Татьяна Устюжанина
Конспект НОД «Как живут звери в зимнем лесу» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ:
• Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуникация»;
• Закрепить название диких животных и птиц в речи – «Коммуникация»
• Развивать связную речь – «Коммуникация»;
• Развивать память, внимание, логическое мышление – «Познание»
• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам и зверям – «Познание»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
• Словесные – вопросы, объяснения, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: мышкует, петляет, маскироваться, вожак, лесник.
• Наглядные – презентация
• Практические – отгадывание следов.
Публикация «Конспект НОД „Как живут звери в зимнем лесу“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : ежедневные наблюдения за птицами на участке, рассматривание иллюстраций о животном мире. Чтение произведений, знакомство с пословицами, стихотворениями, разгадывание загадок о животных и птицах.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: авторская презентация
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ : трафареты животных на каждого ребенка.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество, познание, здоровье.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в лес. А в какой лес мы с вами сегодня пойдем, вы поймете, если послушаете это стихотворение, которое написал А. С. Пушкин:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?
Дети: В зимний.
Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес, где можно встретить много необычного и интересного. Именно зимний лес может рассказать о том, кто в нем живет. Ведь летом заметить лесных жителей не очень просто, а зимой лес можно прочитать как книгу, но для этого необходимо знать язык леса.
Зима снежная. В лесу лежат глубокие сугробы. На чем же нам отправиться в лес?
Мы отправимся в лес на лыжах! -Почему?
Дети: Потому что на лыжах удобно ходить по снегу. Потому что лыжи не проваливаются в снег.
Почему лыжи не проваливаются в снег?
Дети: Потому что лыжи деревянные, легкие, длинные.
Надевайте лыжи. Поехали!
(Дети имитируют движения ходьбы на лыжах).
Мы надели лыжи, встали на лыжню.
Не догнать нас даже быстрому коню!
Нам не страшен холод, и не быть беде.
Мы домчимся быстро к Зимушке-зиме!
Вот мы и приехали с вами в лес!
Слайд №2.
2. Как тихо в лесу. Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.
Посмотрите, а вот и первые следы. Как думаете, чьи они?
Слайд 3 -7
Правильно, это следы зайца. Заяц оставляет глубокий прыгающий след.
-Как зайчик приготовился к зиме?
Дети: Заяц сменил свою шубу на белую,потому что в белой шубе его не видно на снегу, легче прятаться от врагов: лисы, волка, охотников.
Воспитатель: Белая шубка помогает зайцу маскироваться, белый цвет делает его неприметным на снегу.
Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев и замёрзшей ягодой. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то, утром его по следу быстро бы нашли и поймали. Но его спасает хитрость. Проскачет вперед, а потом начинает петлять,запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые
Что помогает зайцу заметить опасность?
Дети: Большие чуткие уши.
А вы знаете, почему он не проваливается в снег? Вспомните про куропатку.
На задних лапах отрастает длинный густой мех, который помогает не проваливаться, быстро скакать и петлять по снегу.
У зайчика нет домика, для него домик это любая снежная ямка
3. Физминутка
Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы, и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел. (Дети прыгают)
Слайд 8 -10
А вот еще чьи-то следы. На что они похожи?
А кто из вас знает, как белочка зимует? (Ответы детей?
Дети: Она поменяла цвет шубки, сделала запасы орехов, шишек, желудей, грибов, ягод.
Воспитатель: Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, также как и зайцу, помогает ей маскироваться, серый цвет шубки делает ее неприметной среди голых веток деревьев,
-- От кого спасается белка? (от куницы, рыси)
- Где устраивает своё жилище белочка (ответ детей)
Воспитатель: Всё свои запасы хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. Так как у белки хорошая память, она запоминает, где делала свои кладки с осени. Так что голодать белочке зимой не приходится. А когда наступают морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, и закрыв хвостиком нос может спать несколько суток
5Давайте двигаться дальше. Вот следующие следы. Интересно, чьи они. (ответы детей)
Слайд 11 -15
Правильно, это лиса. Лиса идет очень аккуратно - лапка к лапке - "строчит". Как лиса подготовилась к зиме?
Дети: Лиса поменяла окраску шерсти на зиму. Мех становится более ярким, тёплым, длинным.
Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?
Дети: Согревает, следы заметает. А кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать.
Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, а по ночам, так же как и волк, рыщет про лесу в поисках пищи. У неё хороший слух и нюх, она бродит по полю, обнюхивает снег, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Так, мышами в основном, и кормится всю зиму.
Лисица мышкует – это значит охотится на мышей.
Слайд 16 -17
А здесь еще чьи-то следы. Как вы думаете, чьи они?
Ребята, а вы знаете, как волк подготовился к зиме?
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
Недаром говорят, что волка ноги кормят.
Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей. У волка крепкие, сильные ноги, они долго могут бежать за добычей. Охотятся стаей -5 6 волков. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются. Запасов на зиму не делают.
5. Физминутка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.
Это был свирепый волк.
Ходит-бродит серый волк
И зубами щёлк да щёлк
Шёрстка как щетинка
Вздыбилась на спинке.
Повстречалась мне лиса
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет!
Слайд 18
6. Давайте продолжим наше путешествие. Очень интересные следы, похожи на след от копыта. (ответы детей)
Правильно, это лось. А как зимуют лоси?
Лоси не делают запасы, по этому, им приходится тяжело зимой, они с трудом пробираются по снегу в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Лоси спят прямо на снегу. У них длинные сильные ноги, крепкие копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу.
Защищаются от волков копытами и рогами
Слайд 20
Посмотрите, а вот на снегу видны маленькие следы. Как вы думаете, чьи они?
Дети: Это следы птицы.
А разве не все птицы улетели в тёплые края?
Как называют птиц, которые остались с нами зимовать?
Назовите зимующих птиц (ответы детей)
Трудно живется птицам в зимнем лесу. Стараются они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
Слайд №21 -22
Посмотрите, что это за сугроб в лесу? Как вы думаете, кто в нем спит?
Дети: Это берлога медведя.
Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
Дети: Осенью медведь много питается, нагуливает жир, это помогает спать ему всю зиму без просыпа.
Воспитатель: Он ложится на кучу сухих листьев и его засыпает снегом. Зиму он проводит в берлоге. В это время у него сходит кожа со ступней и медведь усиленно лижет лапы, отсюда и поговорка - "сосать лапу, как медведь»
Зимой у медведицы рождаются медвежата.
Какие ещё животные зимой спят?
Дети: Это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.
Воспитатель: Для того, чтобы закрепить название тех животных, которые зимой спят и которые бодрствуют, предлагаю вам пальчиковую гимнастику. Выполняйте вместе со мной: (на первую строчку будем дотрагиваться большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую строку сжимаем и разжимаем все пальцы в кулак, далее делаем тоже левой рукой).
7. Пальчиковая гимнастика
.Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису -
Их зимой найдешь в лесу.
Слайд 23
Ребята, могут ли выжить лесные животные без еды зимой?
Дети: Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись.
Воспитатель:Людей, которые кормят и заботятся о лесных животных называют лесниками.
Чтобы звери не погибли для них делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, репу, желуди. раскладывают морковку и капусту для зайчиков,для белок шишки и желуди, Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев. Птицам развешивают кормушки.
Что животным страшнее: холод или голод? Почему?
Дети: Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка
Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время. Наденем зверям шубки каждому свою.
9. Продуктивная деятельность
Детям раздаются трафареты животных, при помощи карандашей они раскрашивают им шубки. (звучит спокойная мелодия)
10. Итог.
Вот и закончилось наше путешествие. Куда мы с вами сегодня ходили. Что видели в зимнем лесу? (Ответы детей)
Давайте с вами посмотрим на экран и еще раз вспомним, следы каких животных и птиц мы видели.
На этом наше занятие окончено. Мне было очень приятно сегодня с вами работать. Надеюсь, когда вы вырастете большими, то станете настоящими следопытами и сможете самостоятельно определять следы животных.