МААМ-картинки

Конспект НОД «Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ для детей старшего возраста

Татьяна Сальникова
Конспект НОД «Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Блокада Ленинграда

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Детский сад №100 «Капитошка»

Октябрьского района

630133 г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, 47

тел. : 8 (383) 246-21-00, 246-20-73

E-Mail : ds_100_nsk@nios.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Блокада Ленинграда»

с использованием ИКТ

для детей старшего возраста

Публикация «Конспект НОД „Блокада Ленинграда“ с использованием ИКТ для детей старшего возраста» размещена в разделах

Автор:

Сальникова Татьяна Васильевна

воспитатель первой квалификационной категории

Новосибирск, 2022

Цель:

- расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

- развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;

- воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны;

- расширять знания детей об истории города – героя Ленинграда, о героизме людей, детей переживших блокаду;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, чувства гордости и эмоционального сопереживания;

- расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Предварительная работа:

1. Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда;

2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города;

3. Чтение художественных произведений по теме.

4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.

5. Прослушивание песен и музыки военных лет.

6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.

7. Рассказ о блокаде, стихи о блокаде,

Оборудование и материалы:

- презентация «Блокадный Ленинград»;

- ноутбук;

- книги и иллюстрации по теме;

- запись воздушной сирены;

- запись метронома

- папка-раскладушка «Город-герой Ленинград»;

- цветы, свеча, 125 гр. черного хлеба.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня, ребята, у нас занятие, которое посвящено очень серьезной теме – теме «Войны». Мы раньше говорили с вами о том, что в нашей стране есть непростые города, а города-герои. Я напомню, их 12. А вы можете назвать их?

Ответы детей.

Воспитатель при необходимости дополняет ответы названиями тех городов, которые были пропущены.

Воспитатель:

А кто скажет, почему этим городам присвоены звания героев?

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, потому что жители этих городов, не жалея своих жизней, защищали Родину, свой город и смогли дать врагу достойный отпор.

Я хочу сегодня с вами поговорить об одном из таких городов – Ленинграде, который сейчас называется Санкт-Петербург. Город этот очень старый и красивый. Основан в 17 веке, и сейчас ему более 300 лет. Основал его царь Петр I. Город расположен на нескольких островах, которые соединены между собой мостами. Некоторые из них – разводные. Они в ночное время поднимаются, чтобы дать возможность водным судам перемещаться по реке. В городе очень красивые здания, много музеев и знаменитых театров. Недаром он считается северной столицей нашей страны. (Слайды 1,2,3)

Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война. И гитлеровцы в первую очередь хотели захватить самые главные города нашей страны, и конечно же Ленинград. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев.

Город обстреливали и бомбили, полыхали пожары, гибли люди (Слайд 4). Но город не сдавался. Город не смогли захватить силой, и тогда фашисты решили задушить его блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг города (звучит песня «Вставай страна»). (Помочь детям практически понять значение слов «блокада», «блокадное кольцо».)

Очень тяжелое и сложное наступило время. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни… Их было 900…это почти 2,5года. Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили их для будущего поколения. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. (Слайд 5,6)

Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены). А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет. В осажденном городе впервые исполнили «великую седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича. (звучит отрывок симфонии) Её ещё называют Ленинградскую, её композитор сочинял в блокадном городе, как ответ немецкому нашествию. Эта симфония стала символом победы в Великой Отечественной войне.

Жители города, все, кто только мог работали на заводах, которые выпускали продукция для нашей армии, а после работы шли копать рвы, чтобы вражеские танки не смогли прорваться в город. Дети как могли помогали взрослым. Они наравне с ними стояли у станков и работали, и учились (слайд 7). Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро. По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед. (Слайд 8,9).

Дети: Тот город назывался Ленинградом,

И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Воспитатель:

Запасов продовольствия не было. В первые же дни все продуктовые склады были разгромлены фашистами. Поэтому началось самое страшное – голод. Людям просто нечего было есть. Была введена норма на хлеб, который выдавали по карточкам. И нормы был крошечными. На ребенка или пенсионера приходилось всего 125 гр. хлеба и больше ничего. И хлеб-то этот хлебом назвать трудно было, потому что его выпекали из подсолнечного жмыха, а не из муки, целлюлозы (бумаги, соды, отрубей. (Продемонстрировать кусочек хлеба на тарелочке в группе) (Слайд 10)

Дети читают стихи:

Не из муки он был – из наших бед,

И что в него тогда не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой

С корой. Колючий так, что режет десна

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.

На праздник, очень редко – чистый просто.

Мы понимали, что война – беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали

Воспитатель:

Сохранился дневник одной девочки, Тани Савичевой, жившей тогда в Ленинграде. (Слайд. 11). В нем она писала, что умерли от голода все ее близкие родственники. Таня осталась одна. К сожалению и Таню тоже не удалось спасти.

Дети:

В осажденном Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир ее слова!

Физкультминутка:

В осеннем тумане (Закрывают глаза ладонями)

В январском снегу (Разводят руки в стороны)

Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)

На морском берегу (Плавные движения рукам-волны)

С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)

Строг и красив (Повторить)

Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)

В широкий залив (Повтор)

В блокадные дни (Шагают на месте)

Под обстрелом в снегу (Повторить)

Не сдался, не сдался (Поворот головы)

Тот город врагу (Повтор)

Воспитатель:

Да, ребята, долгих 2,5 года длились испытания на прочность и стойкость. И вот наступила зима 1944 года. Благодаря действиям нашей Армии блокада Ленинграда было прорвана. Безграничной людской радости не было конца. Произошло это 27 января. Это был великий день для жителей Ленинграда и для всех солдат, защищающих страну от врага. В этом году исполняется 76 лет с того знаменательного события.

Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо» (Слайд. 12) Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

Есть в Санкт-Петербурге Пискаревское кладбище (Слайд. 13, там захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается фигура Матери –Родины. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Дети:

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись тот город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

И в нашем городе, в память о великом подвиге ленинградцев, воздвигли стелу и создали «Аллею Блокадников», символизируя тем, что наш город Новосибирск, чтит подвиг ленинградцев и помнит всех погибших его жителей. Каждый год 27 января ветераны войны, жители нашего города и дети блокадного Ленинграда, кто был эвакуирован в наш город, собираются здесь и возлагают цветы.

А сейчас, ребята, я предлагаю зажечь свечу памяти и минутой молчания почтить всех тех, кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени

Дети:

В войну солдаты город защищали,

Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

За нас с тобою жизнь отдали,

Чтоб в мире больше не было войны.

Кружился снег, а город тот бомбили,

Была тогда жестокая война.

Защитники фашистов победили,

Чтоб мирной стала каждая зима!

Публикации по теме:

27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста 27 января - особая.

Фотоотчет «Блокада Ленинграда»Фотоотчет «Блокада Ленинграда» 27 января наш город Ленинград отмечает 76-ю годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Война для взрослого поколения – это очень.

Фотоотчет «Блокада Ленинграда»Фотоотчет «Блокада Ленинграда» Блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. 900 дней и 900 ночей люди держались мужественно.

Фотоотчёт о проведении беседы с детьми 4–5 лет «Блокада Ленинграда»Фотоотчёт о проведении беседы с детьми 4–5 лет «Блокада Ленинграда» Сегодня 27 января день снятия блокады Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня - это важная дата для города - героя Ленинграда и его жителей,.

Конспект занятия «Блокада Ленинграда» во второй младшей группе Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Блокада Ленинграда» Как детям сказать, Что такое война? Детям маленьким С глазками чистыми?.

Конспект познавательной беседы, посвященной памяти защитников блокадного Ленинграда «Был город-фронт, была блокада»Конспект познавательной беседы, посвященной памяти защитников блокадного Ленинграда «Был город-фронт, была блокада» Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном.

Презентация «Блокада Ленинграда» 27 января 1944 г. - День полного снятия блокады в Ленинграде. Предлагаю вашему вниманию презентацию "Блокада Ленинграда", созданную для детей.

Проект в старшей группе «Блокада Ленинграда»Проект в старшей группе «Блокада Ленинграда» Иптышева Наталья Васильевна Тема проекта "Блокада Ленинграда" в старшей группе. Цел: Расширять представления детей о героическом подвиге.

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ для детей старшего возраста
Опубликовано: 19 мая 2022 в 11:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ для детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сальникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД