Ольга Наркевич
Конспект НОД по окружающему миру с детьми подготовительной группы «Осенние травы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир)» с детьми подготовительной группы.
Тема: «Осенние травы»
Образовательные технологии: Игровая, исследовательская деятельность, здоровьесберегающие технологии.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
Дать представление об особенностях и свойствах травянистых растений
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру с детьми подготовительной группы „Осенние травы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
Учить видеть красоту сухих осенних растений.
Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление и мотивацию к творческой инициативе посредством экспериментирования с природным материалом.
Закрепить знания о некоторых свойствах высушенных растений.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание сберечь хрупкую красоту сухоцветов и поделиться ею с окружающими.
Предварительная работа:
Чтение подборки литературных произведений по теме травы
Наблюдение за травянистыми растениями на прогулке
Создание простых гербариев с использованием пресса.
Сбор семян различных растений и их сортировка для дальнейшего использования
Рассматривание подборки картин на тему: «На пастбище», «Сенокос», «Травница», «Лекарственные травы»
Материалы и оборудование:
Засушенные растения (пырей, тимофеевка, зонтики укропа, лунария, ковыль гривастый, овес, пшеница, лен, декоративные злаки и сухоцветы).
Клеенка
Коробка для «мусора»
Коробка с сухими стебельками пырея.
Коробка с пучками стеблей прочной свежей травы (пырей)
Таз с теплой водой.
Предметы изготовленные из природных материалов: корзинка, шляпка, сумочка, подставка, кашпо
Вазочки разных размеров и из разных материалов в том числе изготовленные детьми. 10-12 штук. (на 5 больше чем количество композиций)
Магнитофон
Музыкальная композиция для релаксации «На лугу» музыка, шум ветра в травах, звон цикад.
Организация пространства:
В центре группы большой ковер, где на клеенке хаотично, «стожком» лежат засушенные растения, поверх которых лежат пучки простой травы, чтобы засушенные растения лишь слегка проглядывали через них. Вся композиция под легкой непроницаемой тканью, чтобы нельзя было понять, что под ней находится.
1. Столик с коробками для опыта (дети располагаются полукругом стоя)
2. Столик для плетеных предметов (расположен рядом со столиком 1, стулья полукругом)
3. Столик с 10-12 вазами разных размеров и из разных материалов
6 столов для работы «флористов»
Физкультминутка проводится вокруг ковра
Ход занятия:
1. В группу заходят дети и здороваются с гостями, воспитатель предлагает подойти к ковру.
- Сегодня я приготовила для вас нечто необычное, попробуйте определить на глаз, что может быть спрятано под этой тканью. Можете задавать мне вопросы, но я могу отвечать только да или нет. (вопросы и предположения детей)
- Очень много предположений, давайте посмотрим, что там на самом деле. Кирилл, Паша помогите мне убрать ткань. - Что это? ( ответы детей: трава, стог, сено, природные материалы, сухие травы, мусор и т. д.)
- Опишите их несколькими словами, какие они, как выглядят? ( Ответы детей: не яркие, сухие, бурые и желто коричневые, блеклые, свалены кучей, напоминают деревню и лето).
- Вижу, что некоторые несколько разочарованы моим сюрпризом. То что вы видите можно назвать красивым? Почему? ( ответы детей: некоторые считают увиденное не красивым, возможно будут те, кто с ними не согласен)
- Я полагаю, что все вы правы, ведь каждый из вас объяснил, то как он видит. Но давайте подойдем поближе и присядем.
2. Дидактическая игра «На что похоже». Воспитатель аккуратно вытаскивает из общей массы отдельные растения, раскладывает в ряд вдоль ковра.
– Боюсь сломать столь хрупкое растение, поэтому стараюсь быть осторожной. Это растение - ковыль,он похож на … ( ответы детей: на перо птицы, на гриву коня, на волосы феи)
- Это трясунка, она похожа на….( ответы детей: на капельки росы, на рассыпавшиеся бусинки, на дождик, на слезки, второе название этого растения кукушкины слезки.
- А это (физалис или китайские фонарики, знакомое детям растение, он похож на ( ответы детей: фонарики, сердечко, корону, вазу и т. д.)
- Это растение напоминает ( ответы детей: стеклышки, на мыльные пузыри). Лунария - даже имя этого растения похоже на слово… ( дети: - Луна).
- Вот этот цветок похож на… ( ответы детей: пушок в маминой пудренице, на мышонка, на хвостик и т. д.) еще это растение называют зайцехвост.
- А это (укроп, знакомое детям растение) он напоминает ( ответы детей: зонтик, паутинку и паучка, шалаш и т. д.)
-Это (пшеница растение знакомое детям) похожа на: (чешую рыбки, колючую гусеницу)
- Синеголовник, который напоминает ( ответы детей: ежика, кактус, ершик)
- Оказывается, если рассматривать это «сено» внимательно, то становиться ( ответы детей: интересно, весело, красиво, забавно). По-вашему, выходит: «Если ты фантазер и поэт, то сможешь найти красоту даже в охапке сена»?
3. Дидактическая игра «Найди пару» (игра средней подвижности, дети разбиваются на пары).
- Ваша задача подобрать пары для наших растений (показывает на растения разложенные по краю ковра в предыдущей игре)
Во время игры, скорее всего несколько травинок и стебельков будут сломаны, это очевидно. Во время игры не стоит обращать на это внимание детей, скорее всего они сами постараются быть осторожнее.
-Взгляните, во время нашей игры, некоторые травинки сломались, хотя я видела, что вы старались с ними обращаться бережно. Почему так получилось? ( ответы детей: они тонкие хрупкие, ломкие, сухие, нежные, тонкие, не всегда получалось вытащить не сломав)
- Пожалуй, я с вами согласна: сухие травы хрупкий материал и требуют бережного, отношения. Давайте проведем небольшой опыт.
4. Опыт часть- 1 (свойства сухих и свежих травянистых растений)
Воспитатель предлагает взять несколько стебельков сильно высушенного пырея.
- Девочки, попробуйте скрутить стебельки в жгут или узел. Что получилось? (сломались)
- Мальчики попробуйте взяться за кончики стебельков двумя пальцами и перегнуть их. Что получилось? (сломались)
Воспитатель предлагает детям разобрать по стебельку еще зеленого пырея.
- Эти стебли отличаются от предыдущих? ( ответы детей: они толще и они зеленые, их сорвали недавно)
- Девочки, попробуйте скрутить стебельки в жгут или узел. Что получилось? (они скрутились, завязались в узел)
- Мальчики попробуйте взяться за кончики стебельков двумя пальцами и перегнуть их. Что получилось? (они согнулись в кольцо)
- Как вы думаете почему так получилось? (ответы детей) Чтобы выяснить причину мы проведем следующий опыт. (Воспитатель перекладывает оставшиеся сухие стебли пырея в таз с теплой водой, сопровождая свои действия пояснением).
-Для этого опыта нам понадобиться время, давайте выйдем на середину группы и немного подвигаемся.
5. Физкультминутка «Вместе по лесу идем»
6. Опыт- часть 2.
- Вернемся к нашему опыту, наши сухие стебельки хорошенько намокли и пропитались водой. Воспитатель повторяет манипуляции как в двух предыдущих случаях.
-Что изменилось, после того как мы их намочили? ( ответы детей: сухие травинки стали как свежие, они не ломаются и стали более гибкими)
- Как могло это произойти? ( предположения детей: ожили, вода была живая, намокли и пропитались водой.)
- Действительно, теплая вода придала сорванным стебелькам былую гибкость. Как вы думаете, что будет если мы вновь высушим стебли? ( ответы детей: они станут хрупкими, из них испариться вода)
-Верно, вода на время помогает стеблям обрести свои прежние качества. Этим свойством люди научились пользоваться. Такой способ применяется при плетении из растений разных предметов. Показ предметов сплетенных из растений.
- Мастера подарили сухим растениям вторую жизнь. Мы можем любоваться ими еще очень, очень долго.
Предлагаю присесть на ковер рядом с нашими травами.
- Мне жаль, что такие замечательные растения придется убрать в коробку. А вам (ответы детей) Может, вы мне поможете и придумаете, как нам показать красоту сухих трав так, чтобы все их заметили и могли порадоваться вместе с нами? ( ответы детей: сделать из них поделки, намочить и сплести венки, составить букеты)
- Ребята, вы настоящие фантазеры мы попробуем воплотить все ваши идеи, но наша встреча подходит к концу, какая из ваших идей займет меньшее количество времени?
7. Творческие этюды «Флористы»
Воспитатель предлагает детям разбиться на пары, выбрать вазу и составить букеты с разными настроениями. В процессе работы включается музыка, настраивая детей на спокойную, вдумчивую работу без суеты. Педагог напоминает, что с сухими травами следует обращаться бережно, дает советы в затруднительных ситуациях, оказывает помощь. При необходимости напоминает правила флористов при составлении композиций. Педагог предлагает детям расставить букеты на одном столике и помогает организовать мини-выставку. Предлагает детям придумать название и угадать настроение каждой из композиций. («Пушистики», «Нежность», «Злючка-колючка», «До свидания лето», «Грусть феи полей», «Инопланетные чудеса», «Музыка осени») Просто полюбоваться на них.
8. Подведение итогов
– Что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)
- Чему мы научились? (ответы детей)
- И самое главное, взгляните друг на друга. Какие вы радостные и довольные. Значит, наше занятие удалось, мы подарили радость и красоту друг другу и нашим гостям. Спасибо.
9. Ритуал окончания занятия «Мы вместе»