Татьяна Никулина
Конспект НОД «Как времена года поссорились» для детей подготовительной группы с использованием мнемотаблиц и ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц и ТРИЗ-технологии в подготовительной группе.
Тема: «Как времена года поссорились».
Цели: обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о временах года; закреплять четкость дикции в скороговорках; совершенствовать грамматический строй речи ; совершенствовать навыки слогового и звукового анализа слов; уточнять и активизировать словарь по теме «Времена года»; используя приемы ТРИЗ, совершенствовать умение детей составлять в речи сравнения и на их основе составлять загадки; используя приемы ТРИЗ, продолжать учить детей составлять короткие рассказы – описания, пользоваться элементами объяснительной речи, передавать настроение, чувства объекта картины;
Публикация «Конспект НОД „Как времена года поссорились“ для детей подготовительной группы с использованием мнемотаблиц и ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
развивающие: развивать связную речь, координации речи с движением, зрительное внимание и восприятие, мышление, общую моторику;
воспитательные: воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за погодой, за птицами, заучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки, рассматривание иллюстраций, альбомов на темы: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», беседы о временах года.
Оборудование: таблицы 4шт., схемы- карточки (36шт., пословицы зашифрованные (8шт., листы для составления загадок (4шт., карточки с объектами, игра «Хорошо-плохо» (4 конверта,магниты (64шт. ,мольберты (4шт. ,маркеры (фломастеры) 4 шт., ободки 8шт., медальки.
Ход занятия.
(Дети под спокойную музыку заходят в зал)
-Дорогие ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Сегодня у нас необычное занятие, так как проходит оно не в стенах нашей группы, а еще к нам на занятие пришло очень много гостей. Давайте дружно поприветствуем гостей собравшихся в этом зале.
-А теперь, встанем в круг и поприветствуем друг друга.
-Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, солнечный денек!
Я живу в родном краю.
Всех я вас приветствую!
-Предлагаю вспомнить главное правило в нашей группе :
Каждый день всегда везде, на занятиях, в игре,
Ясно внятно говорим и за речью мы следим.
-А что помогает нам правильно и четко говорить? (чистоговорки, скороговорки)
-Давайте по очереди проговорим знакомые скороговорки и чистоговорки.
(дети по очереди проговаривают скороговорки, чистоговорки)
Молодцы, ребята!
А сейчас, я раздам вам карточки с объектами. Это будут ваши билеты, которые укажут, за каким из этих четырех столов вы займете место.
Итак, за первый стол я приглашаю ребят, у которых в названиях объектах звук «м» находиться в середине слова.
За второй стол приглашаю ребят, у которых в названиях объектов звук «н» находится в начале слова.
За третий стол хочу пригласить ребят, у которых звук «ф» находится в конце слова.
Место за четвертым столом займут ребята, у которых в названиях объектов звук «ш» находится в начале слова.
-Ну что, ребята, места заняты все верно! Работать вам сегодня предстоит парами. Вы готовы к работе?
-Ребята, на электронную почту нашего детского сада пришло видео сообщение. А прислала это сообщение Матушка Природа.
Давайте посмотрим и послушаем, что же сообщает Матушка Природа. в своем обращении.
1-ый слайд.
2-ой слайд.
- Ребята, вы готовы помочь Матушке Природе помирить времена года? (Да)
А сколько всего времен года? (4)
Давайте назовем все времена года. (Зима, весна, лето, осень)
Вот и у нас получилось 4 команды.
За первым столом у нас зимняя команда. Чтобы мы могли команды различать предлагаю надеть ободки. (Надевают ободки)
За вторым столом весенняя команда. (Надевают ободки)
За третьим столом летняя команда. (Надевают ободки)
За четвертым столом осенняя команда. (Надевают ободки)
Команды готовы!
Каждой команде предстоит составить рассказ о своем времени года.
А помогут вам в этом схемы помощницы. (Воспитатель достает схемы, а они пустые)
-Как же так, схемы пустые!
Да, не на шутку поссорились времена года!
Вам предстоит выполнить задания, которые приготовили времена года. При выполнении этих заданий, каждая клетка вашей таблицы, будет заполняться схемами, которые в дальнейшем помогут составить красивый рассказ.
- Временам года очень понравилось то, как вы проговаривали скороговорки и чистоговорки, и за это вы получаете первую схему подсказку. (Дети вставляют схему в первую клетку таблицы).
-Смотрим на экран и слушаем задание.
Выполните артикуляционную гимнастику по схеме. (Дети выполняют упражнения следуя схеме)
-Молодцы! Вы получаете вторую схему подсказку. (Дети вставляют схему во вторую клетку)
-Переходим к следующему заданию! Внимание на экран!
-Найдите нужную пословицу. (Среди нескольких зашифрованных пословиц, дети выбирают те, которые подходят к их времени года прикрепляют на мольберт и читают их).
Вы отлично справились с этим заданием, и получаете третью схему для вашей таблицы. (Дети заполняют третье окошко в таблице)
-Итак, внимание, следующее задание.
Составьте загадку с помощью признаков.
(дети на своих мольбертах зарисовывают, затем загадывают свои загадки)
Лето (земляника, осень (гриб, зима (снежинка, весна (подснежник)
-Какие интересные загадки у вас получились! Временам года они очень понравились и за это вы получаете следующую схему. (Дети заполняют четвертое окошко)
-Ну, а сейчас настало время немного отдохнуть.
-Скажите ребята, какое сейчас время года? (весна)
-А мы знаем физ. минутку о весне. Давайте посмотрим на экран и выполним эту физ. минутку.
-Хорошо отдохнули и заслужили еще одну схему помощницу. (Дети заполняют пятое окошко в таблице)
-Какие задания еще нас ждут, смотрим на экран.
Игра с Волшебником Наоборот.
Зима морозная, а лето ….жаркое
Летом ливень, зимой …. снегопад
Зимой день короткий, а летом….длинный
Летом земля покрыта травой, а зимой…. снегом
Весной погода чаще всего ясная, а осенью…. пасмурная
Осенью листья с деревьев опадают, а весной …появляются
Перелетные птицы весной прилетают, а осенью….улетают
-Молодцы ребята, вы так быстро нашли противоположные слова, за это вы получаете следующую схему подсказку. (Дети вставляют схему в шестое окошко таблицы)
-Что же нам еще предлагают выполнить времена года. Смотрим на экран.
Игра «Хорошо-плохо»
Ребята, в каждом времени года есть что-то хорошее, а есть и то, что нам не очень нравится.
Около ваших мольбертов лежат конверты с карточками Хорошо-плохо
Вы сейчас подумаете и распределите карточки где хорошо, а где плохо. А затем расскажете нам. (Дети распределяют карточки, а затем один ребенок рассказывает, что в этом времени года хорошо, а второй о том, что плохо)
-Временам года интересно было узнать, что мы считаем хорошим, а что нам не нравится. И теперь постараются, чтобы плохого было как можно меньше. А вы, ребята получаете следующую схему. (Дети заполняют седьмое окошко в таблице)
-Переходим к следующему заданию.
-Составьте предложение о времени года по схеме.
(Дети составляют предложения по предложенной схеме)
-Какие красивые предложения вы составили! Молодцы! Получаете восьмую схему. (Дети заполняют восьмое окошко в таблице)
-И нам остается заполнить последнее окошко в таблице.
Необходимо выполнить последнее задание.
Найдите объект, название которого подходит к данной звуковой схеме.
(Дети находят подходящее к звуковой схеме слово, затем объясняют правильность своего выбора).
-Молодцы ребята! Вы заслужили последнюю схему. (Дети заполняют девятое окошко)
-Ваши таблицы заполнены! Теперь, опираясь на эти таблицы вы сможете составить рассказ.
(Один из детей от каждой команды рассказывает о времени года, опираясь на таблицу).
-Какие замечательные рассказы у вас получились! Думаю, времена года услышали эти рассказы и поняли, что каждое из них по своему хорошо! И больше никогда не будут ссориться.
Давайте послушаем, что нам скажет Матушка Природа!
Слайд
Я благодарю вас за работу! Вы молодцы! Хочу вручить вот такие медальки за вашу работу!