Антонина Лёвина
Конспект НОД «М. Ю. Лермонтов «Парус»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по образовательной области «Речевое развитие»
«М. В. Лермонтов «Паруc»
Возрастная группа: подготовительная (5-6 лет).
Тема: «М. В. Лермонтов «Парус»
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: помогать правильно воспринимать содержание произведения, формировать художественный образ речи; выучить его наизусть;
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „М, Ю, Лермонтов „Парус“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Образовательная: учить внимательно слушать, знакомить с детской литературой, закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров; формировать интерес к книге; продолжать знакомить детей с поэзией М. Ю. Лермонтова, показать красоту, яркость его поэзии;
Развивающая: развивать наблюдательность, активизировать внимание и память детей, расширять мышление и сообразительность, умение работать коллективно, развивать игровую деятельность детей, развивать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, развивать воображение, речь детей, умение аргументировать свой ответ, подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке;
Воспитательная: воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Виды детской деятельности: познавательная игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, изобразительная, музыкальная,
Формы организации: групповая, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание картины, беседа, дидактическая игра, выполнение движений под музыку.
Оборудование: магнитная доска, иллюстрации морского пейзажа, портрет М. Ю. Лермонтова фотографии поэта; аудиозапись стихотворения; выставка книг М. Ю. Лермонтова, музыка П. И. Чайковского «Времена года», магнитофон, презентация стихотворения по слайдам проектора, коврограф В. В. Воскобовича с ларчиком
Предшествующая работа: наблюдение за солнцем; рассматривание морских пейзажей;; беседа о поэте и поэзии; выразительное рассказывание стихотворений наизусть, изображение ленточками на коврографе В. В. Воскобовича
Словарная работа
Парус- укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины (плотной ткани)
Мачта-вертикальная конструкция на палубе;
Лазурь (устар)- светло-синий цвет;
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть
Здравствуйте, ребята. Проходите на стульчики. Присаживайтесь красиво. (Здравствуйте.
Дети проходят на стульчики, присаживаются)
Как называют человека, который пишет поэзию? (поэт)
Как называют человека, который пишет прозу? (писатель)
Какие произведения пишут поэты? (ответы детей)
Чем отличается стихотворение от других художественных произведений? (Есть рифма)
Сегодня я расскажу вам о великом поэте, который очень любил природу и знал все её тайны.
Основная часть
1. Биография М. Ю. Лермонтова. Дети, вы знаете, кого изобразил художник на этом портрете? Да, это Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт, которого знают не только в нашей стране, но и во всем мире. Михаил Юрьевич жил очень давно. Он родился в Москве 23 ноября 203 года назад Детство Лермонтова прошло недалеко от города Пензы, в Тарханах
Дом был большой и просторный, с большим садом На втором этаже дома была детская комната, пол там был покрыт сукном (тканью) Маленький Лермонтов любил рисовать мелом по сукну и рисовал очень хорошо А ещё он любил подбирать рифмы к словам. Прибежит к бабушке и твердит "Пол- стол, кошка-окошко,-коврами небесами Бабушка очень заботилась о воспитании внука, приглашала к нему лучших учителей. А чтобы ему не было одному скучно,, взяла в дом нескольких мальчиков его возраста. Дети вместе играли в войну, ездили верхом, гуляли. .Маленький Лермонтов всегда хотел быть первым. Когда слушал рассказы бабушки, любил воображать себя храбрым рыцарем.
В детстве он часто болел, и бабушка возила его лечиться на Кавказ. Ему нравились снежные вершины гор и бурные горные речки. Когда он взрослым, посвятил много прекрасных произведений Кавказу. Его привлекали герои смелые, гордые, сильные
Учился Лермонтов хорошо, много читал, говорил по-французски, по-немецки, увлекался математикой, рисовал, играл в шахматы, лепил. Больше всех русских поэтов любил Пушкина
Когда Лермонтову исполнилось14лет, бабушка отдала его в московский университет. Он учился в Москве. Скоро он стал поэтом. Потом переехал в Петербург и поступил в военную школу. Здесь он написал одно из лучших стихотворений «Парус» В 20лет Лермонтов стал офицером. За стихотворение о гибели Пушкина на дуэли, он был сослан на Кавказ. Там он написал много произведений.
Лермонтов был убит на дуэли, так же, как и Пушкин
-Хотите послушать его стихотворение «Парус»?
-В этом стихотворении встретятся новые слова
2. Словарная работа.
3. Послушайте стихотворение поэта Воспитатель читает наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны-ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Вам понравилось стихотворение?
- Как оно называлось?
-Какой морской пейзаж увидел автор?
-Почему парус одинокий?
-Какие слова подсказали нам это?
4. Физминутка.
Хоровод в круге
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой (показать правой рукой)
Что кинул он в краю родном? (показать левой рукой)
Играют волны-ветер свищет (волнообразные движения руками)
И мачта гнётся и скрыпит
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури, (прямые движения руками внизу)
Над ним луч солнца золотой (прямые движения вверху)
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
4. Грамзапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»
О чём это стихотворение?
(Читаю первое четверостишье)
Что автор говорит о море? (Слайд)
(Читаю второе четверостишье)
Какие слова вы услышали о парусе в этом стихотворении? (Слайд)
(Читаю третье четверостишье)
Какие изобразительно-выразительные средства здесь есть?
(Слайд)
5. Словесная игра «Доскажи словечко» (Воспитатель рассказывает стихотворение без последних слов в строке)
-6. Коврограф В. В. Воскобовича. Рисование по клеткам ленточками паруса, морские волны, солнце
Красивый пейзаж увидел автор на море?
- Хотите его изобразить?
7. Самостоятельное рассказывание стихотворения.
– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу так, как будто это вы рассказываете о парусе
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти дети читают стихотворение вслух.
(Ответы детей)
Словарная работа
(Ответы детей)
Слушают грамзапись стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус
О грустном, печальном
Ответы детей после прослушивания первого четверостишья
Когда я слушаю это стихотворение, я представляю красивый морской пейзаж с одиноким парусом Море голубое, спокойное, ласковое В этом стихотворении замечательный поэт Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает о себе. Автор хочет свободы
Ответы детей после прослушивания второго четверостишья
Автор рассказывает о том, что парус одинокий. Он счастия не ищет Парус стремится принести пользу своей Родине
Ответы детей после прослушивания третьего четверостишья
Эпитет «луч солнца золотой», «мятежный» Это история об одиноком паруснике, который стремится к свободе
Дети досказывают последние слова в стихотворении
Дети изображают морской нейзаж, парус на коврографе В. В. Воскобовича
Ответы детей
Чтение стихотворения
Заключительная часть
Какое настроение осталось у вас от услышанного стихотворения?
Как оно называлось?
- Кто его написал?
- Каким он был в детстве?
- Что понравилось вам в его стихотворении «Парус»
Михаил Юрьевич– наш великий поэт. Его помнят и любят в нашей стране и во всем мире. Вы еще многое узнаете об этом поэте в школе и, когда станете взрослыми.
-Хотите посмотреть его книги? (Выставка книг).Я приглашаю вас посетить выставку книг М. Ю. Лермонтова Автор рассказывает нам о себе, о том, как он ищет своё счастье
«Парус»
Михаил Юрьевич Лермонтов
смелым, находчивым, добрым
свободный парус
Рассматривают выставку книг М. Ю. Лермонтова