Елена Захарова
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры детей младшей группы «Веточка вербы в вазе»
▼ Скачать
Вид занятия: творческое, групповое.
Участники: дети второй младшей группы,
воспитатель.
Возраст детей : младший дошкольный.
Актуальность: празднование Пасхи и Вербного воскресения стало уже традицией. Но дети имеют
недостаточное представление об особенностях подготовки и проведения праздничных дней Пасхи и отношении вербы к этому празднику. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы.
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на основе православной культуры детей младшей группы „Веточка вербы в вазе“» размещена в разделах
- Дерево Верба, веточки вербы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Цель:Формирование первичных представлений о духовно-нравственных ценностяхи интереса к истории возникновения праздника Вербного воскресения посредством аппликации с возможностью использования неизобразительных материалов.
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
Познакомить детей с традицией празднования Вербного воскресения.
Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление,
в представлениях детей об изменении в живой
природе с приходом весны. Закрепить и расширить знания детей о вербе.
«Речевое развитие»
Содействовать расширению и активизации словаря дошкольников;
Словарная работа: ветка, верба, ваза, «комочки», «барашки», красивый, пушистый, белый, серый, овальный, вербное воскресение.
«Социально – коммуникативное развитие»
Формирование интереса к русской национальной
культуре у детей, как к окружающей действительности, как к объекту
изучения, как средству развития толерантности.
Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к
предметам окружающего мира, учить работать в едином темпе, согласованно
со сверстниками, воспитывать интерес к прикладному творчеству и
народным праздникам.
«Художественно – эстетическое развитие»
Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном
искусстве.
Учить детей делать аппликацию веток вербы в вазе, передавая форму,
величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю
площадь листа бумаги.
Развивать воображение, самостоятельность при выборе
изобразительного материала. Развивать творческое отношение к работе,
воображение, цвето- и формоощущение.
«Физическое развитие»
Содействовать развитию двигательной координации, мелкой моторики рук.
Ожидаемые результаты:
Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.
Сформировать представления у детей о праздновании Вербного воскресения.
Закрепить и расширить знания детей о вербе, формировать бережное отношение к
природе.
Учить детей делать аппликацию веток вербы в вазе с возможностью использования неизобразительных материалов.
Закрепить верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться клеем,
намазывать его кистью, пользоваться салфеткой.
Предварительная работа
С детьми:
- Создание развивающей среды; игры с мозаикой, мелким однородным материалом.
- Подбор литературы, картин, пособий, атрибутов.
Просмотр презентаций «Вербное воскресенье», «Детям о
Пасхе»;
Беседы о православии, о библии, об Иисусе Христе, о православных праздниках.
С родителями: Оформление консультаций в родительском уголке: «Об
истории празднования Пасхи», «Что рассказать детям о празднике»
Методические приёмы
Рассматривание веточек вербы. Сравнение, нахождение закономерностей
формы. Разгадывание загадок. Знакомство со стихами и песнями о весне,
вербе.
Демонстрационный материал
Иллюстрации, ваза с веточками вербы.
Для работы:цветная бумага,узкие полоски коричневой бумаги, клей, вата, салфетки, клеенки.
Занятие в творческой мастерской
Ход занятия:
Воспитатель : Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)
А весна-красна прислала нам письмо. Что же интересно в этом конверте? А
это весенняя загадка. Давайте, ребята, попробуем ее отгадать:
У нее цветочки –
Пушистые комочки.
По весне она цветет,
Праздник Пасхи к нам зовёт.
(Верба)
Правильно, это верба. Весной она расцветает раньше всех и символизирует
пробуждение природы, а Вербное Воскресенье приходит к нам ранней весной, когда на деревьях ещё не распустились почки.
Поэтому и праздник у нас, в России называется Вербное Воскресенье.
Отмечается он за неделю до другого великого праздника – Пасхи.
Читает стихотворение Е. Благининой «Верба» :
Сиянье, плеск и щебет во дворе
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь – как нежны
Доверчивые первенцы весны.
Действительно очень нежные и пушистые почки у вербочки и похожи на
кого? (на утят, на котика).
Воспитатель : К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно.
Скоро она отцветет, и барашки отпадут. Как нам можно сохранить ее красоту
для себя и для близких? Мы сделаем аппликацию.
Воспитатель : А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим веточки
вербы. На ветках есть сережки, раньше их называли «барашки» или «котики».
- Какого цвета «котики»? (серые, белые, желтые)
- Какой они формы? (овальной)
- Как расположены «котики»? (поочередно)
А что ещё можно сказать о «котиках», какие они по ощущению? (пушистые, мягкие, теплые, красивые, маленькие)
- Какие ветки у вербы? (прямые, ровные, неразветвленные)
- Сравним ветки по длине. Какая это ветка? (длинная). А это какая?
(короткая).
А сейчас давайте на минутку превратимся в деревья.
Физминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивание – руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо, влево, взад, вперед - так деревья ветер гнет. (Наклоны по тексту)
Он их вертит, он их крутит. Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих взошла луна, наступила тишина. (Дети присаживаются на корточки)
-Ребята, а вы хотите, чтоб к нам в группу пришла весна? Давайте мы с вами сделаем веточку вербы.
Приступим к работе:
Как выдумаете, с чего мы начнем работу? Что будем делать дальше?
Расположим вазочку внизу нашего листа.
Она стоит ровно, не наклоняясь. Давайте не будем намазывать клеем
верхнюю часть вазочки, чтобы веточки вербы спрятать под горлышко и
приклеить чуть позже.
Детям предлагается поместить вазу и веточки, ориентируясь на образец, по центру листа и наклеить.
Изготовление почек.
-Как и из чего мы будем делать почки?
-Почки-комочки будем делать из ваты, скатывать не большое количество в шарики между ладошками.
Вот так: отрываю не много ваты, скатываю между ладошками и макаю в клей, и прикладываю на ветку поочерёдно, то с одной, то с другой стороны. Вот так просто и красиво получается
Воспитатель : Считалось, что верба наделяет людей здоровьем. Веточки
вербы ставили возле иконы и хранили весь год. А маленьких деток касались
веточками вербы да приговаривали : «Как вербочка растет, так и ты расти».
Итог занятия.
Воспитатель : Читает стихотворение о вербе.
Дождалась наша верба весны –
В лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у нее посмотри:
Нежным пухом покрытые почки
Словно тут на ветвях ангелочки
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!
Ветки вербы пройдут освещенье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить
Только вербу ломать я не буду –
Приглашу я к пушистому чуду
Всех друзей, чтоб устроить веселье
В праздник – Вербное воскресенье.
Воспитатель : Именно с веточками вербы и зажженными свечами
православные люди вспоминали Иисуса Христа и прославляли его. Ребята, в
вербное воскресенье издавна устраивали на больших площадях вербные
базары с играми и аттракционами, пекли печенье с барашками вербы.
Итог:
Посмотрите, ребята, как хорошо вы выполнили аппликацию веточек и почек вербы из ваты. Они получились такими же пушистыми, мягкими, как настоящие.
-Вы все постарались, все молодцы!
А теперь посмотрите еще раз на ваши работы - вам какая вербочка понравилась больше? Почему?
- А как мы их делали? Что еще нового вы узнали сегодня о вербе?
Кто помнит, какие движения вы выполняли в процессе работы?