
«Уроки тетушки Совы: «Семейный бюджет»;
Смешарики «Золушка», «Золотое яблоко»;
Простоквашино «Счастливый рубль», «Золотая карта»;
Фиксики «Деньги»;
«Муха -Цокотуха»;
Три кота «Поход в магазин».
Словарные слова: деньги, монеты, зарплата, благотворительность.
Материалы и оборудование: центр игры оформлен для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» - фотографии причесок, ценники на услуги парикмахера, готовый шаблон, карточки - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская», и пару карточек с другой профессии, игрушечные бумажные купюры, пластмассовые монеты, кошелек, дидактическая игра «Профессия парикмахер».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
I.Вводная часть.
1. Орг. момент.
Утренний круг: Дети стоят в кругу и совместно с воспитателем идет обсуждение совместных планов на день, договариваются о правилах поведения в течении дня.
«Передай улыбку по кругу» :
Воспитатель: «У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.)
2. Сюрпризный момент: стук в дверь.
Воспитатель: Кто там может быть, сегодня все дети пришли в сад. Идет открывать дверь. Входит кукла Катя, лохматая и плачет, в руках держит журнал.
- Что случилось Катя? Почему ты в таком неопрятном виде?
Катя : Мама дала мне деньги чтоб я сходила в парикмахерскую, но я по дороге не удержалась и купила в магазине шоколадки. Они были очень вкусными, но теперь мне не хватает денег на услуги парикмахера, а я так хотела такую прическу, опять плачет и показывает детям журнал. Дети рассматривают иллюстрации с прическами и сравнивают с прической Кати.
2. Проблемная ситуация.
Воспитатель:
- Ребята! Надо Кате помочь! Поможем?
Дети: Да, жалеют Катю, гладят ее, успокаивают.
Воспитатель: Как и что нам надо сделать для этого?
II Основная часть.
1. Беседа «Откуда берутся деньги» :
Дети: может дать денег Кате?
Воспитатель: у меня, например, на данный момент нет денег. А у вас есть деньги?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята не расстраиваетесь, а давайте мы заработаем деньги для Кати. Ведь взрослые, ваши мамы, папы ходят на работу и получают за свой труд зарплату, а вы дети, тоже можете получать деньги, если будете кому-то помогать в меру своих сил и возможностей. Предлагаю вам с Катей сыграть в игру и за каждый правильный выбор, я буду вам платить зарплату по одному рублю каждому. Ребята вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Катя, для начала расскажи ребятам кто такой парикмахер, чем он занимается, что ему нужно для работы.
А чтоб вы ребята все хорошо усвоили, Катя принесла игру «Профессия парикмахер». Дети рассматривают изображения инструментов для работы парикмахером.
Для начала предлагаю отдохнуть. Дети проходят на ковер.
2. Физминутка:
Пальчиковая гимнастика:
«Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы) Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы).
Дети с воспитателем проходят к столу становятся полукругом.
Катя приглашает детей подойти к столу, на котором лежат картинки-атрибуты и одна целая –основа.
• Но будьте внимательны, там есть карточки, которые не относятся к данной профессии.
3. Дидактическая игра «Профессия парикмахер».
Дети рассматривают их, далее Катя предлагает «заселить» в пустые окошечки карточки, чтоб получить целую картину. Дети размещают картинки-атрибуты на основе и в конце сравнивают с готовым шаблоном.
По ходу игры воспитатель хвалит за правильно выполненное задание и поддерживает ребят, которые испытывают затруднения при выполнении задания.
Воспитатель:
- Вы большие молодцы ребята, очень хорошо поработали, пора зарплату получить. Раздает всем детям монеты, даже тем, кто не справился, аргументируя: «за стремление к победе, в следующий раз будь внимательнее».
- У вас у всех есть теперь деньги, чтобы помочь Кате, ведь в начале занятия мы с вами договаривались, что вырученные деньги подарим Кате, чтоб она сходила в парикмахерскую и стала вновь красивой и ухоженной. Такое доброе дело называется благотворительностью. Кто согласен, прошу сложить монетки в этот кошелёк. Дети складывают монетки в кошелёк.
III.Заключительная часть.
Воспитатель: (обращается Кате)
• Катя, в следующий раз, пожалуйста, разумно трать деньги, будь бережливее и у нас для тебя есть сюрприз. Дети дарят Кате кошелёк с деньгами. Катя благодарит детей и приглашает их сходить с ней в салон красоты.
1. Рефлексия.
Вопросы детям:
- Ребята, понравилось вам играть?
- Что особенно понравилось?
- А мне понравилось, как вы со мной играли.
- Большое вам спасибо!
В свободной деятельности продолжить сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская».
2. Вывод:
Умение распоряжаться финансами – это невероятно важный навык современного человека, поэтому и развивать этот навык стоит уже в дошкольном возрасте. Знакомство с деньгами можно начинать уже в возрасте двух-трё х лет: смело берите малыша в магазины, знакомьте его с монетами и купюрами, разговаривайте о ценности денег и вещах, которые нельзя на них купить, учите осознанно подходить к походу в магазин и избегайте импульсивных покупок.
4. Список литературы:
1. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 80 с.