Елена Бокова
Развитие познавательной активности дошкольников. Конспект НОД во второй младшей группе «В гости к бабушке в деревню»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1) Дать детям представление о старинном деревенском быте : избе, дворе, домашних животных. Познакомить детей с предметами рукотворного мира пошлого века: печка, скамья, люлька.
2) Активизировать познавательную деятельность детей. Научить узнавать животных по характерным признакам (загадки,определять их предназначение в домашнем хозяйстве и их потребности (кто что ест).
3) Вызвать эмоциональный отклик на прикосновение к русской народной культуре через:
знакомство с предметами русской старины (печка, люлька);
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников, Конспект НОД во второй младшей группе „В гости к бабушке в деревню“» размещена в разделах
знакомство с домашними животными, окружающими человека издавна (корова, петух,собака, кошка, утка) ;
использование малых фольклорных форм (потешки, колыбельные).
Материалы: импровизированная изба (печка, люлька, стол,лавка, самовар,убранство избы) ;дворик с домашними животными (корова, петух, кошка,собака,утка) ; чурочки дров ; кукла-пеленашка Ванечка ; предметы быта деревенской избы; корма для животных : сено, косточка, зерно,молоко ; ведёрко с молоком; художественное слово: потешки, загадки,песенки,колыбельные ; аудиозаписи «звуки деревни», попевка «Петушок-петушок, золотой гребешок.»
Ход занятия:
(С начала и до конца занятия фоном звучит запись «звуки деревни»)
Воспитатель переодетый Бабушкой ждет прихода группы детей (8 человек) в избе. Раздается стук.
В. - Что за шум? Что за гам? (строго; открывает дверь, появляются дети)
Ой,ребятки пришли в гости к нам! Проходите,не стесняйтесь. Все вот тут располагайтесь (показать где дети должны остановиться).
(Дети проходят во дворик с домашними животными)
В. -Ваша бабушка вам рада. Здравствуйте, мои дорогие. (обращает внимание детей на гостей)
-Посмотрите, ребятки к нам гостей пришло не мало. Поприветствовать их надо для начала. (дети здороваются с гостями).
В. -Я гостей весь день ждала. Двор и избу прибрала. И сама я нарядилась, посмотрите на меня (обратить внимание детей на свой наряд)
-Что на мне одето? (дети перечисляют предметы одежды)
-Ребятки, внучатки, а хотите посмотреть мой двор?
(ответы детей)
-А вы знаете,что такое двор?
( Дети -это место где живут домашние животные: курочка,коровка,и т. д.)
В. -Правильно. А вот и мой дворик.
Тут местечко всем найдется и большим и маленьким
И молодым и стареньким.
В. -Познакомить вас хочу с жителями моего двора. А кто будет первый - вам загадка ответ даст.
«В будке спит,дом сторожит. Кто к хозяину идёт она знать даёт». (СОБАКА)
-Правильно.
-Знакомитесь, это моя собачка Жучка. (подходим к игрушке собаки)
-Она мой дом стережёт,ни кого чужого не пускает, и очень громко лает всех вокруг пугает.
-Как лает Жучка? ( дети: ГАВ-ГАВ)
-А я её успокаиваю:
Ты собаченька не лай, наших уток не пугай,
Наши утки серые без того не смелые.
В. -Познакомлю вас со следующим жителем двора моего.
-А кто это? Догадайтесь!
«Голодная мычит. Сытая жуёт. Всем ребятам молоко даёт?»
-Кто это? (Д. -КОРОВА)
-Правильно. Я коровушку Бурёнушку свою очень люблю. Ей ласковое слово часто говорю:
«Коровушка, коровушка. Кудрявая головушка. Ты ребяток не бодай, молочка им лучше дай».
-Как коровка хозяина зовёт? (Д. -Му -мууу)
-Что нам даёт коровка? (Д. - Молоко, творог, масло,сыр)
-Смотрите, мои хорошие, Бурёнушка дала нам молочка (показать ведёрко с молоком кипячёным). Мы молочко с собой возьмём и чай с баранками попьём.
-Что нужно сказать, коровке, за угощение? (Д. -СПАСИБО)
-В. Молодцы!
-А вот и следующий житель спешит с вами познакомиться. Отгадаете кто?
«Ночью он совсем не спит. Дом от мышек сторожит. Молоко из миски пьёт. Ну конечно это…»(Д,-КОТ)
-Где же он проказник? (дети находят кота на лавочке)
-Да вот же он! Мой кот Василий. Спит себе на лавочке.
-Васька мне помогает.
-Что котик делает (Д. - Мышек гоняет)
-Хотите с Васькой поиграть (Д. -Да)
(Дети встают кругом и выполняют физкультминутку на основе потешки «Как у нашего кота». Кот в центре. Дети повторяют движения за воспитателем.)
Как у нашего кота шубка очень хороша (гладим себя по ручкам,животику)
Как у котика усы удивительной красы (показываем «усы» двумя руками)
Глаза смелые, зубки белые (улыбаемся,показываем зубки)
Ходит кот по лавочке (идем по кругу взявшись за руки)
Ловит всех за лапочки (останавливаемся)
Топы-топ по лавочке (топаем на месте, руки на пояс)
Цап-царап за лапочки (имитируем «коготки»кошки)
-Ай да умницы! Понравилось вам с котиком играть? (Д. -ДА)
Котик с вами поиграл и немножечко устал. Иди, Васенька на лавочку отдохни.
-И ещё кто-то с вами познакомиться спешит. Отгадаете кто?
«Раньше всех встаёт. Ку-ка-ре-ку поёт.»(Д. -ПЕТУШОК)
-А вот и он, Петя-петушок, золотой гребешок. Посмотрите, какой важный.
«На заборе, как на троне сидит петух в короне. Курами правит да себя славит».
-Он рано встаёт и мне долго спать не даёт.
-Как кричит петушок по утру? (Д. -Ку-ка-ре-ку)
-А давайте мы петушку песенку споём (под аудиозапись дети вместе с воспитателем исполняют знакомую песенку «Петушок-петушок, золотой гребешок»)
-Петушку понравилось, как вы песенку про него спели.
В. -Ребятки, внучатки со всеми вы познакомились, а теперь время пришло всех животных угостить. Да вот беда призабыла я кто, что любит из них…
-Поможете мне правильно всех угостить? (Д. -ДА)
(дети подходят к столику с угощениями для животных спрятанными под салфеткой до сего момента)
-Есть у меня для всех угощения (Беру косточку)
-Что это (Д. -КОСТОЧКА)
-Для кого косточка? (Д. -Для собачки)
-Юля, угости Жучку.
-А это что такое? (показать сено). Ответы детей (сено,трава)
-Для кого сено? (Д. -Для коровки)
-Правильно. Матвейка, угости коровушку Бурёнушку кормилицу нашу.
-А это что? (показать зерно)
-Для кого это зерно? (Д. -Для петушка)
-Лиза, угости петушка.
-А это что? (показать миску с молоком)
-Для кого молоко в миске? (Д. -для кота)
-Дима, угости кота Ваську.
В. -Ну вот, всех мы угостили ни кого не позабыли.
-А теперь я вас приглашаю в избу погреться. (Дети с воспитателем проходят в импровизированную избу, где накрыт стол с самоваром и баранками, стоит печь в углу, люлька и лавка)
В. - Проходите, проходите. Всё вокруг вы рассмотрите. Вам уютно и тепло?
-А как вы думаете от чего тепло в избе моей (Д. -от печки)
-Правильно. От печки жар. В ней огонь-пожар. Огонь печку греет, а печка –нас.
-Я перед вашим приходом печь растопила дровами (показать дрова).
Дрова горят и печку нагревают.
Печка топится не торопится.
Борщ да каша варятся,
да картошка жарится.
-Для чего же ещё нужна мне печка? (Д. -еду готовить)
-Верно, а ещё в печи я пеку пироги да баранки.
-Ой, плачет кто-то слышу я.
-Да это же внучёк мой Ванечка проснулся.
-А как вы думаете где спит внучёк мой? (Д. -в кроватке)
-В люлечке спит Ванечка (показать люльку) вот она красивая,расписная, уютная. Я люлечку качаю (покачать) и внучка Ванечку усыпляю.
-А вы дома тоже в люлечках спите? (Д. -НЕТ)
-Чтобы Ваню укачать я ему спою песню колыбельную.
Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки,
Стали гули ворковать,
Стали Ванечку качать.
(1 раз исполняет воспитатель акапелло, 2 раз вместе с детьми)
-Поможете мне внучка укачать? Споём колыбельную вместе.
-Уснул внучёк, лёг на бочок, глазик закрыт, носик сопит….(проговорить шёпотом)
-Как же мне повезло,что ко мне сегодня пришли такие помощники хорошие.
-А гостей по- русскому обычаю принято угощать.
-Я для вас в печи баранок напекла и самовар нагрела. Приглашаю всех к столу чаю отведать с молочком да бараночкой.
-Сядем рядком да поговорим ладком (дети проходят за накрытый стол,садятся на лавку, угощаются чаем. На этом занятие заканчивается).