Наталья Урсу
Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!» (по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!»
(по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»)
Урсу Наталья Михайловна МБДОУ д\с № 40 «Снегурочка», воспитатель, г. Сургут, ХМАО – Югра
Направление: Познавательно-речевое
Образовательная область: Чтение художественной литературы
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Цель: познакомить детей с творчеством И. А. Крылова, обращать внимание детей на языковые, образные средства художественного текста.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь!“ (по басне И, А, Крылова „Стрекоза и муравей“)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- «Стрекоза и муравей», И. Крылов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- продолжать знакомить детей с басней как с литературным жанром;
- учить понимать аллегорию басни, ее особенности, находить и выделять мораль басни;
-продолжать учить понимать образный смысл пословиц, поговорок о труде и связывать их с определенной ситуацией.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативная область: развивать умение разыгрывать несложные представления по содержанию басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест); воспитывать представление о положительных и отрицательных качествах человека;
-активизировать мыслительную, речевую деятельность, интерес к басне;
-продолжать развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах;
-введение в активный словарь слов: басня, трудолюбие, труженик, беспечность, лень, легкомыслие, беззаботность; в пассивный словарь: катит, попрыгунья, мурава, помертвела, нужда, удручена;
-продолжать формировать первичные представления о труде, его роли в обществе и жизни каждого человека, воспитывать уважение к труду людей, работающих на земле.
Предварительная работа: - чтение басен С. Михалкова «Ошибка», Л. Н. Толстого «Собака и ее тень» с последующим обсуждением характера и поступков героев;
- заучивание пословиц, поговорок, фразеологизмов о труде, работа над их осмыслением и сопоставление их смысла с конкретным поступком;
- рассматривание иллюстраций с сопровождающей беседой по содержанию басен, сказок о труде;
- словесные зарисовки к содержанию басен, придумывание коротких историй, сказок по содержанию пословиц, фразеологизмов и поговорок о труде;
- речевые, дидактические игры, словесные упражнения: «Скажи по другому», «Я начну, а вы закончите», «Про кого можно так сказать?» и др. ;
-прием технологий ТРИЗ «Хорошо-плохо»;
-театрализованные игры, инсценировки, драматизации.
Материал: портрет И. А. Крылова, книги с баснями И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, С. Михалкова и красочные иллюстрации по их содержанию; две коробочки с камешками белого и черного цвета, мяч, атрибуты для инсценировки отрывка басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Ход НОД.
1. Минибеседа об особенностях жанра басни.
Цель: закрепление знаний у детей об особенностях жанра басни.
Воспитатель подводит детей к выставке с иллюстрациями и книгами С. Михалкова, Л. Толстого, И. А. Крылого, проводится анализ и краткая беседа по содержанию иллюстраций.
Воспитатель: ребята, сегодня мы снова обратимся к жанру басни. Какие басни из этих книг вам уже знакомы? Дети показывают книги и называют басни : «Ошибка» С. Михалкова, «Собака и ее тень» Л. Толстого.
Воспитатель: правильно, а теперь давайте вспомним с вами, что же такое басня и чем она отличается от стихотворения, рассказа, сказки?
Дети отвечают: это короткая поучительная история, в которой высмеиваются недостатки человека.
Воспитатель по необходимости дополняет.
Воспитатель: и как мы уже знаем с вами, в баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей, давайте вспомним и назовем недостатки, которые высмеивали в своих баснях Л. Н. Толстой и С. Михалков на примере собаки и зайца.
Дети: жадность, трусость.
2. Минибеседа о баснописце И. А. Крылове.
Воспитатель показывает детям портрет И. А. Крылова и говорит : сегодня я хочу вас познакомить с великим русским баснописцем И. А. Крыловым и его басней «Стрекоза и муравей».
Родился И. А. Крылов в Москве. В раннем детстве он остался без отца, когда ему исполнилось 14 лет, семья Крыловых переезжает в Петербург и уже тогда Иван Андреевич писал стихи и пьесы, но они не имели успеха. Работал Крылов и домашним учителем и личным секретарем у князя Голицына и в публичной библиотеке, но никогда не забывал заниматься литературной деятельностью, в конце концов к нему пришли успех и слава. За свой труд он получил различные награды, с его многочисленными баснями вы еще познакомитесь, а сейчас послушайте внимательно его басню «Стрекоза и муравей».
3. Чтение басни «Стрекоза и муравей».
4. Беседа по содержанию басни :
- О ком говорится в басне?
- О чем просила стрекоза муравья?
-Что ответил муравей?
-Почему муравей не захотел помочь стрекозе, прав ли он?
- Как бы вы поступили на его месте, почему?
- Не жестоко ли это со стороны муравья?
-Что теперь станет со стрекозой? Не жалко ли вам ее?
- Какая она в басне Крылова, опишите?
- О каком человеке можно сказать, что он такой, как стрекоза? ( Дети: беззаботном, легкомысленном, ленивом, безрассудном).
_ А какой муравей в басне, опишите его?
- О каком человеке можно сказать, что он такой как муравей? ( Дети: о трудолюбивом, о труженике, который знает, что и когда нужно делать).
- Кто вам более симпатичен и почему?
-Кого и за что вы осуждаете?
-Почему это произведение называют басней?
Воспитатель: ребята, мы с вами догадываемся, что басня писалась не для стрекоз и муравьев, а для кого?
Дети: для людей.
Воспитатель: какие недостатки людей осуждаются Крыловым в этой басне?
Дети: писатель осуждает беспечность, легкомыслие, нежелание думать о завтрашнем дне.
Воспитатель: что бы вы посоветовали легкомысленной стрекозе?
Дети: быть прозорливой, готовить сани летом, а телегу зимой, помнить, что делу время, а потехе час, что никто за тебя не сделает твое дело…
5. Физминутка «Образные превращения»
Цель: снять напряжение; побуждать детей выражать свое эмоциональное состояние по отношению к литературным героям с помощью мимики, движений, жестов.
Воспитатель: какой вы себе представляете стрекозу летом, покажите! Чем она все лето занималась? А муравья? Теперь изобразите, как выглядели стрекоза и муравей уже поздней осенью?
Дети передают позой, мимикой, движением образы стрекозы и муравья.
6. Повторное чтение басни.
Воспитатель после чтения обращается к детям: в басне вы, наверное, заметили много интересных слов и выражений, попробуйте назвать их.
Дети называют эти выражения с помощью воспитателя.
Воспитатель: а теперь попробуем объяснить смысл этих выражений. Проводится игра «Скажи по-другому».
Цель: учить детей понимать переносное значение образных выражений.
Воспитатель: зима катит глаза. Дети: наступает зима.
- В мягких муравах. – На мягкой траве.
- Тоской удручена. – Сильно огорчена.
-Вешних дней. – Весенних дней.
-Помертвело чисто поле. – Завяло, засохло, пожухло.
- Попрыгунья- стрекоза. – Прыгает порхает, не сидит на месте.
7. Игра с мячом «Слова неприятели»
Цель: упражнять детей в подборе антонимов; помочь им запомнить старославянские слова, понять смысл трудных слов.
- Воспитатель: катит. Дети: отступает.
- Помертвело. – Ожило.
- Прошла. – Наступила.
- Нужда. – Богатство.
- Голод. – Сытость.
- Лентяй. – Труженик.
-Труд. –Лень.
-Легкомыслие. – Серьезность.
-Удручена. – Весела.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы замечательно рассуждали. Я так поняла, что басня вам понравилась, как вы думаете, чему она нас учит?
Дети: что нельзя быть легкомысленным, беспечным, ленивым, что нужно любить и уметь трудиться, не откладывать дела на завтра.
Воспитатель: как вы думаете, отражает ли смысл басни пословица : лето пролежишь – с сумой побежишь? Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы детей: да отражает, в каждое время года у всех свои заботы и труд.
Воспитатель: я тоже так думаю, ребята, и Иван Андреевич Крылов хорошо на м показал на примере стрекозы, к чему может привести лень и беспечность, легкомыслие.
Воспитатель: как вы думаете, ребята, можно ли назвать басню Крылова этой пословицей?
8. Игра «Черное и белое».
Цель: учить детей понимать смысл и значение пословиц, фразеологизмов и поговорок, подбирать пословицы, которые восхваляют труд человека и осмеивают лень.
Воспитатель показывает детям коробочки и камешки белого и черного цвета. В белую коробочку вы будете складывать белые камешки, называя пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые восхваляют труд человека труженика, а в черную коробочку – черные камешки, называя пословицы, поговорки и фразеологизмы, которые осмеивают лень и ленивых людей.
Предполагаемые пословицы, поговорки и фразеологизмы:
-Терпение и труд все перетрут; в поте лица; золотые руки; мастер на все руки; засучив рукава; кто хочет, всегда может; не покладая рук; глаза боятся – руки делают; нет скуки коли заняты руки; кто любит трудиться, тому есть чем гордиться; мала пчела и та работает.
- У ленивого Федорки всегда отговорки; делу время – потехе час; играй да дело знай; ленивому всегда праздник; большой говорун, плохой работун; кто не работает, тот не ест; труд кормит, а лень портит; хочешь есть калачи – не сиди на печи; точить лясы, быть баклуши.
Воспитатель подводит итог игры: ребята, какую коробочку вы бы подарили муравью, а какую стрекозе? Почему? (ответы детей) Как вы думаете, а нам с вами в какую коробочку нужно почаще заглядывать, почему?
Дети: для того, чтобы всегда помнить, что лень до добра не доводит, чтобы вырасти трудолюбивыми и не стать такими, как стрекоза.
9. Интонационное упражнение «Диалог стрекозы и муравья».
Цель: помочь детям раскрыть эмоциональную сторону слова.
Воспитатель обращает внимание детей на атрибуты инсценировки басни. Давайте с вами разыграем басню по ролям, помните, что артисту нужно правильно выбирать интонацию, для выражения просьбы, насмешливого отказа, восторга, удивления. Вспомните, каким голосом просилась стрекоза к муравью. Подумайте, каким голосом говорила стрекоза, когда рассказывала о летних забавах, каким голосом ей отвечал муравей.
Список использованной литературы:
1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 224. с.
2. Л. Б. Фесюкова Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. М. : ООО «Издательство АСТ», 2000, - 464 с.
3. Е. А. Пожиленко Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать: Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: в 2 ч. – Спб: филиал изд-ва «Просвещение», 2004 – 319 с.
4. Е. В. Лаврентьева Веселый фразеологический словарь изд-во РООССА, 2010 – 143 с.