Хоробрых Наталья
Конспект НОД для средней группы «Кому нужна вода?»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Направление:
• Познавательно-речевое развитие
• Социально-личностное развитие
2. Образовательная деятельность:
«Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка».
3. Раздел:
• Развитие игровой деятельности:
- дидактические игры;
- игры малой подвижности;
• Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи:
- связная речь;
- формирование словаря;
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- предметное и социальное окружение;
- ознакомление с природой;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Развитие экспериментальной деятельности.
Проектировочный компонент.
Тема: «Что мы знаем о воде?»
Цель:
1. Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть)
- Обозначить значение воды для всего живого.
2. Развивающая задача:
- Развивать любознательность, мышление и речь детей;
3. Воспитывающая задача:
- Воспитывать бережное отношение к воде.
4. Оздоровительная задача:
- Формирование потребности в двигательной активности детей, приучать к выполнению действий по сигналу.
Оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки; Кукла «Инопланетянин Альф»; Пано «Кому нужна вода?» и «Где можно встретить воду в природе», флешкарта.
Используемые медиа – объекты: подвижная игра «Ходят капельки по кругу»; CD «Музыка дождя»
Используемое оборудование: музыкальный центр, проектор, ноутбук, экран.
Предварительная работа:
- Изготовление панно «Кому нужна вода»
- Чтение рассказов, сказок «Жила – была река» Н. А. Рыжова, «Заяц Коська и родничок» Н. Грибачев, стихи о воде.
- Опыты («превращение снега в воду», «превращение воды в лёд»).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Словарная работа:
- Введение в активный словарный запас слов: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Подготовка к занятию:
- Символы, обозначающие свойства воды
- Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран»
- Шапочки «Капельки», «Тучка» для игры.
Организационный компонент.
НОД составлена в соответствии с СанПином. Учтено время занятия в соответствии с возрастными особенностями (15-20 минут); оборудование соответствует возрасту детей; выполнена влажная уборка помещений; расстояния детей от наглядного материала в соответствии с нормами; освещение искусственное.
Мотивационный компонент.
Побуждение детей к деятельности: прилетел инопланетянин Альф и хочет узнать все о воде.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
В: (с игрушкой «Альф») Ребята, я сегодня шла к вам в детский сад, и вдруг, прямо передо мной приземлилась летающая тарелка! В ней прилетел на Землю инопланетянин по имени Альф. Мы познакомились, и я узнала, что оказывается, на его родной планете ничегошеньки не знают о воде! Я сразу сказала ему, что мы сможем помочь ему и рассказать о воде. Мы ведь сможем, ребята?
(Ответы детей)
В: Дорогой Альф, садись, пожалуйста! Наши ребята согласились помочь тебе! Правда, они сами пока немного знают о воде, но вместе, я уверенна, мы все выясним!
В. : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить в разные сосуды: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Альф, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (символ вывешивается на доску).
В. : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
В: На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В. : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
В. : Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Альф, хочешь? (Ответы детей).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В. : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В. : Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А чтобы вы, ребята и ты, Альф, не забыли, что вода не имеет вкуса, я приготовила вам символ этого свойства воды.
(Вывешивается символ этого свойства воды)
Опыт № 3. «Вода может принимать вкус добавленного в него вещества» (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
В. : Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
В. : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
(Вывешивается символ этого свойства воды).
В. : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
В. : А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти и сесть на стульчики. Садись и ты, Альф.
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте расскажем Альфу, для чего нужна вода и кому?
(Работа с панно «Кому нужна вода»).
В. : Молодцы, ребята! Ну что, Альф, узнал, что такое вода?
Альф: Да! Только это так трудно запомнить.
В. : А ребята тебе, Альф, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы) :
• Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
• Вода – бесцветная
• Вода – безвкусная
• Вода не имеет запаха.
Альф: Ну. Спасибо, теперь я всё знаю о воде.
В. : А ты знаешь, Альф, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Альф: А зачем её беречь. Вон у вас на планете сколько воды!
В. : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Альф, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Альф: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В. : Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз. Как вы думаете, что это?
(Ответы детей)
В: Ребята, давайт вместе с Альфом поиграем в
Подвижную игру «Ходят капельки по кругу».
Детям надеваются шапочки «Капельки», воспитатель надевает шапочку «Тучка» игрушке Альф.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки Капельки и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать.
В: Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они парами и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручейки – пары, взявшись за руки);
В: Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку);
В: Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
В: Плавали, плавали Капельки в океане, устали, решили отдохнуть, (дети приседают,
В: а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, поднимают руки вверх).
В: Испарились они под лучами солнышка, вернулись на небо, к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась».
В: Ребята, вы сегодня были умничками, хорошо занимались, узнали много интересного. А сейчас, давайте попрощаемся с Альфом и нашими гостями, и пойдём в нашу группу.
Рефлексивный компонент.
Работа педагога:
Задачи, поставленные в цели НОД мною раскрыты полностью.
В течении НОД, я использовала разные методы и приемы: словесные (беседа, рассказ, наглядные (символы, эмблемы, панно, практические (опыты, игровые (воображаемая ситуация). В целом с поставленными мною задачами я справилась.
В течении НОД была психо-эмоционально комфортная обстановка, в виде адекватной похвалы, конструктивном взаимодействии с детьми.
Мною соблюдены санитарно-гигиенические требования (оборудование соответствует возрасту детей, до начала НОД выполнена влажная уборка помещения, освещение искусственное, расстояние детей от компьютера и экрана до детей в соответствии с нормами).
Работа с детьми:
Дети были активны, им понравилось ставить опыты. Они с удовольствием отвечали на вопросы, проводили опыты с водой (экспериментировали, узнавали новое, задавались вопросами, играли в подвижную игру.
Мотивация у детей создана при помощи введения инопланетного гостя Альфа, с просьбой рассказать ему о воде.
Учтены индивидуальные и возрастные особенности детей среднего возраста (4-5 лет).
Работа с родителями:
Дана консультация по ознакомлению детей средней группы со свойствами воды.