Ирина Глушкова
Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Изготовлению тряпичной куклы «Ладушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по декоративно- прикладному искусству в подготовительной группе : «Изготовление тряпичной куклы «Ладушка»
Составила: воспитатель первой квалификационной категории Глушкова И. В.
Цель: Закрепление знаний о тряпичной народной кукле, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе „Изготовлению тряпичной куклы „Ладушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
1. ОО «Познавательное развитие» Закрепление знаний о народной тряпичной кукле, о способах изготовления кукол. 2. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции, умение подбирать цвета, оттеняющие друг друга. Развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе. Развивать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положительное отношение к исполнению образных движений под музыку 3. ОО «Речевое развитие» Обогащать и активизировать словарь детей (Безлика, оберег, обряд, узелок, развивать связную, грамматически правильную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. 4. ОО «Физическое развитие» Способствовать развитию мелкой моторики рук (завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий). 5. ОО «Социально-коммуникативное развитие» Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
Методы и приё мы:
- практические: изготовление куклы, подвижная игра «У Маланьи, у старушки»;
- наглядные: Рассматривание кукол, материала для изготовления куклы;
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы, игра – песня.
Оборудование:
Сундук, куклы (обереговые, игровые, обрядовые, карточки с загадками. Фоновая русская народная музыка, технологические карты изготовления кукол, запись игры – песни «У Маланьи, у старушки» в исп. «Детского хора», Мультимедийная презентация № 2.
Раздаточный материал:
Лоскуты цветной, белой х/б ткани, нитки мулине, синтепон, ножницы.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: сказка «Крупеничка», Мультимедийная презентация №1, подборка стихотворений для занятий, картотека подвижных хороводных игр, экскурсия в мини – музей «Куколка тряпичная – игрушка отличная».
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
Воспитатель: «Приглашаю вас, дети в комнату игрушек. (Звучит русская народная мелодия («Фоновая музыка») Под музыку дети проходят в комнату игрушек. Дети играют с игрушками, изготовленными из разного материала (пластмассовая машинка, резиновый зайчик, вязаная курочка)
Воспитатель: «Вот диво дивное! Что это за игрушки такие, из какого же материала они сделаны? Давайте вы мне о них расскажите.
Воспитатель: «Ваня, скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках?» (ответы детей)
«А из какого материала сделана машинка?» (ответы детей)
«Значит машинка какая?» (ответы детей)
«Где же делают такие игрушки?» (идет рассмотрение всех видов игрушек, с которыми играли дети)
Воспитатель: «Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку:
«Платье носит,
Есть, не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно». (Кукла)
Мы с вами, изготавливали уже кукол, давайте откроем, свой чудесный сундучок, в котором живут, наши куклы давайте их вспомним, а как их называют, помогут наши загадки слушаем внимательно:
Загадка 1
Сонница – бессонница, не играй с моим детятком,
А играй этой куклой… (куколка Бессонница).
Загадка2
Как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Она была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, что бы лучше родился хлеб. (куколка Коза).
Загадка 3
Куколка сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. (куколка Крупеничка).
Загадка 4
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку. Подвешивали её там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка (Травница).
Загадка 5
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье (куколка Колокольница).
Загадка 6
Перекрестясь,благословясь,
Пойду из дома за ворота
В ту сторону, куда охота.
С пути-дороги не собьюсь.
И с бедою не столкнусь.
Зло подальше обойду,
А добро везде найду.
Не споткнусь, не расшибусь,
В дом с удачею вернусь!» (куколка Поддорожница).
Воспитатель: «Вот и вспомнили, каких кукол мы делали раньше, молодцы ребята. А ещё на Руси любили играть, я приглашаю вас на ковёр, встаньте, пожалуйста, в круг, повторяйте за мной слова и движения игры «У Маланьи, у старушки» (Звучит песня исп. «Детского хора» «У Маланьи, у старушки» дети под музыку выполняют движения)
Игра «У Маланьи, у старушки»
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке
(присесть сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку - чашку, другую - ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Воспитатель: «Поиграли немножко отдохнули, а теперь садимся за столы. А сегодня мы с вами сделаем куклу «Ладушку» Показ куклы.
- Кукла Ладушка символизирует богиню весны, любви и плодородия. От её имени пошли такие слова как: ладушки ("Ладушки, ладушки, где были? У бабушки, лад (семейный лад, ладный, ладно, ладить. Весной на Руси праздновали «Ладодение» — веселый праздник с хороводами и песнями, посвященными Ладушке. Ладушка – символ вечной молодости и семейного счастья. Поэтому, приступая к изготовлению такой куклы, мы сначала настроимся на волну добра и радости!
Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.
Практическая деятельность по изготовлению куклы «Ладушки» : (Звучит музыка русская народная «Хоровод»- фоновая музыка для практической деятельности)
А как сделать помогут наши карточки (Технологическая карта изготовления тряпичной куклы «Ладушка»)
1. Сначала сделаем нашей куколке голову. Берем два цветных лоскута и кладем, друг на друга так, чтобы углы не совпадали изнанкой на себя. На середину кладем кусок синтепона. (Показ карты №1)
2. Переворачиваем, перехватываем ткань под синтепоном и перевязываем ниткой.
(Показ карты № 2)
3. Кладем белый лоскуток ткани на голову так, чтобы оба его конца были примерно равны. Перематываем снова по тому же месту. (Показ карты № 3)
4. Расправляем стороны белого лоскутка, собираем их и на концах перевязываем, формируя руки куклы. (Показ карты № 4)
5. Берем платочки и завязываем нашей ладушки. (Показ карты 5)
6. Наша Ладушка готова! (Показ карты № 6)
(Дети изготавливают тряпичные куклы в соответствии с технологическими картами)
Воспитатель: Ах, какие красивые куколки у вас получились! Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Спасибо за работу вашу, за старание. Своих куколок можете взять домой, а мою куколку «Ладушку, я помещу жить в наш волшебный сундучок. До новых встреч. Мы возвращаемся в группу. (Звучит русская народная мелодия)