Казакова Юлия Георгиевна
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Приспособление растений к жизни в пустыни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Приспособление растений к жизни в пустыне»
Казакова Ю. Г.
Цель: расширение и обобщение знаний детей о значении воды для растений в пустыне.
Задачи:
-актуализировать и закрепить знания детей о значении воды для растений в пустыне
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Приспособление растений к жизни в пустыни“» размещена в разделах
-создать условие для развития умений устанавливать причинно-следственные связи в ходе выявление свойств предметов (плотность, рыхлость)
-содействовать формированию навыков совместной деятельности в паре в ходе эксперимента
Оборудование: глобус, ребус, иллюстрации: пустыни, кактуса, верблюжьей колючки, алоэ; две емкости с водой (одинаковые по высоте, но разные по объему, губки, бруски, блюдца, стаканчики с водой по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и улыбнемся им. Возьмитесь за руки и улыбнитесь мне и друг другу. Обратите внимание на наш календарь природы. Что мы отмечаем,кроме погоды в календаре (дни недели и числа) Какое сегодня число(22 марта)Вы знаете,какой сегодня праздник отмечают в мире. (нет)Вместо дня недели в календаре голубая полоска. С чем связан голубой цвет? (небо, вода.) Сегодня необычный праздник «Всемирный день воды»
Воспитатель: Отгадайте загадку
На столе передо мной
Закружился шар земной
Арктика, Экватор, Полюс
Уместил всю землю (глобус)
Глобус-это уменьшенная модель земного шара Одна четвертая земного шара составляет суша, остальное вода. Что бы вам было понятно, я покажу вам пример на яблоке. Оно разрезано на четыре части. (показ примера на яблоке)Какой больше воды на земле, пресной или соленой? (Соленой)Поэтому пресную воду необходимо беречь.
Воспитатель: Вы знаете, что вода «волшебница».Во,что она превращается (пар, газ, лед)Больше всего льда на земле находится на Северном полюсе -Арктике, и Южном полюсе-Антарктиде)
Воспитатель: Дети, вы любите ребусы (да)
Попробуйте отгадать, что за слово здесь зашифровано (пустыня)
Воспитатель: Когда вы слышите, слово пустыня, что представляется (песок, солнце и больше ничего)Пустыня-это большое пространство,покрытое песком. Лето в пустыне длится 5-6 месяцев,оно безоблачное и жаркое. Средняя температура воздуха местами достигает 40-50 градусов. В результате песок накаляется до такой степени, что можно испечь яйцо. А вот ночи в пустыне, прохладные. За все лето, бывает, не выпадает ни капли дождя.
Воспитатель:. Давайте подумаем, какие климатические условия в пустыне?
Д/ игра: «Найди правильно» ( карточки-схемы с условными обозначениями: температура, свет, вода, почва)
Воспитатель: Итак, в пустыне жаркий климат. Почва песчаная или глинистая. Что же происходит с водой в пустыне? Через песок она уходит быстро вниз. А на глинистых почвах быстро испаряется. Подумайте, может в таких условиях выжить растение без воды (нет)
Воспитатель: Где-то глубоко под песком есть вода. Какая часть растений должна быть развита? (корень) На что похож корень (на насос)Растения в пустыне добывают воду с помощью длинных корней или запасают ее в утолщенных стеблях. Какая часть у растения больше всего испаряет влагу (лист) Вместо листьев у растений в пустыне –крошечные иголочки, так они не теряют влагу в пустынном воздухе. Воспитатель рассказывает о растениях в пустыне (верблюжья колючка,алоэ,кактус)
Воспитатель: Сейчас, я покажу вам опыт, который показывает- почему у растений в пустыне должны быть утолщенные стебли. Берем две емкости с водой равные по высоте (но разные по ширине) В какой емкости больше воды? Давайте проверим. Для этого перельем воду в два одинаковых стакана. Вывод: больше воды в широкой емкости. Чем шире емкость, тем больше воды помещается. Итак: у большинства растений в пустыне длинный
корень, утолщенный корень, мелкие листья колючки.
Физкультминутка:
По пустыне мы гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И нас всех лучи согрели.
Одним растениям нужно много воды, другим –мало. Давайте посмотрим на опыте, как в пустыне стебли некоторых растений могут впитывать и накапливать влагу.
Опыт: Возьмите в руки деревянный брусок и губку. Что можете о них сказать, какие они на ощупь (брусок -твердый, плотный; губка- мягкая, пористая)Рассмотрите губку повнимательнее. Видите множество пор-отверстий. Перед вами два стакана с водой. Вылейте воду в блюдце. Положите деревянный брусок в одно блюдце и губку в другое. Что происходит с губкой? Выделяются пузырьки. Что это (воздух)Что же мы наблюдаем в блюдцах с водой? Деревянный брусок лишь слегка намок. А где вода у губки? Вода внутри у губки. Губка впитала почти всю воду. Так и растений, есть стебли плотные (как у бруска, а есть пористые, как у губки.
Вывод: чем плотнее стебель, тем меньше и дольше он впитывает воду, чем более пористый- тем быстрее.
Воспитатель: Какой стебель нужен растениям в засушливых местах? (пористый) Для чего? (Что бы накопить больше влаги) Могут растения в пустыне обходиться совсем без воды (нет) Вода необходима для растений в пустыне.
Воспитатель: Давайте вспомним, как называется сегодня праздник? («Всемирный день воды») Как вы думаете, для чего придумали такой праздник? Что бы помнить о том, что воду необходимо беречь. Почему? На земле есть места, где пресную воду очень тяжело добывать. Водоемы загрязняются и мельчают, нарушается экология природы. Поэтому необходимо беречь каждую каплю воды.
Предлагаю сделать вам плакат своими руками. Что здесь написано? («22 марта- Всемирный День воды») .Давайте вырежем и наклеим капельки из бумаги на ватман вокруг надписи. Какой замечательный у нас получился плакат. Повесим его в нашу раздевалку. Спасибо за работу.