Алла Яковлева
Конспект НОД «Извержение вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по исследовательской деятельности детей в старшей группе.
Тема: «Как происходит извержение вулкана?».
Цель: Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности
Задачи:
1. Познакомить детей с природным явлением - вулкан, причинами его извержения.
2. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь. Учить анализировать, делать самостоятельно выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательная область: познание
Публикация «Конспект НОД „Извержение вулкана“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция образовательных областей: коммуникация, безопасность, исследование.
Тип: интегрированное
Формы непосредственной образовательной деятельности: эксперимент, игра
Формы организации: подгруппа.
Предварительная работа: рассматривание детского атласа, просмотр мультфильма и прослушивание песни «Лава», систематическое использование в совместной деятельности карточек с символическим изображением методов исследований
(подумать самостоятельно, спросить у другого человека, прочитать в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, получить информацию из Интернета)
Оборудование и материалы: карточки с символическим изображением метода исследования, персонаж- вороненок Любознайка, картинки с изображением вулкана, карта России ; поддон, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; блокноты для фиксации, цветные карандаши; чайные ложки, пипетка.
Ход исследовательской деятельности:
I. Организационный момент (игровая мотивация) : В гости к ребятам прилетает их знакомый вороненок Любознайка и рассказывает детям о том, что его мудрый дед, в своей лаборатории проводил интересный эксперимент. Так как дед был очень занят, а вороненку не терпелось узнать, что же он делает. Любознайка взял дедушкины картинки и прилетел к нам в детский сад, чтобы мы рассказали ему о том, что же такое исследует его дед.
Любознайка: на дедушкиных картинках я увидел горы, однако эти горы, вроде, как и не горы совсем… Ребята, что это такое?
(Дети отвечают, что это вулкан)
II. Выбор темы:
Любознайка: А, что такое вулкан?
Воспитатель: Ребята, поможем Любознайке разобраться в том, что такое вулкан? где он находится? И что такое извержение вулкана?
(Дети соглашаются помочь вороненку.)
III. Составление плана исследования:
Воспитатель : Ребята, наша задача сегодня – получить как можно больше сведений о вулканах. Для того, чтобы выполнить эту работу, мы вспомним всё, что мы уже знаем, а так же будем проводить эксперимент, и узнаем много нового. Но сначала вспомним, какие методы исследования знают учёные.
(Дети называют основные методы, которые появляются на доске) :
1. Подумать самостоятельно;
2. Спросить у другого человека;
3. Прочитать в книгах;
4. Понаблюдать;
5. Провести эксперимент;
6. Получить информацию у компьютера (из Интернета) ;
7. Получить информацию по телевизору.
Воспитатель: Какие методы мы сможем использовать в лаборатории, сейчас на занятии? отметьте на своей фиксационной карточке, какие методы мы предполагаем использовать сейчас.
(Ответы детей)
IV. Проведение исследования
Воспитатель: Вороненок Любознайка задал нам вопрос: «Что такое вулкан?» Поможем Любознайке разобраться?
Воспитатель: Прежде,чем ответить а этот вопрос, я расскажу вам легенду. Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело : стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания,а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным гулом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди ве огнедышащие горы стали называть вулканами.
(Воспитатель демонстрирует иллюстрации и организует обсуждение. Какой формы вулкан? На что похожа верхняя часть вулкана (кратер)
Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость выходящая наружу из вулкана, называется лавой.
• Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать? (показывает схему «извержение вулкана») см. приложение
• Подумайте из чего можно сделать основание вулкана? Давайте склеим конус из плотного картона.
Из чего сделаем жерло? Можно вставить внутрь конуса пустую пластмассовую банку.
А секрет изготовления лавы узнаете, если будете внимательны.
• Помещаем в банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя). Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Что вы наблюдаете? Как я изготовила лаву?
• Вулканы извергаются по- разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает она вытекает «спокойно»
• Динамическая пауза «Вулкан» (см. приложение)
Любознайка: А у нас в стране есть вулканы?
Воспитатель: Да, есть и много. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. (Показывает на карте)
• Воспитатель: Дети, давайте зарисуем вулкан в наших дневниках наблюдения.
Дети зарисовывают вулкан, показывают свои рисунки вороненку Любознайке.
Воспитатель: Любознайка, ты понял, что такое вулкан?
Любознайка: да, вулкан это огнедышащая гора. В верхней части углубление - вулканический кратер. А внутри горы – канал-жерло. На поверхности появляется лава. Вулканы это часть природы нашей страны. У меня еще много вопросов про вулканы, но мне нужно спешить к деду, поэтому, ребята, я вас попрошу в следующий раз, еще рассказать мне об этом удивительном явлении природы! Спасибо, до новых встреч!
VI. (подведение итогов) :
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами были в роли настоящих учёных. Вам понравилось? Что нового вы узнали? Хотите ещё проводить исследования и экспериментировать? (Ответы детей) Следующий раз мы займёмся проведением опытов с другими предметами по вашему желанию. Все сегодня отлично потрудились! Всем спасибо! За вашу работу я хочу вас отблагодарить и подарить вам вот такие улыбочки-смайлики.
(Воспитатель раздаёт детям картинки-улыбочки.)