Папки-передвижки

Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)

Наталья Урсу
Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь

(по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)

Урсу Наталья Михайловна МБДОУ д\с № 40 «Снегурочка», воспитатель, г. Сургут, ХМАО – Югра

Направление: Познавательно-речевое

Образовательная область: Чтение художественной литературы

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Цель: познакомить детей с творчеством И. А. Крылова, обращать внимание детей на языковые, образные средства художественного текста.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!“ (по басне И, А, Крылова „Стрекоза и муравей“)» размещена в разделах

- продолжать знакомить детей с басней как с литературным жанром;

- учить понимать аллегорию басни, ее особенности, находить и выделять мораль басни;

-продолжать учить понимать образный смысл пословиц, поговорок о труде и связывать их с определенной ситуацией.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативная область: развивать умение разыгрывать несложные представления по содержанию басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест); воспитывать представление о положительных и отрицательных качествах человека;

-активизировать мыслительную, речевую деятельность, интерес к басне;

-продолжать развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах;

-введение в активный словарь слов: басня, трудолюбие, труженик, беспечность, лень, легкомыслие, беззаботность; в пассивный словарь: катит, попрыгунья, мурава, помертвела, нужда, удручена;

-продолжать формировать первичные представления о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитывать уважение к труду людей, работающих на земле.

Предварительная работа: - чтение басен С. Михалкова «Ошибка», Л. Н. Толстого «Собака и ее тень» с последующим обсуждением характера и поступков героев;

- заучивание пословиц, поговорок, фразеологизмов о труде, работа над их осмыслением и сопоставление их смысла с конкретным поступком;

- рассматривание иллюстраций с сопровождающей беседой по содержанию басен, сказок о труде;

- словесные зарисовки к содержанию басен, придумывание коротких историй, сказок по содержанию пословиц, фразеологизмов и поговорок о труде;

- речевые, дидактические игры, словесные упражнения: «Скажи по другому», «Я начну, а вы закончите», «Про кого можно так сказать?» и др. ;

-прием технологий ТРИЗ «Хорошо-плохо»;

-театрализованные игры, инсценировки, драматизации.

Материал: портрет И. А. Крылова, книги с баснями И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, С. Михалкова и красочные иллюстрации по их содержанию; две коробочки с камешками белого и черного цвета, мяч, атрибуты для инсценировки отрывка басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Ход НОД.

1. Минибеседа об особенностях жанра басни.

Цель: закрепление знаний у детей об особенностях жанра басни.

Воспитатель подводит детей к выставке с иллюстрациями и книгами С. Михалкова, Л. Толстого, И. А. Крылого, проводится анализ и краткая беседа по содержанию иллюстраций.

Воспитатель: ребята, сегодня мы снова обратимся к жанру басни. Какие басни из этих книг вам уже знакомы? Дети показывают книги и называют басни : «Ошибка» С. Михалкова, «Собака и ее тень» Л. Толстого.

Воспитатель: правильно, а теперь давайте вспомним с вами, что же такое басня и чем она отличается от стихотворения, рассказа, сказки?

Дети отвечают: это короткая поучительная история, в которой высмеиваются недостатки человека.

Воспитатель по необходимости дополняет.

Воспитатель: и как мы уже знаем с вами, в баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей, давайте вспомним и назовем недостатки, которые высмеивали в своих баснях Л. Н. Толстой и С. Михалков на примере собаки и зайца.

Дети: жадность, трусость.

2. Минибеседа о баснописце И. А. Крылове.

Воспитатель показывает детям портрет И. А. Крылова и говорит : сегодня я хочу вас познакомить с великим русским баснописцем И. А. Крыловым и его басней «Стрекоза и муравей».

Родился И. А. Крылов в Москве. В раннем детстве он остался без отца, когда ему исполнилось 14 лет, семья Крыловых переезжает в Петербург и уже тогда Иван Андреевич писал стихи и пьесы, но они не имели успеха. Работал Крылов и домашним учителем и личным секретарем у князя Голицына и в публичной библиотеке, но никогда не забывал заниматься литературной деятельностью, в конце концов к нему пришли успех и слава. За свой труд он получил различные награды, с его многочисленными баснями вы еще познакомитесь, а сейчас послушайте внимательно его басню «Стрекоза и муравей».

3. Чтение басни «Стрекоза и муравей».

4. Беседа по содержанию басни :

- О ком говорится в басне?

- О чем просила стрекоза муравья?

-Что ответил муравей?

-Почему муравей не захотел помочь стрекозе, прав ли он?

- Как бы вы поступили на его месте, почему?

- Не жестоко ли это со стороны муравья?

-Что теперь станет со стрекозой? Не жалко ли вам ее?

- Какая она в басне Крылова, опишите?

- О каком человеке можно сказать, что он такой, как стрекоза? ( Дети: беззаботном, легкомысленном, ленивом, безрассудном).

_ А какой муравей в басне, опишите его?

- О каком человеке можно сказать, что он такой как муравей? ( Дети: о трудолюбивом, о труженике, который знает, что и когда нужно делать).

- Кто вам более симпатичен и почему?

-Кого и за что вы осуждаете?

-Почему это произведение называют басней?

Воспитатель: ребята, мы с вами догадываемся, что басня писалась не для стрекоз и муравьев, а для кого?

Дети: для людей.

Воспитатель: какие недостатки людей осуждаются Крыловым в этой басне?

Дети: писатель осуждает беспечность, легкомыслие, нежелание думать о завтрашнем дне.

Воспитатель: что бы вы посоветовали легкомысленной стрекозе?

Дети: быть прозорливой, готовить сани летом, а телегу зимой, помнить, что делу время, а потехе час, что никто за тебя не сделает твое дело…

5. Физминутка «Образные превращения»

Цель: снять напряжение; побуждать детей выражать свое эмоциональное состояние по отношению к литературным героям с помощью мимики, движений, жестов.

Воспитатель: какой вы себе представляете стрекозу летом, покажите! Чем она все лето занималась? А муравья? Теперь изобразите, как выглядели стрекоза и муравей уже поздней осенью?

Дети передают позой, мимикой, движением образы стрекозы и муравья.

6. Повторное чтение басни.

Воспитатель после чтения обращается к детям: в басне вы, наверное, заметили много интересных слов и выражений, попробуйте назвать их.

Дети называют эти выражения с помощью воспитателя.

Воспитатель: а теперь попробуем объяснить смысл этих выражений. Проводится игра «Скажи по-другому».

Цель: учить детей понимать переносное значение образных выражений.

Воспитатель: зима катит глаза. Дети: наступает зима.

- В мягких муравах. – На мягкой траве.

- Тоской удручена. – Сильно огорчена.

-Вешних дней. – Весенних дней.

-Помертвело чисто поле. – Завяло, засохло, пожухло.

- Попрыгунья- стрекоза. – Прыгает порхает, не сидит на месте.

7. Игра с мячом «Слова неприятели»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов; помочь им запомнить старославянские слова, понять смысл трудных слов.

- Воспитатель: катит. Дети: отступает.

- Помертвело. – Ожило.

- Прошла. – Наступила.

- Нужда. – Богатство.

- Голод. – Сытость.

- Лентяй. – Труженик.

-Труд. –Лень.

-Легкомыслие. – Серьезность.

-Удручена. – Весела.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы замечательно рассуждали. Я так поняла, что басня вам понравилась, как вы думаете, чему она нас учит?

Дети: что нельзя быть легкомысленным, беспечным, ленивым, что нужно любить и уметь трудиться, не откладывать дела на завтра.

Воспитатель: как вы думаете, отражает ли смысл басни пословица : лето пролежишь – с сумой побежишь? Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы детей: да отражает, в каждое время года у всех свои заботы и труд.

Воспитатель: я тоже так думаю, ребята, и Иван Андреевич Крылов хорошо на м показал на примере стрекозы, к чему может привести лень и беспечность, легкомыслие.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, можно ли назвать басню Крылова этой пословицей?

8. Игра «Черное и белое».

Цель: учить детей понимать смысл и значение пословиц, фразеологизмов и поговорок, подбирать пословицы, которые восхваляют труд человека и осмеивают лень.

Воспитатель показывает детям коробочки и камешки белого и черного цвета. В белую коробочку вы будете складывать белые камешки, называя пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые восхваляют труд человека труженика, а в черную коробочку – черные камешки, называя пословицы, поговорки и фразеологизмы, которые осмеивают лень и ленивых людей.

Предполагаемые пословицы, поговорки и фразеологизмы:

-Терпение и труд все перетрут; в поте лица; золотые руки; мастер на все руки; засучив рукава; кто хочет, всегда может; не покладая рук; глаза боятся – руки делают; нет скуки коли заняты руки; кто любит трудиться, тому есть чем гордиться; мала пчела и та работает.

- У ленивого Федорки всегда отговорки; делу время – потехе час; играй да дело знай; ленивому всегда праздник; большой говорун, плохой работун; кто не работает, тот не ест; труд кормит, а лень портит; хочешь есть калачи – не сиди на печи; точить лясы, быть баклуши.

Воспитатель подводит итог игры: ребята, какую коробочку вы бы подарили муравью, а какую стрекозе? Почему? (ответы детей) Как вы думаете, а нам с вами в какую коробочку нужно почаще заглядывать, почему?

Дети: для того, чтобы всегда помнить, что лень до добра не доводит, чтобы вырасти трудолюбивыми и не стать такими, как стрекоза.

9. Интонационное упражнение «Диалог стрекозы и муравья».

Цель: помочь детям раскрыть эмоциональную сторону слова.

Воспитатель обращает внимание детей на атрибуты инсценировки басни. Давайте с вами разыграем басню по ролям, помните, что артисту нужно правильно выбирать интонацию, для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга, удивления. Вспомните, каким голосом просилась стрекоза к муравью. Подумайте, каким голосом говорила стрекоза, когда рассказывала о летних забавах, каким голосом ей отвечал муравей.

Список использованной литературы:

1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 224. с.

2. Л. Б. Фесюкова Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. М. : ООО «Издательство АСТ», 2000, - 464 с.

3. Е. А. Пожиленко Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: в 2 ч. – Спб: филиал изд-ва «Просвещение», 2004 – 319 с.

4. Е. В. Лаврентьева Веселый фразеологический словарь изд-во РООССА, 2010 – 143 с.

Публикации по теме:

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей» (подготовительная группа) Ведущий: Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. (Звучит музыка) Помертвело чисто поле,.

Образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»Образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» Тема: Ознакомление с новым жанром – басней*. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей». ЦЕЛИ: 1. Познакомить детей с басней, ее жанровыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 11:01
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Урсу (УИ 306725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД