Людмила Полянина
Конспект НОД «В гостях у гнома-часовщика, или История о том, как не опоздать в школу» (познавательное развитие (ФЭМП)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Полянина Л. С.
Воспитатель подготовительной группы
МБДОУ д /с «Малыш» с. Александров – Гай
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
(формирование элементарных математических представлений)
Публикация «Конспект НОД „В гостях у гнома-часовщика, или История о том, как не опоздать в школу“ (познавательное развитие (ФЭМП)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Тема: «В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опоздать в школу». (Из книги «Математика для дошкольников» Т. И. Ерофеевой, Л. Н. Павловой, В. П. Новиковой)
Основная образовательная программа МБДОУ д /с «Малыш», разработанная на основе примерной основной образовательной (общеобразовательная) программы
«От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Возрастная группа. Подготовительная к школе группа «Смородинки».
Тема НОД: (с указанием ведущей образовательной области и программной области)
«В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опоздать в школу» (познавательное развитие, ФЭМП).
Цель: знакомство детей с определением времени по часам.
Задачи: (развитие, воспитание, обучение с указанием образовательной области)
1. Учить детей определять время по часам с точностью до 1 часа.
Через жанр сказки учить детей решать проблемные ситуации, отгадывать загадки.
2. Развивать речь (речевое развитие).
3. Закрепить знания детей о цифрах в пределах 12. (познание, ФЭМП)
Расширять и закреплять знания детей о различных видах часов (познание, предметное окружение).
4. Формирование познавательного интереса и повышения познавательной активности у детей (социально – коммуникативное развитие).
5. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье (физическое здоровье).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, речевая.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парами.
Формы реализации детских видов деятельности: математические игры и задания, беседа, чтение сказки «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу», решение математических задач, работа в тетради и с макетом часов.
Оборудование: презентация по сказке, циферблаты часов с пропущенными цифрами, школьные принадлежности (картинки, песочные часы, тетради в клетку, фломастеры чёрного цвета, ручки, набор магнитных цифр для составления решения задачи, магнитная доска.
Предварительная работа: загадки о часах, рассматривание часов, дидактические игры по разделам «Количества и счёт», «Ориентировка во времени», использование пословиц о времени в повседневной жизни, организация мини – музея часов.
ХОД НОД
Вводная часть (мотивация) Ребята, сейчас вы дошколята, но через год вы станете первоклассниками. Накануне нового учебного года с будущими первоклассниками могут происходить самые невероятные истории. Сегодня я вам расскажу одну из них.
Слайд 1 Дети первоклассники.
Основная часть. Чтение сказки Т. И. Ерофеевой «В гостях у гнома – часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Слайд 2. Жил – был Саша, обыкновенный мальчик. Ему, как и многим сверстникам, купили новый ранец с блестящими замками. Ранец этот тут же наполнили разнообразными удивительными вещами, без которых не может обойтись ни один школьник.
-Что лежит в ранце? (Дети называют школьные принадлежности).
Саше нравилось раскладывать школьные принадлежности на столе.
Ребята, положите перед собой лист, и выполните
Задание 1
«Разложи школьные принадлежности».
- В середину листа положите пенал.
- Справа от пенала набор ручек.
- Справа от ручек графитный карандаш.
-Слева от пенала положите линейку.
- Ластик над пеналом.
- Точилку над набором ручек.
- В левом верхнем углу Саша клал книги.
- В правом верхнем углу он помещал тетради.
- Краски положите в левый нижний угол.
- Альбом в правый нижний угол.
- Фломастеры слева от альбома.
Ребята, давайте посмотрим, вы разложили как Саша? (Дети раскладывают картинки по заданию).
Слайд 3 (школьные принадлежности) Дети смотрят на слайд и сравнивают.
-Молодцы!
Но вернёмся к сказке.
Продолжаю рассказывать сказку
Одно беспокоило мальчика. Раньше, когда Саша ходил в детский сад, его всегда будила бабушка. Поэтому он, никогда не опаздывал. А что же теперь? Ведь стыдно, если тебя по утрам будут тормошить, как малыша.
Ответы детей: встать самому, без посторонней помощи. Можно завести будильник, и он прозвонит в нужное время.
Воспитатель:
С будильником у Саши были сложные отношения. Он знал все цифры на циферблате. Знал, что стрелки помогают узнавать, который час, но стрелки эти помогали всем, кроме Саши.
А вы, дети, знаете цифры?
Задание 2
«Помогите цифрам вернутся на свои места»
Дети берут макеты часов и вписывают пропущенные цифры.
Дети называют цифры, которые они написали на циферблате.
- Молодцы!
Молодцы! Вы хорошо знаете цифры.
Слайд 4. (Саша смотрит на часы) Сколько раз мальчик подолгу стоял возле часов и смотрел на них так пристально, что на глазах появились слёзы! Бабушке даже становилось жаль внука, и она успокаивала его: «Не огорчайся – скоро и ты научишься узнавать время».
Накануне первого сентября папа сказал Саше:
-Сегодня ты ложись в постель пораньше. Нужно хорошенько выспаться.
- Когда я должен встать, чтобы не опоздать в школу? – спросил мальчик.
- Ребята, как вы думаете, во сколько надо встать мальчику?
Ответы детей. Спросить детей, у которых есть брат или сестра школьники.
Воспитатель:
- В семь часов утра, - ответил папа, как только зазвонит будильник.
Папа покрутил какие – то ручки, потрогал рычажки и поставил будильник на стол перед кроватью.
- Спокойной ночи первоклассник, – сказал он, поцеловал сына и тихо вышел из комнаты.
Саша долго лежал и думал о предстоящем дне. Он даже не заметил, как глаза его закрылись, и он вдруг оказался перед воротами сказочного замка.
Слайд5.(замок)
Самая высокая башня была украшена часами. «Какой красивый замок! Интересно, можно ли туда попасть?» - подумал Саша.
И в тот же миг перед ним появился маленький смешной человечек. Мальчик сразу узнал доброго Гнома.
-Что тебе нужно? – спросил Гном.
- Я очень хочу попасть в замок, - ответил Саша.
- Это волшебный Замок Часов, - пояснил Гном, - а я - Главный Часовщик. Попасть в наш замок может только тот, кто хорошо умеет определять время по часам.
- Ребята, а вы хотите попасть в замок? Тогда вместе с Гномом надо выполнить физминутку.
«Ходят часики – тик – так,
Они не ленятся, не спят.
Всё бегут. Бегут, бегут,
Никуда не убегут.»
Выполняют движения согласно тексту.
Ворота распахнулись, и они оказались в большом зале. Саша с восхищением смотрел по сторонам. Кругом были часы.
Слайд 6 (часы напольные, настенные, каминные, ручные)
Задание 4 «Назови часы»
- В замке хранятся самые разнообразные часы. Здесь ты видишь настенные, напольные часы. – О чём тебе говорят их названия?
-Неужели это тоже часы? – удивился мальчик.
Да, старинные часы. Они обычно стояли на каминах. Как они называются?
- Здесь и другие часы хранятся?
- Наручные, - уверенно сказал Саша.
-Совершенно верно.
Дети объясняют, почему так называются часы
мы можем идти дальше. Они перешли в другой зал.
Слайд 7 (будильники). В этом зале собраны все будильники. Гном явно гордился своей коллекцией.
Слайд 8 (полка с будильниками)
Задание 5 «Составь задачу» Дети составляют задачу по картинке
«На полке стояло 3 жёлтых и 2 красных будильника. – Сколько будильников стояло на полке?»
Записывают решение задачи в тетради. Один ребёнок записывает решение задачи цифрами на магнитной доске.
Читаю дальше сказку.
– А у моего дедушки есть круглые часы с крышкой. Они висят на цепочке. Он на руку их не надевает, а кладёт в карман. Наверное, карманные, - предположил Саша.
- Правильно. В старину делали карманные часы с музыкой. Крышка открывалась, и звучала мелодия В нашем замке такие тоже есть. Вот послушай. Гном достал из шкафа часы, открыл крышку, и послышалась восхитительная мелодия.
Слайд 9 (карманные часы с музыкой)
Когда звуки музыки стихли, Гном положил часы на место и, загадочно улыбаясь, сказал:
- Ты увидел здесь много всяких часов. Все они чем – то похожи. Чем же?
Саша растерялся. Давайте поможем Саше.
Дети отвечают: «Все часы разные, даже называются по – разному. Но… у всех часов есть цифры и стрелки».
- Совершенно верно. Молодцы!
Стрелки и циферблат есть почти у всех часов, - похвалил мальчика Гном.
- Почему вы сказали почти? Разве есть часы без стрелок? – удивился Саша.
- Представь себе, есть!
- Что это за часы без стрелок?
Гном открыл шкаф, и Саша увидел очень странные предметы, совсем не похожие на часы.
Слайд 10 (песочные часы) На подставке стояли два прозрачных шарика, один на другом. Они были соединены между собой. На дне нижнего шарика был насыпан мелкий – мелкий песок.
Ребята, а как можно использовать эти часы?
Предположения детей. Рассказ из личного опыта.
Физминутка
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала? (Дети выполняют упражнения согласно тексту).
Дети садятся, воспитатель продолжает сказку.
- Ну да ладно! Сказал Гном. Я обещал научить тебя узнавать время по часам и сдержу слово. Давай поговорим о тех часах, у которых на циферблате две стрелки. - Гном указал палочкой на большие часы.
-Отсчёт времени начинается ночью, когда ты уже спишь.
Обе стрелки стоят на цифре 12 (но запомни, что в это случае они обозначают ноль часов). Трудно увидеть, что это две стрелки, потому что короткая закрыта длинной. Длинная стрелка называется минутной, короткая – часовой.
Длинная минутная стрелка начинает своё движение. За один час она проходит полный круг и снова возвращается к цифре 12. Короткая часовая стрелка движется очень медленно. За то же самое время она переберётся с цифры 12 к цифре 1. Часы будут показывать один час.
- Я понял, понял! – обрадовался Саша. Гном взял Саша за руку, и они вошли в зал, где все часы показывали разное время. Саша определял время.
Задание 6 «Определи который час»
Слайд 11 (часы, которые показывают разное время)
Работа с макетами часов. Дети определяют время на часах.
-Молодцы!
А чем же закончилась история с мальчиком Сашей? Гном тоже похвалил мальчика.
- Молодец! Вот ты и научился определять время по часам. Нам пора прощаться. Вспоминай обо мне иногда. С этими словами Гном отворил перед мальчиком дверь, раздался оглушительный звон…
Слайд 12 (7 часов, звенит будильник)
Саша открыл глаза и проснулся. Рядом стоял новенький ранец, на стуле висела выглаженная школьная форма. На столе около кровати трезвонил будильник. В комнату вошла мама.
- Мамочка, с добрым утром! – улыбнулся Саша. - Часы показывают семь часов, значит, пора вставать и собираться в школу.
- Откуда ты знаешь, который час? – удивилась мама.
- Я теперь всегда буду сам узнавать время по часам. Я научился, - ответил Саша и загадочно улыбнулся.
Заключительная часть (рефлексия)
- А сейчас, дети, я хочу услышать от вас, что нового, интересного для себя вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Я буду начинать фразу, а вы заканчивайте.
-Было интересно…
- Было трудно…
-Сегодня я узнал (а…
- Теперь я могу.
- Я понял (а, что…
-У меня получилось…
- Мне захотелось…
- Мне понравилось…
- Молодцы!
Можно добавить сюрприз. Вносится новая настольная игра «Мои первые часы».