Татьяна Сальникова
Конспект НОД «Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Блокада Ленинграда
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад №100 «Капитошка»
Октябрьского района
630133 г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, 47
тел. : 8 (383) 246-21-00, 246-20-73
E-Mail : ds_100_nsk@nios.ru
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с использованием ИКТ
для детей старшего возраста
Публикация «Конспект НОД „Блокада Ленинграда“ с использованием ИКТ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Автор:
Сальникова Татьяна Васильевна
воспитатель первой квалификационной категории
Новосибирск, 2022
Цель:
- расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;
- воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны;
- расширять знания детей об истории города – героя Ленинграда, о героизме людей, детей переживших блокаду;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, чувства гордости и эмоционального сопереживания;
- расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Предварительная работа:
1. Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;
2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;
3. Чтение художественных произведений по теме.
4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.
5. Прослушивание песен и музыки военных лет.
6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.
7. Рассказ о блокаде, стихи о блокаде,
Оборудование и материалы:
- презентация «Блокадный Ленинград»;
- ноутбук;
- книги и иллюстрации по теме;
- запись воздушной сирены;
- запись метронома
- папка-раскладушка «Город-герой Ленинград»;
- цветы, свеча, 125 гр. черного хлеба.
Ход занятия:
Воспитатель:
Сегодня, ребята, у нас занятие, которое посвящено очень серьезной теме – теме «Войны». Мы раньше говорили с вами о том, что в нашей стране есть непростые города, а города-герои. Я напомню, их 12. А вы можете назвать их?
Ответы детей.
Воспитатель при необходимости дополняет ответы названиями тех городов, которые были пропущены.
Воспитатель:
А кто скажет, почему этим городам присвоены звания героев?
Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно, потому что жители этих городов, не жалея своих жизней, защищали Родину, свой город и смогли дать врагу достойный отпор.
Я хочу сегодня с вами поговорить об одном из таких городов – Ленинграде, который сейчас называется Санкт-Петербург. Город этот очень старый и красивый. Основан в 17 веке, и сейчас ему более 300 лет. Основал его царь Петр I. Город расположен на нескольких островах, которые соединены между собой мостами. Некоторые из них – разводные. Они в ночное время поднимаются, чтобы дать возможность водным судам перемещаться по реке. В городе очень красивые здания, много музеев и знаменитых театров. Недаром он считается северной столицей нашей страны. (Слайды 1,2,3)
Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война. И гитлеровцы в первую очередь хотели захватить самые главные города нашей страны, и конечно же Ленинград. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев.
Город обстреливали и бомбили, полыхали пожары, гибли люди (Слайд 4). Но город не сдавался. Город не смогли захватить силой, и тогда фашисты решили задушить его блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг города (звучит песня «Вставай страна»). (Помочь детям практически понять значение слов «блокада», «блокадное кольцо».)
Очень тяжелое и сложное наступило время. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни… Их было 900…это почти 2,5года. Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили их для будущего поколения. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. (Слайд 5,6)
Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет. В осажденном городе впервые исполнили «великую седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича. (звучит отрывок симфонии) Её ещё называют Ленинградскую, её композитор сочинял в блокадном городе, как ответ немецкому нашествию. Эта симфония стала символом победы в Великой Отечественной войне.
Жители города, все, кто только мог работали на заводах, которые выпускали продукция для нашей армии, а после работы шли копать рвы, чтобы вражеские танки не смогли прорваться в город. Дети как могли помогали взрослым. Они наравне с ними стояли у станков и работали, и учились (слайд 7). Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро. По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед. (Слайд 8,9).
Дети: Тот город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Воспитатель:
Запасов продовольствия не было. В первые же дни все продуктовые склады были разгромлены фашистами. Поэтому началось самое страшное – голод. Людям просто нечего было есть. Была введена норма на хлеб, который выдавали по карточкам. И нормы был крошечными. На ребенка или пенсионера приходилось всего 125 гр. хлеба и больше ничего. И хлеб-то этот хлебом назвать трудно было, потому что его выпекали из подсолнечного жмыха, а не из муки, целлюлозы (бумаги, соды, отрубей. (Продемонстрировать кусочек хлеба на тарелочке в группе) (Слайд 10)
Дети читают стихи:
Не из муки он был – из наших бед,
И что в него тогда не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой
С корой. Колючий так, что режет десна
Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.
На праздник, очень редко – чистый просто.
Мы понимали, что война – беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали
Воспитатель:
Сохранился дневник одной девочки, Тани Савичевой, жившей тогда в Ленинграде. (Слайд. 11). В нем она писала, что умерли от голода все ее близкие родственники. Таня осталась одна. К сожалению и Таню тоже не удалось спасти.
Дети:
В осажденном Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир ее слова!
Физкультминутка:
В осеннем тумане (Закрывают глаза ладонями)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу (Плавные движения рукам-волны)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)
Строг и красив (Повторить)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив (Повтор)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить)
Не сдался, не сдался (Поворот головы)
Тот город врагу (Повтор)
Воспитатель:
Да, ребята, долгих 2,5 года длились испытания на прочность и стойкость. И вот наступила зима 1944 года. Благодаря действиям нашей Армии блокада Ленинграда было прорвана. Безграничной людской радости не было конца. Произошло это 27 января. Это был великий день для жителей Ленинграда и для всех солдат, защищающих страну от врага. В этом году исполняется 76 лет с того знаменательного события.
Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо» (Слайд. 12) Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
Есть в Санкт-Петербурге Пискаревское кладбище (Слайд. 13, там захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается фигура Матери –Родины. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Дети:
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись тот город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
И в нашем городе, в память о великом подвиге ленинградцев, воздвигли стелу и создали «Аллею Блокадников», символизируя тем, что наш город Новосибирск, чтит подвиг ленинградцев и помнит всех погибших его жителей. Каждый год 27 января ветераны войны, жители нашего города и дети блокадного Ленинграда, кто был эвакуирован в наш город, собираются здесь и возлагают цветы.
А сейчас, ребята, я предлагаю зажечь свечу памяти и минутой молчания почтить всех тех, кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени
Дети:
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город тот бомбили,
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!