Татьяна Петрова
Конспект НОД «Наши друзья — птицы» с использованием элементов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ «НАШИ ДРУЗЬЯ – ПТИЦЫ»
Старший воспитатель
МБДОУ д/с №411 Петрова Т. А.
Задачи:
Образовательные задачи:
закрепить и пополнить знания детей о птицах : перелетных и зимующих, об их внешнем виде, отличительных особенностях, способах передвижения, питании;
способствовать развитию связной речи, умению формулировать вопросы;
развивать мыслительную деятельность, любознательность, творческое воображение;
Публикация «Конспект НОД „Наши друзья — птицы“ с использованием элементов ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
учить думать, анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
закрепить навыки складывания и вырезывания.
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому;
развивать умение действовать в коллективе.
Оборудование:
Диск с записью пения птиц, карточки с изображением зимующих и перелетных птиц (на каждого ребенка, стакан с водой и камешки, два мольберта (на одном приклеена снежинка, на другом – солнышко, ноутбук и презентация летящих птиц, панно с изображением осенних деревьев и неба, листы белой бумаги, ножницы, клей.
Предварительная работа:
чтение книг, энциклопедий о птицах; заучивание стихотворений, отгадывание загадок о птицах;
выполнение аппликации, рисование, лепка на тему «Птицы»; приготовление кормушек для птиц (совместно с родителями); разучивание песен (совместно с музыкальным руководителем);
наблюдения на прогулке за птицами; беседы; проведение подвижных игр: «Филин и пташки», «Журавли-журавли», «Ястреб и утки»; рассматривание альбомов и картинок с изображением разных птиц; проведение дидактических игр: «Узнай по описанию», «Что изменилось», «Да – нет», «Что за птица?», «Собери картинку».
Логика образовательного процесса
В. Ребята, закройте глаза, и послушай грамзапись
Звучит запись шума леса и пения птиц
В. Что вы слышали?
Д. : Лес шумит, кукует кукушка и т. д. /
В. : А каких птиц вы знаете?
Д. : воробьи, снегири и т. д.
В. : А почему вы думаете, что это птицы?
Д. : у них есть крылья, клюв, хвост и т. д. /
В. А я знаю вот каких птиц : бабочка, муха, пчела. Правильно?
Д. : это не птицы.
В. : но у них тоже есть хвост, крылья, они умеют летать. Так кого же я назвала?
Д. : это насекомые
В. : чем же они отличаются от птиц?
Д. : они не имеют перьев, поэтому это не птицы
В. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке. Вспомните, что у вас за птица.
Дети называют птиц.
В. Что общего у всех птиц, посмотрите на карточки.
Д. : есть клюв, хвост, лапы и т. д. /
В. А чем же они отличаются?
Д. : размером, окраской и т. д.
В. А одинаково ли птицы передвигаются по земле?
Д. : нет, одни ходят, другие прыгают.
В. Положите свои карточки и подойдите ко мне. Давайте поиграем. Я буду называть птиц, а вы будете показывать, как они передвигаются по земле.
Проводится игра.
В. : очень хорошо у вас получилось. Присаживайтесь. Послушайте рассказ "Умная галка".
На столе воспитателя стакан с водой. Во время чтения воспитатель кладет в стакан камешки, и дети видят, как поднимается вода в стакане.
В. Как можно назвать галку?
Д. : Умная, догадливая, изобретательница и т. д.
В. : А что бы придумали на месте галки, если бы не нашли камешков?
Д. : Можно пить через соломинку, уронить стакан и, пока вода не ушла в землю, попить и т. д.
В. : Ребята, как вы думаете, почему одних птиц называют зимующими, а других перелетными?
Высказывания детей
В. Верно, перелетные птицы улетают осенью в теплые страны, а весной возвращаются. Как вы думаете, почему птицы улетают?
Д. Холодно зимой, есть птицам нечего. Они питаются насекомыми. А зимой их нет.
В. Как называют птиц, которые остаются с нами зимой?
Д. зимующие.
В. Чем же они питаются?
Д. Это ягоды рябины, семена разных деревьев, кустарников.
В. Я предлагаю вам поиграть в игру «Да - нет». Сегодня мы будем отгадывать название загаданной птицы.
Проводится игра. Один из детей загадывает птицу. Дети с помощью вопросов пытаются отгадать, что это за птица. Вопросы ставятся так, чтобы ведущий мог отвечать «да» или «нет». Например, это перелетная птица? Она большого размера? Она живет в лесу? И т. д.
В. : Молодцы. Подойдите к столу. Картинки с изображением птиц перепутались. Возьмите по одной картинке. Вспомните, что за птица на ней изображена. Я предлагаю вам прикрепить зимующих птиц на мольберт со снежинкой, а перелетных на мольберт с солнышком.
После выполнения задания проверяется правильность расположения птиц, дети вспоминают названия изображенных птиц.
Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Хорошо-плохо»
В. : Что хорошего в том, что птицы улетают?
Д. : им будет там тепло, там есть корм, учатся летать на большие расстояния и т. д.
В. : А что плохого?
Д. : Не слышно птичьего пения, многие птицы в дороге погибают и т. д.
В. Вспомните, куда улетают птицы?
Д. Иран, Ирак, Африку и т. д.
В. А сегодня я вам покажу и расскажу, как летят птицы.
Воспитатель с помощью компьютера показывает летящие стаи птиц и рассказывает : журавли и гуси летят клином; кулики, цапли, утки, сороки – шеренгой и т. д.
В. : Чем мы с вами можем помочь зимующим птицам?
Д. : Подкармливать их семечками, крошками и т. д.
В. Предлагаю вам вот на это панно приклеить косяк улетающих птиц.
Дети делают летящих гусей путем сгибания бумаги пополам и вырезывания Подготовленных птиц приклеивают на панно.
В. А теперь я предлагаю одеться, пойти на улицу и покормить птиц, насыпать им корм в наши кормушки.
Литература:
Е. Н. Анашкин 300 вопросов и ответов о птицах. Ярославль: «Академия развития», 1998
Когда смеются птицы. Авт. -сост. Прокопенко Н. С. Москва: «Сварог», 1996
А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду. М. : Просвенщение,1985
Т. А. Шорыгина Птицы. Какие они? М. : «Гном», 2002
Методы развития творческого мышления. Авт. -сост. Марфидина В. А. и др. : Норильск, 1993
Детские энциклопедии.