Вера Атаманова
Конспект НОД «Красота русского кокошника»
Образовательная область: художественное творчество.
Цель: развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); учить работать в определённой цветовой гамме; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые, помогать осваивать новые техники, по собственной инициативе объединять разные способы изображения; познакомить с головным убором русской женщины; воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.
Публикация «Конспект НОД „Красота русского кокошника“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Кокошник, очелье. Русские народные головные уборы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин И. П. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», А. Г. Веницианова «Жница», «На пашне. Весна»; рассматривание коллекционных кукол в народных костюмах разных регионов России.
Оборудование: контурные рисунки кокошников (по числу детей, разноцветные салфетки, вырезанные из картона различные по форме контуры кокошников, клей ПВА.
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, безопасность.
Ход образовательной деятельности Педагог:
- В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только то, из какой местности его хозяйка, но и ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове венцом или свертывали волосы в два пучка спереди. Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т. к., по старинным обычаям, показывать их было нельзя.
Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки. Обруч изготавливался из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом. Перевязка делалась из полоски ткани - парчи, золотой вышивки и т. п., а концы завязывались, иногда бантом, перевязка могла быть сделана также из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.
Основными головными уборами женщин являлись глухие сороки, кики, повойники, платки. Самый распространённый головной убор -«сорока». Он состоял из нескольких частей и весил порой до пяти килограммов. Головные уборы в народном костюме символически представляют небесный мир. Кокошник, кика или кичка, сорока - все эти
головные уборы соотносятся с названиями птиц. «Кокошник» - курица, «кики» - утка, «сорока».
Кокошник, в отличие от повседневного головного убора (сороки или платка, сначала был праздничным головным убором, в том числе свадебным, и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи часто носили кокошник. Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях и продавали на ярмарках. К концу XIX - началу XX в. область распространения кичкообразных головных уборов сократилась. Они вытеснялись кокошником и другими более поздними головными уборами, в том числе разнообразными платками, которые носили, завязав или заколов под подбородком. Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.
Головной убор, расшитый символическими узорами, - продуманная поколениями система защиты женщины от неприятностей и напастей. К кокошнику или кичке часто прикрепляли с помощью ленточек шарики-пушки из птичьего пуха или ленты, которые спускались с головного убора, символизируя дождь.
Практическая работа:
Педагог предлагает рассмотреть элементы росписи кокошников на слайдах или репродукциях картин, иллюстрациях. Педагог:
- Ребята, кокошники имеют различную форму и орнаменты.
Внимательно рассмотрите слайды и листы с контурными рисунками разных
по форме кокошников. Вы можете выбрать любую понравившуюся форму и
украсить кокошник узором из скрученных салфеток. Постарайтесь работать в
определённой цветовой гамме и внести в узор древние знаки-обереги - круг,
ромб, треугольник, крест, волнистые и прямые линии. Украшая этими
символами свою одежду, люди верили, что это принесёт им счастье,
здоровье, хороший урожай, спасёт от злых сил. Ещё раз прошу обратить
внимание на сочетание цветов. Ваш кокошник не должен «кричать» всеми
цветами радуги. Выберете холодную или тёплую гамму. Укладывая
аккуратно скрученные жгутики салфеток, обязательно соблюдайте
симметрию, чтобы сохранить «равновесие» между элементами узора. В
конце ваши работы будут представлены на выставке.
Анализ детских работ:
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с работой.
При рассматривании готовых работ педагог обращает внимание на цветовое решение, сочетание оттенков и включение в узор древних знаков-оберегов (круг, ромб, треугольник, крест, волнистые и прямые линии).