Юлия Елисеева
Конспект НОД по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Берегите водоёмы!» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к природе как средства развития основ экологической культуры.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.
2. Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру; наблюдательность; умение анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Оборудование:
• ИКТ;
• демонстрационные картинки по теме «Мир морей и океанов»;
• схема «Свойства воды»;
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ с элементами экспериментирования „Берегите водоёмы!“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
• ёмкость с чистой водой;
• перья, жгутики из фольги (по количеству детей);
• салфетки, ситечки, ложки (по количеству детей);
• письмо;
• звуки моря и чаек.
• карточки – правила поведения в мини – лаборатории;
• фартуки (по количеству детей).
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Давайте улыбнёмся нашим гостям и передадим им своё хорошее настроение.
Звучит звук моря, на экране появляется картинка с изображением старика с рыбкой в руках (иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).
-Ребята, вы узнали кто это? (Ответы детей)
-Посмотрите, что сегодня нам принёс почтальон. Это посылка от нашего старика. Давайте посмотрим, что в ней. (Достаю письмо, читаю.)
«Живём мы со старухой у самого синего моря. Забросил я однажды невод в море и вытащил… нет, не «одну тину морскую», а ещё ржавые банки, битые бутылки, рваные пакеты. Закинул я невод во второй раз – выловил рваный башмак и изношенную шину. В третий раз, как и полагается, попалась мне рыбка. Да не простая, а известное дело золотая. Заговорила она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня старче, в море. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!». Жалко мне стало рыбку, забрал её домой… только лучше ей жить на воле, в синем море, а оно грязное… Помогите нам, ребята, расскажите, что надо сделать, чтобы море снова чистым стало? До свидания!»
- Ребята, посмотрите, что ещё в посылке? Как вы думаете, что это? (Бутылка с грязной «морской» водой).
2. Основная часть.
-Ребята, поможем золотой рыбке вернуться обратно в море? Но сначала давайте вспомним, какие обитатели живут в морских глубинах и кому нужна наша помощь.
Игра «Собери картинку».
-Каждому из вас надо рассказать о животном, которое вам попалась, но карточки разрезаны на 2 части, вы для начала находите подходящую часть животного и затем рассказываете о нём. (2 – 3 предложения).
1. Палтус: Как выглядит палтус? Где он обитает? Чем полезен для человека?
2. Морская черепаха: Как выглядит морская черепаха? Как она приспособилась к жизни в воде? Какую пользу приносит человеку?
3. Морской конё к: Как выглядит морской конёк? Как он охотится и спасается от врагов? Почему многие виды морского конька стали редкими?
4. Осьминог: Как выглядит осьминог? Как он спасается от врагов? Какую пользу приносит людям?
5. Синий кит: Как выглядит синий кит? Чем питается? Есть ли у него враги?
-Молодцы, ребята? И сегодня я предлагаю вам стать учёными – экологами. Чем занимаются люди этой особенной профессии? (Изучают, исследуют, создают науку экологию, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу. С их участием составляется «Красная книга»).
- А где они работают? (В лаборатории).
- Вы хотите стать учёными – экологами? Но прежде чем мы свами пройдём в наши мини – лаборатории давайте отдохнём.
Динамическая пауза «Крабы».
- Молодцы. Пройдите на свои места и наденьте фартуки. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Карточки – правила).
- Ребята, посмотрите у вас на столах в стаканчиках находится жидкость. Как вы думаете что это? (Грязная вода). А откуда она? Это вода из моря, где жила золотая рыбка. Что вы можете о ней сказать, какая она?
- Давайте сравним её с чистой водой, но сначала вспомните свойства воды. (На экране появляется схема «Свойства воды»).
- Всеми ли этими свойствами обладает вода, которая находится у вас в стаканчиках? (Дети обследуют грязную воду, описывают её, опираясь на схему «Свойства воды»).
- Скажите, а воду из «моря» можно использовать, она пригодна для жизни, питья? Почему? А, что это за плёнка на поверхности воды? (Масло).
- Давайте представим, что это нефть. А, что такое нефть?
- Как вы думаете, как можно очистить эту воду?
Показываю способ очистки воды от масла (нефти, а дети делают самостоятельно в парах.
В ёмкость с водой из «моря» наливается растительное масло, обозначающее нефть. Дети пробуют его убрать подручными средствами (ложкой, ситечком, салфеткой). Делают вывод, что это невозможно.
- А теперь возьмите перо птицы и подбросьте его. Как оно летит?
В жидкость с маслом помещают перо птицы. Оно покрывается маслом, склеивается.
- Попробуйте теперь подбросить перо, возможно ли это?
Делается вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они могут погибнуть. Морские животные тоже погибают, т. к. сквозь масляное пятно не проникает воздух, который необходим для жизни.
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоёма? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы вода стала чище?
Предлагаю сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой.
С помощью специальных приспособлений – бонов (скрученные жгутики, масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое удобное место. Затем на масляное пятно капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для мытья посуды, которая помогает расщепить нефть на множество мелких капелек. Затем корабли – нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками – фильтрами (влажные салфетки).Капельки масла притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти. По окончании делается вывод, что специальные корабли – нефтесборщики просто необходимы.
- Ребята, а теперь эта вода стала совсем чистой? Почему?
- Как вы думаете, как можно её очистить?
Опыт «Фильтрация воды».
- Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. Для этого в воронку положим ватный диск, который отфильтрует всю грязь и будем потихоньку наливать в воронку воду.
- Посмотрите, что же произошло?
- Сравните полученную воду с нашей водой. Они одинаковые?
- Мы проделали с вами большую работу, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1,2,3,4 – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно –
Вместе – раз – это брасс.
Качаясь на волне – плывём на спине.
Вышли на берег крутой и отправились домой!
- Ребята, наша рыбка со стариком ждут от нас ответа. Как мы можем им его передать?
- Правильно, надо написать письмо. Но вот беда, мы свами пока ещё не умеем писать, как же нам поступить?
- Молодцы, мы можем его нарисовать. Посмотрите у меня есть картинки. Их надо разложить в той последовательности, в которой мы выполняли действия. Наклеим их на лист бумаги и у нас получится письмо – схема.
- Ну вот, наше письмо готово. Потом мы с вами отправим это письмо вместе с очищенной водой обратно старику с рыбкой.
Просмотр слайд – шоу о загрязнении водоёмов.
- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоёмы? Расскажите, как предотвратить загрязнение водоёмов?
- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоёмы : не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоёмах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
- А как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить загрязнение воды? (Можем нарисовать листовки, в которых попросим других людей беречь водные ресурсы).
Давайте подумаем, что мы можем изобразить на них?
3. Рефлексия.
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
- Кому помогали?
-Что нового узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какой вывод мы сегодня сделали?
b][/b]