Елена Жоголева
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «В мире мудрых пословиц и поговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«В мире мудрых пословиц и поговорок»
Цель: приобщать детей к традициям русской культуры посредством обогащения речи пословицами.
Задачи:
Обобщить у детей знание пословиц. Развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „В мире мудрых пословиц и поговорок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пословицы и поговорки для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Воспитывать любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность.
Вовлекать детей в совместную игру, творческую деятельность.
Средства: настольно- печатная игра «Собери пословицу», картинки к пословицам, сундучок с предметами, презентация «Отгадай пословицы и поговорки», мяч, рисунки по пословицам, атрибуты для сценки «Ленивица».
Ход деятельности
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем играть, мудрые пословицы и поговорки вспоминать. А что мы называем пословицами и поговорками? (Пословица - короткая, мудрая мысль. Пословица обязательно чему-то учит. Поговорка — это короткое народное выражение, характеризующее какое-то явление или закономерность, украшает речь, не несет в себе назидания или поучения).
- Кто придумал пословицы? (Народ)
- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, в стародавние времена).
- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели и люди, любившие и изучавшие русский язык)
- О чем говорят пословицы? (О добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни)
- Почему нам нравятся пословицы? (Они умные, складные, красивые)
- Как и все произведения русского народного творчества пословицы и поговорки учат. Чему нас учат пословицы и поговорки? (Трудолюбию, дружбе, доброте, уважению старших, любви к родным и близким, любви к Родине.)
Игра-разминка «Мяч передавай, мудрую пословицу называй»
- Сейчас мы будем мяч передавать и пословицу называть.
Дети передают мяч и называют пословицы.
«Объясни смысл пословицы»
- Посмотрите на слайды, угадайте пословицу, скажите, о чем эта пословица.
(Дети просматривают слайды, на которых изображено
то, о чем говорится в пословице, называют ее и объясняют смысл).
1. Яблоко от яблони недалеко падает.
2. Готовь сани летом, а телегу зимой.
3. Что написано пером, не вырубишь топором.
4. Под лежачий камень вода не течет.
5. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
6. Любишь кататься, люби и саночки возить.
7. Гусь свинье не товарищ.
8. Без труда не выловишь рыбку из пруда.
«Подбери пословицу к конкретной ситуации»
- Послушайте рассказы и попробуйте подобрать пословицы к ним.
Дети слушают текст, подбирают пословицы.
1. Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном
засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А
другой вспахал плохо и посеял кое-как; по работе и урожай получил
бедный, маленький.
Верно, говорят… («Что посеешь, то и пожнешь»).
2. Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят
— все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая,
все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются.
Верно говорят… («Как аукнется, так и откликнется»)
3. У меня папа - плотник. Он меня научил работать молотком, отверткой,
рулеткой. А еще мы вместе построили будку для моей собаки
Дружка. Я хочу тоже стать плотником.
Верно говорят… («Яблоко от яблони недалеко падает)».
4. Однажды я заигралась и разбросала все свои игрушки. Надоело мне играть, и пошла спрашивать у мамы разрешения погулять. А мама сказала:
«Сначала уберись в своей комнате, а потом пойдёшь на улицу.
Верно говорят… («Любишь кататься, люби и саночки возить)».
«Составь рассказ по пословице»
- А сейчас вы составите рассказ к пословице.
Дети составляют рассказы по рисункам «Моя любимая пословица»
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Друзья познаются в беде.
Дело мастера боится.
Глаза боятся, а руки делают.
В тесноте, да не в обиде.
Игра «Четвертый лишний»
- Следующее задание требует внимания. Послушайте пословицы и назовите лишнюю :
Делу время, потехе час.
Любишь есть калачи – не сиди на печи.
Кончил дело – гуляй смело.
Без хозяина дом - сирота.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Ученье — свет, а не ученье – тьма.
Ученье да уменье всегда найдёт примененье.
Много снега - много хлеба.
Игра «Подбери картинку к пословице»
- Я буду называть пословицу, а вы находите картинку, которая соответствует этой пословице.
Дети подбирают картинки к пословицам
Игра «Числа в пословицах и поговорках»
- Народ придумал много пословиц, в которых встречаются числа. Давайте вспомним эти пословицы.
Дети называют пословицы :
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Семеро с ложкой, один с поварешкой.
Семеро одного не ждут.
Старый друг лучше новых двух.
Один в поле не воин.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Игра «Волшебный сундучок»
- Перед вами волшебный сундучок. В нем находятся разные предметы. Вам нужно взять любой предмет и вспомнить пословицу, связанную с этим предметом.
Дети достают предметы из сундучка, называют пословицы :
Яблоко от яблони недалеко падает (яблоко)
Семь раз отмерь – один раз отрежь (линейка)
Волка бояться, в лес не ходить (игрушка волк)
Трусливому зайке и пенек волк (игрушка зайка)
Под лежачий камень вода не течет (камень)
Что написано пером – не вырубишь топором (ручка)
Дело мастера боится (отвертка или молоток)
Куда иголка, туда и нитка (нитки)
Без труда не вытащишь рыбку из пруда (рыба)
Шила в мешке не утаишь (мешок)
Игра-соревнование «Собери пословицу»
- Перед вами карточки с пословицами. Вы должны подобрать соответствующие карточки, чтобы получилась пословица.
Дети составляют из двух частей картинку, называют пословицу. Подводится итог игры.
Сценка «Ленивица»
- Сейчас мы посмотрим сценку «Ленивица», в которой вспомним пословицы о труде и лени. Артистами будут наши дети.
Действующие лица: Матушка, Ульяна (ее дочка, вторая девочка (сестра Ульяны, рассказчик.
Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает и начинает дремать.
Рассказчик. Проснулась Ульяна не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.
Матушка. (выглядывает из окна)
Ульяна, сходи за водицей на речку!
Ульяна. Да лень мне, дрема одолела…
Рассказчик. Вот лодырь!
Матушка (выглядывает из окна)
Ульяна, иди кисель хлебать!
Ульяна. (Поднимаясь) Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте!
Рассказчик.
Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.
Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
А уж как за стол идти, ложку знает где найти.
Ульяна. Ой-ой! Не надо про меня так говорить!
Рассказчик. Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Воспитатель. Какие пословицы еще можно подобрать Ульяне?
Делу – время, а потехе –час
Лодырь, да бездельник, им праздник и в понедельник.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
- Понравилось ли вам играть с пословицами? (Ответы детей)
В заключении нашей встречи послушайте стихотворение :
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится,
Ведь с ней и горе не беда,
И наша речь полна пословицами :
Давайте помнить их, друзья!
.