Получи документы

Конспект НОД «Где ночует Солнце?» в форме совместной деятельности с элементами экспериментирования (подготовительная группа)

Ирина Данько
Конспект НОД «Где ночует Солнце?» в форме совместной деятельности с элементами экспериментирования (подготовительная группа)
▼ Скачать

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Где ночует Солнце в подготовительной к школе группе

форме совместной деятельности с элементами экспериментирования

ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Воспитатель И. А. Данько

Предварительная работа:

Публикация «Конспект НОД „Где ночует Солнце?“ в форме совместной деятельности с элементами экспериментирования (подготовительная группа)» размещена в разделах

Чтение книг о космосе, рассматривание плакатов «Солнечная система», знакомство с глобусом, продуктивная деятельность на тему "Космос", беседы на тему: "Земля - наш дом во Вселенной", сюжетно-ролевая игра «Космонавты», мероприятие в детской библиотеке «Родина моя – Россия».

Обогащение словаря: солнечная система, планета, орбита,глобус, свет, тень, образ жизни.

Активизация в речи детей слов-названий частей суток.

Наглядный материал:

• Плакат с изображением модели Солнечной системы.

• Глобус, настольная лампа, «человечек».

• Картинки с изображением природы в разное время суток.

• Кукла Степашка.

• Видеоролики.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, цветной проектор, диктофон.

Цель:

1. открытие детям способа совместного познания – рассуждение, развитие умения формулировать свои мысли, используя речь-доказательство и объяснительные формы речи, умения работать в группе;

2. закрепление представлений детей по теме «Космос».

Педагогические задачи:

1. Выявить знания и представления детей по теме «Космос», способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы;

2. учить детей договариваться друг с другом о совместных действиях;

3. способствовать объединению детей по интересам,

4. учить согласовывать свои действия с действиями партнёра;

5. Упражнять детей в представлениях о смене дня и ночи, закрепить представления о взаимосвязях поведения живых организмов со сменой дня и ночи.

6. Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к дальнейшему изучению астрономии и физики в школе.

Практическая задача: сделать схемы для «Лаборатории Чудес» о зависимости частей суток от местонахождения Солнца и Земли.

Процесс совместной деятельности :

Входит воспитатель и вносит глобус.

Вдруг слышится знакомый голос.

- Ребята, ребята! Да это я – Степашка, ваш друг. Это я вам послал этот шарик, сам не знаю, что это такое?

В: Ребята, а вы знаете, что это такое? Ответы детей.

Правильно, это уменьшенная модель нашей земли.

Дети рассматривают глобус и различные картинки, природу, водоемы и другие.

Воспитатель читает стихотворение.

Леса и горы, и моря –

Всё называется – Земля.

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар там голубой –

Любимую планету!

Наш дом родной –

Наш общий дом!

Земля, где мы с тобой живем!

Воспитатель: Какое красивое произведение! Ребята, о чем автор рассказывает нам в стихотворении? Вот бы и нам посмотреть из космоса на нашу планету.

- А почему же на Земле есть жизнь? (ответы детей). Потому что нашу Землю согревает Солнце.

Воспитатель: Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но только люди могут мечтать, желают знать, как устроен окружающий их мир, отправляются в путешествия за новыми впечатлениями и знаниями.

Вдруг слышится знакомый голос.

- Ребята, ребята! Да это снова я – Степашка, ваш друг. Ну, что же это происходит каждый раз! Вот живу я у вас в группе уже очень давно и ничего не могу понять, то за окном темно, то светло. Что же это такое? Помогите разобраться, в чем же дело?

Воспитатель: Мне кажется надо помочь Степашке.

Дети : Ну, что ребята, поможем Степашке, узнать, что же это такое за окном происходит. Может нам слетать в «Космическую лабораторию» и узнать,немного о том, как устроен мир, в котором мы живём.

Воспитатель : Но, на чем же мы сможем путешествовать? (ответы детей, предложения). Давайте построим космический корабль. (Дети моделируют космический корабль). А мне можно с вами. А возьмем Степашку с собой?

- Кто же будет капитаном? (выбор делают сами дети). Представьте, что вы – команда космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сожмите в кулачках штурвал, нажмите ступнями на педали. Держите, держите! Глубокий вдох, выдох. Наш корабль оторвался от Земли, поднимается в небо все выше и выше в космическое пространство. (видеоролик «Вид земли из космоса», цветной проектор)

Посмотрите, какую картину мы видим в иллюминаторе нашего корабля (обратить внимание детей на плакат с изображением модели солнечной системы). Как вы думаете, что мы видим? (ответы детей)

Воспитатель: Это модель солнечной системы.

Давайте рассмотрим её подробнее. Как устроена Солнечная система?

Примерные ответы детей (обсуждение идёт в форме : вопрос – ответ)

В центре Солнечной системы находится Солнце. Это большая звезда, огромный огненный шар, который имеет очень высокую температуру и дарит свет и тепло всему, что находится вокруг него. Вокруг Солнца вращаются планеты.

Воспитатель: Названия, еще каких планет вы знаете?

(Ответы детей)

Все планеты разные по размеру, но значительно меньше Солнца. Их девять, и каждая из них вращается вокруг Солнца по своей «дорожке». Кто знает, как она называется?

Дети: Орбита.

Воспитатель: Да, каждая планета вращается по своей орбите. Найдите, пожалуйста, нашу планету. Вот она, небольшой голубой шар, Земля. Какая она по счёту от Солнца?

Дети: Третья.

Воспитатель : Наблюдая за Солнцем, вы уже узнали, что оно целый день обогревает Землю.

Что же происходит с Солнцем?

Солнце восходит утром на Востоке, поднимается днем на небосклоне, а затем опускается на Западе за горизонт. Небо постепенно темнеет, появляются звёзды и Луна на небе. (рассматриваем картинки).

Воспитатель: А вы задумывались, где ночует Солнце? Куда оно прячется ночью? (Ответы детей). Предлагаю посмотреть видеоролик.

Вы высказали много предположений, а чтобы узнать, какое из них верное, мы немного поэкспериментируем в нашей «Космической лаборатории».

Нужно сделать сделать схемы для «Лаборатории Чудес» о зависимости частей суток от местонахождения Солнца и Земли, чтобы все дети узнали о Солнце. (определить, кто будет рисовать схему эксперимента - Ученых)

Экспериментирование.

Для этого нам понадобится обычная настольная лампа – это Солнце и глобус – модель нашей планеты Земля. (Рассмотреть глобус). Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем (это материк Евразия, и поселим туда вот этого «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси (дети договариваются друг с другом о совместных действиях, делятся на группы по интересам, выбирают «главных ученых», планируют свои исследования; моделируют соответствующую ситуацию: Земля вращается и вместе с ней всё, что на ней находится – горы, моря, города. Люди тоже вращаются, правда, сами этого не замечают).

Выводы экспериментальной совместной детской деятельности (ответы «главных ученых») : Во время вращения Земля проходит то через солнечные лучи, а затем через тёмное пространство. Наш «человечек» оказывается то на свету, то в темноте. На ту часть Земли, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную – ночь. У нас наступает восход, когда тот участок Земли, где мы живём, поворачивается к Солнцу. А на закате, когда кажется, что Солнце тонет за линией горизонта, наш участок поворачивается от Солнца. Так где же ночует Солнце?

Предложить кому-то из детей самостоятельно смоделировать ситуацию смены дня и ночи.

Дети самостоятельно в группах зарисовывают опыт, выбирая, чем рисовать, фломастеры или карандаши – создают схемы для «Лаборатории Чудес» о зависимости частей суток от местонахождения Солнца и Земли.

Конкурс «ученых».

Степашка: Ребята, а вы знаете, как называют день и ночь вместе, одним словом?

Дети: Сутки.

Степашка: Правильно. А какие еще части суток вы знаете? (вечер, утро) Расположите их в порядке наступления.

Дети: утро, день, вечер, ночь.

Степашка: Одинаково ли освещение в разное время суток? Как оно отличается?

(Ответы детей).

Степашка: Посмотрите тут на столе, есть картинки с изображением разных частей суток.

- Ах, я, все перепутал. Ребята, посмотрите внимательно, всё ли здесь верно? (Дети самостоятельно исправляют ошибки, объясняя своё решение).

Воспитатель: Ну, что же, нам пора возвращаться. Давайте вернёмся на нашу любимую планету. Капитан, зови всех на борт корабля. Зажмите в кулачки штурвал, нажимаем педали, глубоко вдохнули и плавно с выдохом опускаемся на Землю. Здесь нас ждут интересные открытия.

Воспитатель: Ну что же, ребята, давайте расскажем, что же мы сегодня узнали в нашем путешествии за новыми знаниями? (Ответы детей)

- Мы рассмотрели, как устроена Солнечная Система, узнали, как происходит смена дня и ночи на планете Земля, смоделировали это с помощью простой настольной лампы и глобуса. Исправили ошибки на модели частей суток. Я думаю, мы славно сегодня потрудились.

Вдруг снова звучит голос Степашки:

- Ой, ребята, мне так все понравилось. Спасибо большое за такое интересное путешествие, вы помогли мне узнать, что такое день и ночь! Спасибо за схемы, сейчас я все-все узнал о Солнце, о частях суток: дне и ночи! Я все расскажу другим детям. Спасибо и до новых встреч!

Воспитатель: Хочу завершить наше путешествие словами: «Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!»

Детям вручаются сертификаты за участие в космическом путешествии и за приобретение новых знаний о космосе, солнце и нашей планете.

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

Сетка организованной образовательной деятельности на 2014–2015 учебный год Сетка организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Гномики» Понедельник 1) Комплексное (ИЗО/Конструирование/Ручной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Где ночует Солнце?» в форме совместной деятельности с элементами экспериментирования (подготовительная группа)
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 19:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Где ночует Солнце?» в форме совместной деятельности с элементами экспериментирования (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Данько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД