МААМ-картинки

Конспект нетрадиционного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему «Русский самовар»

ольга шиленина
Конспект нетрадиционного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему «Русский самовар»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект нетрадиционного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему «Русский самовар».

Цель : Обобщение и систематизация знания детей о негосударственных символах России, и их исторической значимости.

Задачи:

1. Образовательные:

Публикация «Конспект нетрадиционного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему „Русский самовар“» размещена в разделах

Познакомить детей с русским самоваром,как о предмете народного быта, историей возникновения и появления самовара на Руси. Формировать умения детей делать простейший анализ, выделяя характерные качества и свойства предмета, его части и назначения. Расширять представления о разнообразии видов самоваров, о том, как украшают самовары.

2. Развивающие:

Продолжать расширять и активизировать лексический словарь, развивать умения отвечать на вопросы полным предложением. Способствовать развитию у детей памяти, мышления, мелкой моторики рук. Закрепить знания и навыки народных художественных промыслов русских мастеров.

3. Воспитательные.

Прививать интерес детей к историческому наследию русского народа, к сохранению традиции семейного чаепития, культуре, через устное народное творчество, воспитывать положительные нравственные качества (доброту, щедрость, гостеприимство). Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Предварительная работа.

Рассматривание домашней утвари, знакомство с росписями декоративно – прикладного искусства. Разучивание хороводных песен,осенних закличек.

Оборудование.

Мультимедиа презентация «Изба», иллюстрации,, самовар, заварочный чайник, 2 прозрачных заварочных чайника, сушки, сахар кусковой, тесто, аудиозапись русских народных песен.

1. Вводная часть :

Воспитатель : Здравствуйте ребята! У нас с вами очередное занятие по «Русской избе». Мы с вами познакомились с внутренним убранством избы, а так же с домовёнком, с домашней утварью. А вы хотели бы оказаться в русской избе? Давайте отправимся в гости к хозяйке избы.

Круг приветствия:

Муз. Рук. : Вы с порога поспешите,

В избу все скорей идите!

Там хозяйка всех нас ждёт,

Проходи, честной народ!

Заходим, встаём возле хозяйки

Муз. рук. : Здравствуй, Хозяйка избы! (кланяемся)

Гостей встречай, вон нас сколько много!

Хозяйка: (кланяется) Здравствуйте, гости дорогие!

Гость на порог - хозяину радость.

Милости прошу!

Прошу в избу, во светлицу.

Только я сегодня не одна, а с гостями!

Муз. рук. : Ребята, давайте поздороваемся с гостями!

Дети: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка: Проходите, ребята! Будьте, как дома, присаживайтесь, чтобы угощенья откушать да речи послушать, песни попеть, потанцевать, да в игры поиграть. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

группе стоят столы со стульчиками по кругу в в середине круга стоит стол Хозяйки избы : самовар, сушки, сахар кусковой, чайник заварочный, чашка с блюдцем. Все накрыто русским народным платком.)

2. Основная часть :

Организационный момент:

Хозяйка: На нашем столе спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку,а вы, отгадав ее узнаете, что же это такое.

Я пузатый, я пыхтящий

Я большущий и блестящий,

Если только захочу

Кипяточку вскипячу –

Всех вас чаем угощу. ( Дети отвечают : самовар)

Дети: - Это самовар. (снимаю платок с самовара,которым он был накрыт)

Хозяйка : Дорогих гостей встречаю,

К самовару приглашаю,

А чайку я всем налью,

Никого не обойду.

Сверху пар и снизу пар,

Вот он, русский самовар! (дети рассматривают самовар)

Хозяйка: Самовар – это предмет народного быта. А знаете ли вы, откуда взялся самовар? Хотите расскажу? Изобрели и изготовили первый самовар в городе Тула, более 300 лет назад. Внутри самовара находится топка – металлическая трубка,куда засыпались щепочки и шишки. Их поджигали,надевали сапог на трубу,чтобы снабжать ее воздухом и вода вокруг трубы быстро закипала и долго не остывала. Делали самовары из серебра,меди, железа и даже фарфора. По красоте и украшениям самовара можно судить о достатке семьи. Чем богаче семья,тем больше украшений было на нем и передавали его по наследству. Всегда улыбался своими блестящими боками,радовал ребятишек расписными узорами,его голову украшала резная крыша,а ручки подпирали блестящие бока, да и носик у него был не простой,а с краником! Они пользовались большим спросом. Самовар был очень важным,ведь он делал ответственную работу -кипятил воду. Именно самовар – стал символом русского гостеприимного дома. Он вносит в дом особый колорит и уют. Ни одно народное гулянье не обходится без горячего самовара. Самовар –птица-жар, кран отрывается, чай наливается. А больше всего на свете он любил тихие вечера, когда вокруг него собиралась большая и дружная семья,чтобы время скоротать,да по русской традиции чайку бодрящего отведать. Самовар стал негосударственным символом России, он был в каждом доме, независимо от местности и достатка. Проходят годы – самовар не стареет. Традиция русского чаепития продолжает жить.

1) Дидактическая игра : «Что есть у самовара

- Какой он самовар? (красивый, железный, блестящий, пузатый).

- Что есть у самовара? (стенки, дно, крышка, кран, ножки, ручки).

- Сколько ручек у самовара, из чего они сделаны? (две ручки, из пластмассы или дерева. А почему ручки деревянные (чтобы не обжечься).

- Сколько ножек у самовара? (четыре ножки)

- А, для чего нужен самовар? (В нем кипятят воду, а потом пьют чай).

- Как вы думаете:» Почему назвали самовар «самоваром»? (самовар – это устройство для приготовления кипятка, разогрева воды «Сам варит»- сравнить с чайником).

Руки в боки, как начальник.

Раньше всех на стол встает.

Сам себе плита и чайник.

Сам заварит, сам нальет.

2) Экспериментирование:

Хозяйка : Ребята,а я хочу спросить,если самовар закипел, как будет называться вода?

Дети : вода называется кипяток, потому что он очень горячий.

Хозяйка : А руками трогать его можно?

Дети : нет нельзя

Хозяйка: А теперь я покажу как заваривается чай. Есть разные сорта чая,а я приготовила для вас черный и зеленый. Мы возьмем чайник,открываем у самовара краник, посмотрите льется кипяток. Какого он цвета (бесцветный,прозрачный,горячий. А теперь я насыпаю чай в заварочный чайник, в этом чайнике будет завариваться чай, поэтому он и называется заварочный. Заваривают чай кипятком, а где мы его возьмем? самоваре). Открываем краник и наливаем кипяток. Кипяток был прозрачный, а что же с ним происходит (открываю 2 прозрачных чайничка в одном черный, в другом зеленый).Чай заваривается и кипяток становится темным, насыщается цветом. А в другом заварочном чайнике у нас зеленый чай, посмотрите, какое волшебство, листики разворачиваются,заварка получается светлого оттенка. Посмотрите,ребята, как разные сорта чая,окрашивают кипяток в разные цвета. Черный чай –становится темного цвета,а зеленый светлого. В старину чай заваривали из разных трав. А чтобы чай стал ароматным,крепким, вкусным,ему надо,настояться несколько минут.

Что то гости мои заскучали от долгих разговоров,а ведь в избе около самовара всегда было весело. Ребята,а ведь самовар у нас волшебный и шепчет он мне, что пришла пора попеть,да поплясать…

Муз. рук: Да, и ни говори, хозяйка избы, вон как хорошо вокруг самовара то сидится, любили и наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня. Или после бани. А в праздник то? Вся семья у самовара. Что говорить, без него нельзя представить жизнь русского народа. А особенно на широкую ногу с блинами, пирогами, с сушками, да ватрушками могли посидеть вокруг самовара именно осенью, так как только собирали урожай и еды у людей было предостаточно. Давайте и мы сейчас с Вами споём осенние заклички, поблагодарим нашу Осень, за прекрасную погоду и за богатый урожай!

Физкультминутка:

(поём) : Осень, осень, в гости просим,

Осень, осень, погости Недель восемь,

С обильными хлебами, (разводят руки)

С высокими снопами (поднимают руки вверх)

С листопадом и дождём (имитируют упавший лист)

С перелётным журавлём. (Машут руками как крыльями)

(говором Вова и Андрей) : Осень, Осень. Пирога просим.

(говором Ксюша Х.) : Пышные лепёшки В наши лукошки.

(поём) : Осень, осень, на порог!

Осенинщикам – пирог!

За наше терпенье –

Всем нам угощенье!

Ты не режь, не ломай,

Подавай весь каравай!

Мы пирог поели,

Еще захотели (стук ногой, взмах рукой)

Яблок мы поели,

Ещё захотели (стук ногой, взмах рукой)

Сушек мы поели,

Ещё захотели (стук ногой,взмах рукой)

Хозяйка : Молодцы ребята хорошо вы заклички пели да пританцовывали. Чай наш заварился,а чего же нам еще не хватает для чая? Правильно угощенья! А с чем же чай пили в старину?

Дети: Пироги,варенье, баранки,сахар, пряники, сладкие ватрушки и сушки. (показываю сушки) .

Хозяйка: Давайте слепим сушки к чаю. Для этого давайте пальчики подготовим.

Пальчиковая гимнастика:

Сушку, баранку, (большой и указательный пальцы образуют круг)

Батон и буханку (большой и средний пальцы образуют круг)

Пекарь из теста (имитация лепки хлеба)

Испёк спозаранку.

Лепить мы будем из соленого теста замечательные сушки. Посмотрите,сначала мы отщипываем кусок теста, раскатываем из него колбаску,соединяем концы – получилась сушка. (Дети лепят сушки из солёного теста.)

Молодцы, красивые сушки у вас получились! Давайте положим их на противень и поставим в печь, чтобы испеклись сушки. Печь –то у нас тоже волшебная.

Что-то гости заскучали,Встречу надо продолжать.

Чтоб народ по развлекать, Не пора ли поплясать

Муз. рук. : Вы, ребята, все вставайте,

Пляску дружно начинайте!

Самовар нас всех зовёт,

В развесёлый хоровод!

3) Танец хоровод «Самовар»

3. Заключительная часть:

Рефлексия:

Вы все сегодня были молодцы, в гостях вели себя вежливо,весело играли, танцевали, А теперь если вам понравилось,то, что я назову вы хлопаете,а если нет,то топаете. Рассматривали самовар (хлопают, заваривали чай (хлопают, лепили сушки (хлопают, пели,плясали (хлопают).Какое у вас сейчас настроение (хорошее, веселое, задорное)

Я чувствую, что уже готовы ваши сушки. Вот они наши сушки румяные да вкусные. Это вам угощение к чаю. Спасибо вам гости дорогие, приходите ко мне еще в гости. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Коммуникативный танец «Русский самовар» для старшей группыКоммуникативный танец «Русский самовар» для старшей группы Коммуникативный танец «Русский самовар» для старшей группы Предлагаю вашему вниманию весёлый коммуникативный танец, который легко учится,.

Конспект ООД детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему «Посуда. Её виды» Конспект организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности. Тема : «Посуда.

Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возраста Цель: создание условий для приобщения детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Образовательные задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект нетрадиционного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему «Русский самовар»
Опубликовано: 22 октября 2024 в 21:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект нетрадиционного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему «Русский самовар»» (включая файлы) размещена пользователем ольга шиленина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД