Ольга Каратаева
Конспект НОД «Береги природу!» с региональным компонентом в подготовительной группе
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12»
ЗАТО ГО город Фокино
Конспект НОД
Экологическое воспитание детей в подготовительной группе № 2
(с региональным компонентом)
«Защитники природы»
Воспитатель: Каратаева Ольга Юрьевна
Публикация «Конспект НОД „Береги природу!“ с региональным компонентом в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: Формирование экологических знаний у детей, нравственно- целостного отношения к природе.
Задачи: Расширять и углублять представления о животных и растениях, как о представителях живого в мире природы.
Знакомить детей с редкими и исчезающими видами растений и животных Приморского края, занесенных в Красную книгу.
Систематизировать и обобщать знания детей о цикличности роста и развития живых организмов.
Развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру; осознание красоты природы и желание ее сохранить.
Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.
Материалы и пособия: слайды с изображением природы, звукозапись со звуками природы, карточки и рисунки с изображением растений, животных и явлений природы, муляжи грибов, кружки зеленого и красного цвета, письмо детям от лесных обитателей, значки «Юный эколог» для награждения детей.
Предварительная работа: экскурсия в лес, просмотр иллюстраций и изображений деревьев, просмотр альбомов «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Грибы»; чтение произведений русских писателей и поэтов о природе; заучивание стихов.
Методы и приемы:
Наряду с традиционными формами и приемами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Такие, как экологические игры: игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления, развивает познавательные способности, расширяет представления о природе и ее явлениях.
Интересным в работе с детьми является такой игровой прием, как получение писем-жалоб от обитателей природы, я использовала его на этом занятии. Дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как они могут помочь, как нужно оберегать и охранять природу.
Следующий метод- Кейс-технология. Это разбор ситуации, деловая игра. Такая, как кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе»?
Использую метод экологической идентификации: дети отожествляют себя с каким-либо природным объектом. Например: «Я-цветок…», «Я-сломанная ветка…», «Я-муравей…»Этот метод помогает ребенку понять, что любое живое существо страдает, ему больно и ребенок начинает относиться с уважением.
Использую компьютерные технологии и мультимедийные презентации. Детям с их наглядно-образным мышлением более понятно то, что можно одновременно услышать, рассмотреть и оценить.
Ход занятия:
-Ребята, мы с вами собрались за тем, чтобы еще раз поговорить о природе, о том, как ее можно защитить и сберечь. На этом занятии вы узнаете очень много интересного и поделитесь знаниями, которыми уже обладаете сами.
- Что же такое природа? (беседа о природе, выслушиваются ответы детей).
- Действительно, природа – это то, что вокруг нас: земля, вода, воздух, лес, цветы, поля, животные…. Но нужно запомнить, что и мы с вами тоже являемся частью природы! Представьте себе: если исчезнут вода или воздух – мы просто все погибнем. Мы не можем жить без этих, на первый взгляд, привычных и простых вещей.
Вот поэтому природа сейчас нуждается в нашей помощи и бережном к ней отношении. Сколько грязных труб отравляет воздух, а земля впитывает в себя огромное количество ядовитых отходов….Вода загрязняется так, что нефтяными пятнами покрываются многие километры водоемов, навсегда убивая ценные виды рыб, животных и птиц.
И об этом нужно помнить каждому, живущему на нашей планете Земля. Вот и я хочу, чтобы мы с вами берегли и защищали нашу природу!
Показ слайдов с изображением красивой природы (стихотворение)
- Наш дом родной, наш общий дом
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг :
Тут речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса, и горы, и моря – все называется Земля!
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель показывает конверт с яркими буквами SOS (читает письмо, показ слайдов с загрязненной природой)
-«Внимание! Внимание! Всем, кто нас слышит! Пожалуйста, помогите! Мы – это все, живущие в воде, лесах, полях! Помогите, очистите нашу воду, лес и воздух! Нам невозможно жить, мы погибаем от грязи! Юные экологи, мы ждем вас!»
- Ребята, что я вижу – это же тревожный сигнал SOS! Кто знает, что это за сигнал? Верно, это международный сигнал о помощи! Кто же зовет нас на помощь?
-Какое серьезное и печальное письмо! Что же случилось, давайте посмотрим!
- Нужно помогать, ребята! В письме зовут на помощь юных экологов, вы знаете, кто это?
- Экологи – это защитники природы, а юные экологи – это дети, такие, как вы, которые по-настоящему любят природу, знают растения, птиц, животных, приметы времен года и многое другое.
- А еще юные экологи умеют беречь, заботиться и охранять природу. Хотели бы вы стать юными экологами и помочь зовущим на помощь?
- Для начала проведем игру «Экологический светофор»
( у детей по 1 зеленому и красному кружку: можно-зеленый кружок, нельзя-красный)
- Можно ли ломать ветки?
- оставлять мусор?
-оставлять крошки и еду?
-разорять гнезда и муравейники?
-кувыркаться в траве?
-собирать ягоды?
-уничтожать ядовитые грибы?
-разжигать костры?
-отдыхать на пне?
-громко кричать в лесу?
-загрязнять ручей?
-Почему нельзя загрязнять ручей?
(ответы детей)
Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Один,два,три, четыре – вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно- делать так руками нужно:
Вместе –раз, это- брасс;
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой!
Давайте проведем экологическую викторину (дети делятся на две команды)
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Вопрос ы задаются по одному командам по очереди. Дети отвечают и поднимают карточку с изображением явления природы.
Экологическая игра «Явления природы»
-Неизвестно, где живет. Налетит- деревья гнет? (ветер)
- Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто я такая? (вода)
-Молоко над речкой плыло – ничего не видно было. Растворилось молоко – стало видно далеко (туман)
-Раскаленная стрела дуб свалила у села (молния)
-Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже – тем дождик ближе (облака)
-На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост (радуга)
-Вился, вился белый рой. Сел на землю- стал горой (снег)
Экологическая игра «Угадай птицу»
- Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье в дом (аист)
- Какая птица охотится ночью? (сова)
- Какая птица не вьет гнездо и подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (кукушка)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (журавль)
- Какую птицу называют «лесной доктор» (дятел)
- Какие птицы зимуют в наших краях?
- Назовите перелетных птиц.
«Экологическая цепочка»
-Нужно выложить картинки в определенной последовательности: что сначала, что потом.
Команды выкладывают картинки, рассказывают.
Конкурс-эстафета «Собери грибы»
Загадка: - В лесу под елкой крошка, шапка да ножка (гриб)
- Какие бывают грибы? (съедобные и ядовитые)
-Кто знает, как нужно правильно собирать грибы? (срезать ножом, чтобы не повредить грибницу, чтобы потом выросли другие грибы)
Дети бегут с корзиной, срезают гриб и передают корзину другому.
-Какие грибы остались на поляне? (мухомор, белая поганка)
-Для чего мы оставим их? (они нужны животным)
-Ребята, все вы знаете, что мы живем на Дальнем Востоке.
-Как называется наш край? Море?
-Назовите диких животных Приморского края, которых вы знаете.
-А вы знаете, что многие животные находятся на грани исчезновения: их осталось очень мало. И чтобы они не исчезли совсем, их охраняют, записывают в «Красную книгу».
-А еще создаются заповедники. Что такое заповедник?
-Заповедный (неприкосновенный) участок или территория, где оберегаются и размножаются редкие и ценные животные и растения, а охота строго запрещена.
-Заповедники закрыты для туристов, чтобы не беспокоить животных. Там работают только сотрудники: экологи, ученые, ветеринары.
Всего в Приморском крае 6 заповедников:
«Кедровая падь», «Лазовский заповедник», «Сихотэ-алинский заповедник», «Уссурийский заповедник», «Ханкайский заповедник» и «Дальневосточный морской заповедник».
Просмотр слайдов с изображением редких животных Приморского края и рассказ о них:
-Давайте посчитаем, сколько фишек у каждой команды.
Подведение итога занятия: что узнали нового? Что понравилось больше всего? Как нужно заботиться о природе?
-Вот теперь вы сможете быть настоящими экологами – защитниками природы! Вы можете учить других, как охранять и беречь природу, поможете понять, что без порядка в природе мы не сможем жить сами.
- Я с удовольствием вручаю вам значок «Юный эколог». С гордостью носите его и помните – вы защитники природы!