Екатерина Андреевна Веселова
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Скоро лето. Насекомые. Ягоды. Грибы»
Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето».
Задачи:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе; о насекомых, их строении, местах обитания; о лесных ягодах и грибах;
- закреплять умение отгадывать загадки;
- обучать образовывать прилагательные из существительных;
- развивать коммуникативные навыки;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение и любовь к природе.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе „Скоро лето, Насекомые, Ягоды, Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Материалы и оборудование: кукла, искусственная полянка с цветами и насекомыми, счётные палочки, картинки с изображением одежды, кепки и панамки, картинки с лесными ягодами, корзинка с грибами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Воспитатель: -Ребята, к нам в гости зашла кукла Полина. Скоро наступит лето, а она ничего о нем не знает. Давайте расскажем ей о лете? (Ответы детей)
А какое сейчас время года? (Весна).
Какие, ещё, времена года вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку.
Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило … (Лето)
Воспитатель: -Правильно, лето! О нём мы сегодня и поговорим.
Проблемная ситуация
Воспитатель: -Ребята, на занятиях мы уже говорили о лете. Но кукла Полина хочет знать: как много мы узнали о лете? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Летняя одежда»
Цель: Показать умение детей классифицировать одежду по сезону.
Воспитатель: -Чтобы отправиться в лето мы должны подобрать соответствующую одежду.
(Воспитатель показывает картинки с сезонной одеждой, а дети выбирают только летнюю)
Итак, летняя одежда выбрана. Я вас приглашаю на летнюю полянку.
Подходите, надевайте кепки, панамки, шляпки… (дети надевают головные уборы).
Скажите, зачем, мы надели головные уборы? (Солнце светит летом ярко, жарко и без панамок может голова перегреться и наступить солнечный удар).
Воспитатель хвалит ребят за правильный ответ, зовет поиграть в игру
«Лето, лето, лето – какого оно цвета?
А ну-ка расскажите, а ну-ка покажите.
Нежно – зеленого, как в траве кузнечик (прыгают, как кузнечики,
Желтого, желтого, как песок у речек (показывают песок и волну реки,
Яркого, синего, самого красивого (поднимают руки вверх, кружатся вокруг себя)
Вот какое лето.
Все готовы отправиться в лето? (Да!) Тогда в путь.
(Дети подходят к подготовленной полянке и рассаживаются вокруг).
Воспитатель показывает зеленую мягкую травку и спрашивает: «Кто может здесь жить, оставаясь незамеченным?».
Если ребята испытывают трудности с ответом, воспитатель подсказывает, что эти жильцы очень маленькие, совсем крохотные, они могут так спрятаться в траве, что их никто не заметит; интересуется каких насекомых знают дети? (Муха, пчела, комар, муравей, стрекоза, оса. )
Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки про насекомых, а вы их угадаете и найдёте это насекомое на полянке.
Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
С вредной тлёй воюет ловко
Это. (Божия коровка)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки.
(Кузнечик)
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга… (Муравей)
Воспитатель: Муравьи, как и пчёлы - большие труженики.
Я предлагаю вам, ребята, превратиться в муравьишек.
Игра «Муравьи строят дом»
Цель: Развитие двигательной активности.
Дети строятся в две колонны. Каждая команда должна перенести счётную палочку на стол и вернуть обратно. Победа той команды, кто быстрее справился с заданием.
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит — стрекочет.
(Стрекоза)
Она щедрая хозяйка;
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделиться медком.
(Пчела)
Воспитатель напоминает детям чем питаются пчелы, перелетая с цветка на цветок, поощряет правильные ответы. Объясняет, что пчелка из нектара производит мед; закрепляет уже известное слово «трудолюбивая», поскольку эти насекомые очень любят трудиться; уточняет знания детей о домике пчел; рассказывает малышам, что в улье живет очень много пчел.
Игра малой подвижности «Помощники»
Давайте представим, что на полянке закончился нектар. И вылетела из улья пчела-разведчица на разведку, зажужжала, полетела далеко-далеко и нашла полянку. Но столько много нектара она не может унести одна, и позвала пчелка подружек.
Воспитатель: -Ребята, давайте поможем пчелке собрать нектар с полянки. Поднимите правую руку, приготовьте указательный палец, полетели на разведку. Как много у нас пчелок, громко жужжат пчелки, далеко улетели, еле слышен их голосок (дети громко жужжат, тихо бегают, указательным пальцем правой руки имитируя движения пчелы). Сели пчелы на цветочек, собрали нектар и полетели домой.
Воспитатель: Вот какие насекомые живут на нашей летней полянке.
Прогулка в летний лес
Ребята, а кто хочет погулять по летнему лесу? Тогда, вперед!
Ждет нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, ягоды, грибы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это(лес).
Физкультминутка.
А в лесу растёт черника, (Приседания)
Земляника, голубика.
Чтобы ягоды сорвать,
Надо ниже приседать.
Нагулялся я в лесу, (Ходьба на месте)
Корзинку с ягодой несу.
Воспитатель : Что растёт в лесу летом? (Ягоды, грибы).
Какие ягоды вы знаете? Покажите и назовите знакомые вам ягоды.
(Картинки с лесными ягодами: земляника, малина, черника, клюква, смородина).
Словесная игра «Какой? Какое?»
Цель: Закрепление умения образовывать прилагательные из существительных.
Варенье из смородины (какое?) – смородиновое.
Сок из клубники (какой) – клубничный.
Компот из малины (какой) – малиновый.
Варенье из черники (какое?) – черничное.
Воспитатель: Отлично, про ягоды вы тоже много знаете! Ягоды собрали, а что ещё, в лесу, можно собирать летом? (Грибы).
Дидактическая игра «Поможем ёжику перебрать грибы»
Цель: Закрепление умения отличать на вид ядовитые грибы: мухомор и бледную поганку.
Воспитатель :Ребята, ёжик набрал грибов и не знает, все ли они съедобные. Давайте поможем ему перебрать грибы.
Дети находят несъедобные грибы (мухомор и бледную поганку) и называют их.
Беседа «Что может случиться, если съесть ядовитый гриб?»
(Ответы детей).
Какие молодцы, про грибы, тоже, много знаете.
Игра: «Чистоговорки»
Цель: учить детей четко произносить слова чистоговорки с различными интонациями;
За-За-За вот порхает стрекоза.
Ры-Ры-Ры прилетели комары.
Чок-Чок-Чок по листу ползет жучек.
Вей-Вей-Вей прибежал к нам муравей.
Путешествие в лето закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия.
О чём мы сегодня говорили? (О лете).
Что нового мы узнали о лете? (Ответы детей)
Понравилось ли вам занятие? (Ответы детей)
Спасибо, все молодцы, все активно участвовали в занятиях и со всеми заданиями справились.