Капуста Янина Александровна
Конспект НОД «Осенний переполох в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию.
Комплексное занятие по теме: «Осенний переполох в лесу»
(подготовительная группа)
Разработала: Капуста Я. А.
Цель: Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных и зимующих птиц, развитие познавательного интереса к родной природе.
Задачи:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект НОД „Осенний переполох в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
-Расширить и систематизировать знания детей о перелетных и зимующих птицах, их внешнем виде и особенностях жизни.
-Углубить представления детей о причинах отлета птиц.
Развивающие задача:
-Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
-Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
- Развивать любознательность, активность, самостоятельность
Воспитательная задача:
-Воспитывать бережное отношение к миру природы;
-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них.
Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические, ИКТ.
Предварительная работа:
Подбор видеоматериала, составление слайдов и карточек, подбор пословиц и загадок по теме.
Оборудование: оформление группы по теме, экран, иллюстрации с различными видами птиц, две магнитные доски, весы, камни, перья птиц, ёмкость с водой, жир, картинки с изображением различных видов птиц.
Вводно-мотивационная часть: Прилетела сорока (ребёнок) с конвертом, в котором разрезные карточки.
Сорока: Доброе утро! Солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам! Подарите улыбку своим друзьям. И нашим гостям!
Все дети повторили приветствие. После чего садятся на стульчики.
Воспитатель: Сорока! Я вижу, что ты чем-то взволнована. Что случилось?
Сорока: Беда! В лесу такое творится! Все птицы перепутались и не знают, какие должны улетать на юг, а какие остаются? Что будет? Не знаю.
Воспитатель: Что нам делать, ребята? Как нам им помочь? (ответы детей)
Расскажите мне, пожалуйста, кто такие птицы?
Как мы их различаем? по размеру - большие и маленькие, по - разному поют, по-разному летают, оперение у каждой птицы свое.
Какие они бывают? (шустрые, быстрые, заботливые)
Практическая часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах и зимующих птицах.
Как вы думаете, почему птиц называют перелетными? Правильно, потому что перелетные птицы улетают в теплые края. А в какое время года это происходит?
Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?
(слайд на экране)
А почему они улетают? ( ответы детей: нечего стало кушать, насекомые спрятались)
А куда могли спрятаться насекомые? (в листик, в кустик, в щёлочку, под корень)
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова, попробуйте догадаться какие? (едят насекомых). Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.
( На слайде 6 птичек: ласточка, дрозд, жаворонок, кукушка, соловей, трясогузка)
Физкультминутка:
Журавли летят на юг (машем руками, как крыльями)
Засыпает майский жук (присесть)
Каждый день идут дожди (показать капли кистями рук)
Ты тепла уже не жди (обнять себя руками)
Вот сейчас на целый год (машем «Досвидания»)
Лето от меня уйдёт (покачать головой)
Не могу так долго ждать! Буду лето догонять (бег на месте)
Воспитатель: Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Почему зимующие птицы не улетают? (питаются другим кормом)
А какой другой корм можно дать птичкам? (семечки, пшено, хлеб, ягоды, сало)
(Слайд с зимующими птицами - ворона, голубь, воробей, синичка, сорока, снегирь. Эти птицы называются всеядные.
Игра «Чем угостим» (с мячом)
Воробья — крошками. Синицу — салом. Голубя — пшеном. Свиристеля — семечками, Ворону — хлебной коркой и т. д.
Игра «У кого какое тело?».
-Если у птицы короткий хвост, значит, скворец какой? (Короткохвостый.) -Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.) -Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.) -У вороны чёрное крыло? Значит, она… (Чернокрылая.)
Задание:
Распределись птичек на две магнитные доски. Одна доска с солнышком, вторая доска со снежинкой.
Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова, какие? – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Задание за столами:
Сорока: Я так у вас согрелась. Что важное письмо отдать забыла!
Конверт с заданиями.
Собрать разрезные карточки: Гусь и утка. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.
Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.
Я люблю непогоду.
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый. (Гусь)
Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;
Сама себе удочка, сама себе лодочка….(Уточка)
Опыт с пером:
Как бы нам рассмотреть перо? Что для этого нужно? (рассматривание через лупу) "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.
Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их. А вы знаете, что когда то это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию.
1. Интересно, легкое оно или тяжелое? Взвесить перо. Если попробовать вставить шпажку в стержень пера, что же там внутри? - Поэтому перо легкое, стержень пустой.
Вывод – оно лёгкое.
2. Одно перо намажем растительным маслом, другое — оставим как есть. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности пера, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и перо намокло)
Вывод - жир отталкивает воду.
Воспитатель: Улетают птицы по-разному
(слайд с фотографиями перелёта птиц)
(Стайкой, вереницей, поодиночке, линией, клином)
Потянулись птицы на далёкий юг
Голоса их грустные ловит чуткий слух
Пролетают мимо стороны родной,
Возвращайтесь, милые, будем ждать весной
Давайте пофантазируем с вами. Если бы птицы могли петь, как люди, о чём бы они спели сейчас? Какая по характеру была бы их песня?
(Видео "Скворушка"- 1 куплет)
Заключительная часть
Ребята, вы сегодня побывали в мире перелетных птиц, помогли им разобраться, проявили старание при выполнении заданий, были хорошими слушателями.
Что вам понравилось сегодня? Что запомнилось?
Давайте закончим наше занятие стихотворением Муса Джангазиев «Берегите птиц».
Будь другом птиц! Пусть под окном. Поет весною соловей, И над просторами Земли. Летают стаи голубей!
Сорока: Спасибо вам, ребята! Полечу в лес, наведу там порядок. Птицы меня заждались. Они разберутся и начнут собираться в дорогу!