Папки-передвижки

Конспект НОД «Кубанский народный фольклор» в форме беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Елена Омельченко
Конспект НОД «Кубанский народный фольклор» в форме беседы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

— пословицы, поговорки, потешки.

"Кубанский народный фольклор – пословицы, поговорки и потешки".

Цель: познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл.

Задачи:

- дать детям понятие о народном фольклоре;

- приобщать их к народной культуре.

Материалы: фонограммы народных мелодий, запись концерта Кубанского казачьего хора «Подкова».

Публикация «Конспект НОД „Кубанский народный фольклор“ в форме беседы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход занятия:

Дорогие мои ребята, вот о чем я хотела бы вам сегодня рассказать. Слышали ли вы, как разговаривали друг с другом казаки в старину? Совсем не так, как мы с вами сейчас. Разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент народной культуры. Она соединила в себе два языка: русский и украинский. Многие кубанцы без труда переходили в разговоре с одного языка на другой. На вопрос, на каком языке говорят казаки, на русском или на украинском, многие отвечали: «На нашем, на казачьем, на кубанском». По-украински «говорить»«балакать». Вот и стали кубанский говор из-за большого количества украинских слов называть «кубанской балачкой». Еще в речи кубанцев часто употреблялись пословицы и поговорки. Я всегда обращала внимание на то, как они приходились к месту. У пословиц и поговорок, встречающихся на Кубани, есть свои особенности. Наш край заселяли казаки запорожские, донские, крестьяне из разных уголков России. У всех у них были свои пословицы и поговорки. Среди кубанских пословиц и поговорок есть немало русских, но произносятся они по-разному. Есть и такие, которые одинаковые по смыслу, но разные по звучанию. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Ответы детей

Пословицы, ребята, это короткие наставления, они учат нас тому, что не надо делать, высмеивают тех, кто неправильно живет, не хочет работать, обманывает. Поговорка – это образное выражение. Вот, например: На седьмом небе от счастья», означает «очень, очень рад». Или «пристал как банный лист» – назойливый, надоедливый человек. «В каждую дырку затычка» – навязчивый, любопытный человек. А вы назовете мне поговорки?

Атаманом артель крепка.

В тесноте, да не в обиде.

Как батько сказал, так и будет.

Какой палец не порежь, всё больно.

За добро добром платят.

Волков бояться – в лес не ходить.

За пословицами и поговорками, связанными с казачеством, мы видим решительного, волевого, смелого, отважного казака, который живет по законам отцов и дедов. Это воин с головы до ног. Ребята, а чем казак силен и крепок?

Дети: Казак силен и крепок дружбой с конём. Верный конь казака никогда не подведет. Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой. Конь казаку – лучший друг. Со счастьем – на коне, без счастья – под конём. Казак без седла, что черкес без кинжала.

Воспитатель: А кроме коня, были у казака товарищи?

Дети: Да, казаки были надежными и верными товарищами друг другу. Если у кого-то случится беда, другие казаки сразу придут на помощь.

Воспитатель: А поговорки про это есть?

Дети: Честный правды не боится. Человек без друзей, как дерево без корней. Доброе братство – дороже всякого богатства. Атамана из плохого казака не получится. Где казак, там и слава. Встречай хлебом-солью, а провожай добрым словом.

Воспитатель: Как много вы знаете, молодцы. Пословицы и поговорки делают нашу речь меткой, придают ей особую яркость. В пословицах и поговорках отражается жизнь наших отцов, дедов и прадедов.

А теперь, ребята, немного разомнемся, поиграем в игру «Передай подкову».

Дети строятся по кругу, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, или читает стихотворение. Игра повторяется 2-3 раза.

Были еще у казаков былички. Вот одна из них о домовом. Домового на Кубани называют, как правило, «хозяин», что характеризует его отношение к живущей в доме семье и хозяйству: он старший в доме, охранитель, невидимый «хозяин». Считается, что домовой обитает в каждом доме и является покровителем семьи, заботится о доме, скоте и обо всем хозяйстве. Если домовой любит своего хозяина, то заботится о его доме, скоте, хозяйстве и у такого хозяина ничего не пропадет. Если же домовой кого-либо не полюбит, то такого хозяина «разорит в конец». Поэтому богатый хозяин, ужиная, всегда оставляет на своем столе что-либо для домового. Но вместе с этим фиксируется двойственное отношение к присутствию домового.

Одной из функций домового является забота и уход за домашней живностью. Причем отношение к скоту складывается в зависимости от «предпочтения» домового к ее масти. Если ему не нравится скотина, например, лошадь, корова то он всячески пытается избавиться от неё. Информаторами было приведено немало случаев, когда домовой изводил непонравившееся ему животное: «Я жил у хазяина, у нево была канюшня большая – десять лошадей стоят. И купил он хорошева коня. И вот бьется он кажную ночь. И что, как мы ево не кормили, а он все хуже и хуже. А кормушка высоко. Встает утром, а он в этай кармушке спиной лежит кверху ногами дохлый. Ну, сказали – это ево домовой, не по масти. Астальным коням гривы позаплетены, а ему ничево. Даже кошка и то если не подвору, она сдохнет, у нас было».

В некоторых станицах подходящую масть скотины определяли по цвету трухи от сена, на котором в святом углу во время святок стояла кутья и узвар. Для того, чтобы домовой принял животное, не мучил его, на чердак бросали налыгач со словами: «Домовой, наш хозяин, как нас любишь так и люби нашу скотину» .

Домовой как покровитель семьи мог предсказывать грядущие события с помощью звуков, знаков и действий. Скрип, стук, шаги, вой может предвещать болезнь, смерть одного из членов семье. При этом нужно отметить, что эти же самые действия персонажа могут не иметь прогнозирующий характер и являться лишь признаком присутствия «хозяина» в доме. Несчастье предвещало и мокрое пятно на потолке: «…Тут у нас бабушка была, старенькая. Я говорю: “Бабушка, у нас крух какой-та, вроде водичка”. Ана говорит: “Моя детка, эта домовой вас обосал… Эта к плохому”». Если домовой наваливается ночью на спящего человека, «давит» его, то необходимо спросить: «К добру или к худу?». На что спросивший мог получить как положительный, так и отрицательный ответ. В связи со способностью предсказания в некоторых текстах домового называют «весником». Так как нормальной для повседневной жизни считается невидимая ипостась домового, то его намеренное появление может служить знаком, каких-либо изменений в судьбе семьи.

Согласно традиционным представлениям, домовой следит за порядком выполнения домашних работ. Он мог наказать нерадивую хозяйку, которая пряла в табуированное время: «А мамка, мол було, расказывала. Цэ раньше ткалы сами, прялы, ткалы. Ну, цэ ж сновалы, як раз на празнык на якось, забыла. Ага, тут кажет, ночью душе мэнэ, а я и кажу: «Да шо ты маешь?»«Шоб ты знала колы снувать, у празнык, ты робышь». От так каже сделало, и куды дэ дилось. Чую тильки поляпало по хате, пишло». Известно, что если домовому понравятся хозяева, то он им помогает заботится о хозяйстве. «Одним хозяевам он помогает нажить добро, а других сживает с места». «Я вышла замыш на хуторь. Двенацать душ нас було в семьи. Постановылы нам хату, одишлы мы. Було у мэнэ дите. Сынок був пэрвый. Слухаю я тике, шо лошать по конюшне бигае. Думаю, шо ш такое. Колы на горище стукае. Як тике дэрэвына об дэрэвыну, як кочалка. Я боялась було. Оказываеца домовой там. Я боялась даже дите бросыть, по воду шоп нэ задушила дитя. Зигнав нас из хутора». В другом случае домовой предостерегает жильцов дома от возможной беды: «А мама рассказывала мне […] Мальчика радила ана, и вот так на руке лежит этат мальчик, ана задремала. Ну, палучилася, задремала, а мать на лавочке, там дей-та. И руку паклала на этава дитя, и если п толька вот не хазяин, ана б ево задушила […] Он пад вуху, вот пад вуху: “Крррррруу”. Как закричал. Ана как праснулась: “Ой мама!”. Язык толька, гаварит, вот голас толька немай, немай: “Мама то твоя спит”». Для того чтобы домовой хорошо относился к семье и хозяйству необходимо было соблюдать ряд запретов и предписаний. На ночь с прялки снимали ремень («шоп она не пряла, хазяин будет играть с пряхой»). Запреты касались и бытового поведения – женщине запрещалось спать без платка или выходить без него ночью на улицу – домовой будет таскать за волосы. Табуировалось и имя «хозяина» : «На ево нельзя казать, шо домовой, а надо казать хазяин дома, потому шо вин сэрдыца, вин може вдарыть, вын нэ любэ такого» (26). Специально для домового готовили угощение – кашу, которую не солили и при приготовлении не пробовали. «Говорят не куштувать, не солыть и мовчке поставыть на стол. Ни солят, не куштують. Это як сказать – нечистому» (28). Имеются свидетельства о том, что на Пасху домовому относили на потолок кусочек паски, свяченую вербу и яичко. В станице Ирклиевской были зафиксированы следующие сведения: «Кажуть шо в кажного домовый есть у двори. И раньше було шиють подушку, рядныну на горище. Рядныну растэлють и подушку кладут, и колы, и воды ставлють йисты – цэ там хозяин. Цэ так ставылы стари-стари люди, а ци уже не».

Воспитатель: А теперь поговорим немного о песнях. Издавна Кубань славилась своими песнями. В них отражалась жизнь казаков в походах, на сборах, песня помогала выражать радость, грусть, тоску по дому, воспевать смелость, отвагу. Любимыми были песни о красоте кубанского края. Песни кубанцев отличались особой мелодичностью, разнообразием. Не только казаки пели и сочиняли песни. В станицах и хуторах народ сам создавал, придумывал стихи, мелодии. Очень часто создавались частушки, песни, связанные с обрядами, праздниками или обычаями кубанского народа.

Например, на Масленицу обычно «водили козу». Кого-нибудь из взрослых или детей наряжали козой и водили по домам с песней «Ох, ты козушка, ох, ты матушка». На Троицу «водили кукушку» – одну девушку украшали цветами, другую наряжали в мужскую одежду, ряженые плясали на улице, а остальные пели песню «Ой, Дунюшка, любушка». Накануне Рождества ходили по дворам и пели колядки, за что получали подарки. Особенно много и охотно пели на свадьбах. Любимыми песнями были «По Дону гуляет казак молодой», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Ой вы сени, мои сени». (По ходу рассказа включаются отрывки фонограмм песен). Вы послушали отрывки из кубанских песен в исполнении Кубанского казачьего хора, под руководством Виктора Захарченко. Правда, очень красиво звучит? А когда кубанские дети пели песни, по какому поводу?

Дети: на Новый год дети ходили по домам, разбрасывали зерно – посевали, пели песни.

Воспитатель: Что выражали эти песни?

Дети: Эти песни выражали радость от того, что был собран хороший урожай, много фруктов, овощей, надежду на новый богатый урожай пшеницы, пожелания здоровья и счастья хозяевам дома.

Воспитатель: Молодцы, правильно рассказали. Любовь кубанцев к песням можно объяснить традицией их предков, запорожских и донских казаков, которые переселились на Кубань, сделали её своей новой Родиной. Рожденные народом песни отражают стремление человека жить в мире, добре, согласии друг с другом, любви.

Беседа для старшего дошкольного возраста «Легенда о Кубани».

Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание.

Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила.

Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями.

Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала девственная природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле.

Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет -превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи. Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными месивами.

Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание: учить детей воспринимать картину И. И. Левитана «Золотая осень», обратив внимание на передачу художником образа.

Конспект беседы «Числа, цифры и математические знаки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Числа, цифры и математические знаки» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей представление о возможности записи цифр и чисел разными способами. Задачи: - познакомить детей с различными.

Конспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Уточнить и закрепить представления детей о знакомых зимующих птицах родного края, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Дед Мороз и Санта Клаус»Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Дед Мороз и Санта Клаус» Цель: дать понятие о том, что Дед Мороз и Санта Клаус разные новогодние персонажи. Задачи: расширять представление об основных новогодних.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Как мы празднуем Новый год»Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Как мы празднуем Новый год» Цель: Познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира. Задачи: - Систематизировать знания детей о празднования.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитиюКонспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Всемирный день китов и дельфинов»Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Всемирный день китов и дельфинов» 23 июля Всемирный день китов и дельфинов. Цель беседы: расширить представление детей о морских млекопитающих, об их образе жизни, среде.

Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста 23 декабря Фестиваль зимних видов спорта на МААМ. Цель: Создание условий, для расширения представлений детей об окружающей действительности,.

Конспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни и о мерах профилактики.

Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага»Конспект познавательной беседы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «О Дне Российского флага» Беседу подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель беседы:Дать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Кубанский народный фольклор» в форме беседы с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 января 2021 в 16:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Кубанский народный фольклор» в форме беседы с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Омельченко (УИ 237644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД