Светлана Храмцова
Конспект НОД по развитию речи «Мои друзья» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мои друзья
»
Цель: формировать понимание того, что дружеские отношения зависят от поведения каждого ребенка.
Задачи:
- Совершенствовать диалогическую речь, учить вести координированный диалог; - Учить быть доброжелательными собеседниками; - Развивать связанную речь, способности к суждению и умозаключению, т. е. раскрывать смысл пословиц; - Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи; - Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Мои друзья“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: обогатить речь детей прилагательными: добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, мужественный, правдивый, отзывчивый, внимательный, надежный.
Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.
Методы и приемы: словесный, игровой, сюрпризный момент
Формы: беседа, инсценировки, игра, рассказ.
Оборудование: колокольчик, магнитофон, аудиозаписи: песни В. Шаинского «Верные друзья», «Малыш у реки» из серии «Голоса природы», «Цветик-семицветик»; цветы из цветной бумаги с фотографиями детей в середине, аппликация с вазой, иллюстрация двух девочек в одном платье, костюмы медведей (2 шт, бочонки, цветик-семицветик.
Предварительная работа: чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища», беседа по рассказу; чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», беседа по нему; объяснение пословиц и поговорок о дружбе; заучивание стихов о дружбе; проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей; «Скажи соседу комплимент», «Угадай, кто это?»; подготовка инсценировок с детьми.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о … Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас обо всем догадаетесь. Послушайте песню (звучит песня «Верные друзья» В. Шаинского)
- Вы догадались, о чем мы будем говорить?
(Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях)
- Что такое дружба? (Дружба – это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся).
- У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что у вас есть друзья? У кого есть друг? Почему считаешь … своим другом? (Ответы 2 – 3 детей).
- Подумайте и скажите, кого можно назвать своим другом. (Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам).
- Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся? (Да, бывает).
- Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила в игре, уметь прощать).
- А как вы сами должны относиться к другу?
- Бывает ли так, что друзья иногда ссорятся? (Да, бывает).
- Что же надо делать, чтобы не ссорится? (Чтобы не ссорится, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила в игре, уметь прощать).
- Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор.
- Ребята, вы ничего не слышите?
Инсценировка. (Входит медвежонок Лакомка с бочонком меда).
Лакомка: Какой у меня большой бочонок меда, а мед ароматный, липовый, сейчас я его съем. (Лакомка ест мед).
Воспитатель: Это медвежонок Лакомка. Он такой сладкоежка и дня не может прожить без сладкого.
Лакомка: Какой вкусный мед. (Все съедает и появляется второй медвежонок. Топтыжка с бочонком меда)
Воспитатель: А вот и друг нашего Лакомки – медвежонок Топтыжка.
Топтыжка: Лакомка, ты где? Как хорошо, что я тебя нашел?
Лакомка: Ну чего тебе?
Топтыжка: Мне мама меда дала, я тебя хочу угостить. Угощайся, пожалуйста. (Лакомке становится стыдно, он опускает голову).
Лакомка: Не надо, ешь сам, я не хочу.
Топтыжка: Как же сам? Я хочу с тобой поделиться с моим лучшим другом. Настоящие друзья всегда так поступают.
Лакомка: Спасибо тебе, Топтыжка, за угощение и за урок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Лакомка так сказал: «Спасибо за угощение и за урок» (Лакомка так сказал потому, что ему стало стыдно: он все один съел и не поделился с другом).
- Как вы считаете, чему Топтыжка научил Лакомка? (Топтыжка научил Лакомку делиться, не забывать про своих друзей).
- Мне кажется, что Лакомка еще только учится дружить. Лакомка оставайся у нас в гостях, а ребята подскажут каким должен быть настоящий друг? ( Настоящий друг должен быть: добрый, верный, честный, смелый, самоотверженный, дружелюбный, преданный, щедрый, мужественный, отзывчивый, внимательный, надежный).
- Правильно, таким и должен быть настоящий друг. А сейчас Даша и Карина нам хотят что-то показать и рассказать.
( Инсценировка: «Подружки»)
Даша: Я сейчас все ребятам расскажу и покажу.
Карина: Почему это ты? Я тоже хочу рассказать.
Даша: Я расскажу.
Карина: Нет, я расскажу.
(Девочки обижаются друг на друга и расходятся в разные стороны).
Даша: Ну вот, опять поссорились. Карина, может вместе расскажем.
Карина: Рассказывай ты, а я картинку подержу.
Даша: Хорошо, слушайте. Гуляли мы с Кариной по парку, увидели художника, попросили его нарисовать нас. Посмотрел он на нас и нарисовал вот эту странную картинку и что-то написал.
Воспитатель: Действительно, странная картина. Художник нарисовал двух подружек одетыми в одно платье и подписал картину: «Вместе тесно, а врозь – скучно». Почему?
(Художник так нарисовал подружек потому, что они всегда рядом, любят играть вместе, но иногда ссорятся. А когда расстаются, скучают друг по другу).
Воспитатель: Да, Карина и Даша подруги, они всегда рядом и, несмотря на ссоры, скучают друг без друга. Поэтому художник нарисовал такую картину и подписал ее так. Девочки, вы все поняли?
Девочки: Да, спасибо вам ребята, мы все поняли, больше не будем ссорится.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли подружкам. Садитесь девочки. Ребята, а вы любите играть с друзьями? (Да).
Предлагаю вам игру «Подари улыбку» и ты Лакомка с нами в круг вставай.
Дети встают в круг. У ведущего (ребенок) в руках колокольчик. Он идет внутри круга со словами (Дети в кругу идут навстречу ребенку) :
По дорожке я иду И улыбку всем дарю. Улыбнись и ты скорей Вместе будет веселей.
Ведущий останавливается и стоящему напротив него ребенку с улыбкой отдает колокольчик. Игра повторяется. Молодцы. Садитесь.
- А сейчас послушайте стихотворение о дружбе. (Ребенок читает стих-ние)
Друг нам в жизни очень нужен, С другом жить нам веселей. Рядом с ним в любую стужу Нам становится теплей. Дружбой искренней и честной Нужно всем нам дорожить, Потому что, как известно, Без друзей нам не прожить.
Воспитатель: Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их, пожалуйста, и постарайтесь их объяснить.
- Без друга в жизни туго. - Без друга на сердце вьюга. - Верному другу цены нет. - Дерево живет корнями, а человек друзьями. - Друга ищи, а найдешь, береги. - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. - Старый друг, лучше новых двух. - Человек без друзей, как птица без крыльев.
- Молодцы. Ребята, я предлагаю вам составить необычный букет друзей. (Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат цветы из бумаги с фотографиями детей в середине, а на доске аппликация вазы).
- Посмотрите, на столе лежат цветы с фотографиями ваших друзей, возьмите цветок с фотографией вашего друга и расскажите о нем. (После рассказа цветок прикрепляют на доску, так получается букет в вазе). Нашему гостю Лакомке тоже будет интересно послушать. (Рассказы 3-4 детей).
- Ребята, посмотрите, пока мы слушали рассказы о друзьях, в нашей группе расцвел еще один цветок. Это цветик-семицветик. Вы знаете, что он может исполнять желания, сегодня он исполнит ваши пожелания друзьям, но сначала давайте вспомним волшебные слова (Под музыку «Малыш у реки»).
Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы … (Дети произносят свои пожелания, пожелания должны быть короткими).
- Ребята, я думаю, что ваши пожелания исполнятся. Ваша дружба будет крепкой, а вы будете ценить и беречь своих друзей. Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать ваши близкие: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Они любят вас, вы им дороги. Относитесь к ним с любовью, добротой, и приобретете настоящих друзей.
- Ну, что Лакомка, ты все запомнил?
Лакомка: Спасибо, ребята, за ваши рассказы. Теперь я знаю, как надо дружить. Вы такие молодцы!
- Ребята, давайте споем для Лакомки песню о дружбе.
Поется песня о дружбе.
Итог: - О чем мы сегодня говорили? О ком вы рассказывали? - Что такое дружба? - Молодцы!