Марина Здебская
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В гостях у Чиполлино»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной
деятельности в старшей группе.
Учитель - логопед: М. В. Здебская.
Тема. " В гостях у Чиполлино".
Задачи.
Коррекционно-образовательные :
-обогащать экспрессивную речь словами- антонимами.
- совершенствовать слоговую структуру слова и грамматический строй речи.
-учить согласовывать числительные с существительными.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „В гостях у Чиполлино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие :
-развивать связную речь, координацию речи с движением, тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитывать детей доброму отношению друг другу.
Материалы и оборудование. Предметные картинки с изображением овощей, натуральные овощи, плоскостные машины, пробки от пластиковых и стеклянных бутылок, «Чудесный мешочек» с овощами, шишки, поролон, картинки с изображением Чиполлино, сеньора- помидора, музыкальное сопровождение.
Содержание организованной деятельности детей.
Организационный момент.
Логопед. – Предлагаю вам отправиться в гости к Чиполлино. Он приготовил для нас интересные игры и угощения.
Координация речи с движением.
Логопед.
Мы все в поезде сидим,
паровозиком гудим (У-У-У-У).
(Дети идут по кругу паровозиком друг за другом, руки согнуты в локтях).
Логопед. Приехали. Пойдем через лес по «волшебной тропинке».
«Сенсорная тропинка» (сопровождается спокойной мелодией).
Логопед. Надо идти тихо, спокойно, останавливаться на каждом элементе.
На тропинку насыпаны камешки, они твердые, круглые, ноги скользят, дорожка неровная, нужно идти аккуратно. (Дети идут по пробкам от пластиковых бутылок).
Логопед. На тропинке выросла травка мягкая, ногам приятно, они утопают в траве (Дети идут по поролону).
Логопед. На тропинке насыпаны иголки с елки, сосны, ножкам колко, надо идти осторожно, легонько, наступая на иголки. (Дети идут по пробкам от стеклянных бутылок).
Логопед. Пока мы шли, нашли шишки. Какие они? (Дети знакомятся с шишками ели, сосны, кедра.)
1 ребенок. Шишки большие и маленькие, круглые и продолговатые.
2 ребенок. Шишка колется, хрустит.
3 ребенок. Свежие шишки пахнут (смолой, лесом, солнцем).
Логопед. Сухими шишками делают массаж рук, катая их между ладонями или проводя ими по руке от пальцев до локтя. Шишкой можно массировать стопы. Шишку можно захватить пальчиками ноги и подержать.
(Дети выполняют упражнения с шишками).
Логопед. Вот мы пришли к дому Чиполлино.
Он приглашает в свой огород, где растут овощи. Сначала овощи были семенами. Превратим вас в маленькие семена овощей.
Релаксация.
Логопед. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили
растения, тянутся к солнышку.
Логопед. На грядке выросли замечательные овощи.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Изобразите овощи «Толстячки»! превратились в овощи
«Худышки»!
Чтение стихотворения.
Логопед.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат-
Наша грядка просто клад,
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растёт на нашей грядке.
(Ответы детей).
Координация речи с движением.
В хоровод пойдем
Хоровод заведем.
В хоровод возьмем редиску
С ней присядем низко- низко
В хоровод возьмем морковку
С ней присядем ловко, ловко.
Вверх потянемся с лучком
Побежим за кабачком
И поскачем по дорожке
Как веселые горошки.
Логопед. Пойдем к первой грядке. Что на ней растет?
Загадка.
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
(Морковь).
(Показ натуральной моркови).
Логопед. Потрогаем ее.
Морковь какая?
Дети. Твердая.
Логопед. Попробуем на вкус. Морковь какая?
Дети. Сочная, сладкая, вкусная, полезная. …
Логопед. Морковь по цвету какая?
Дети. Оранжевая.
Логопед. Что можно приготовить из моркови?
Дети. Сок, котлеты, пюре.
Логопед. Покажем, как тянем морковь.
Упражнение «Тянем морковь» (Развитие речевого дыхания).
И. п. ноги слегка расставлены, руки опущены
1- наклонить туловище вниз (вдох);
2- «тянуть» морковку
на выдохе произносить: у-у-у-х
(повторить 3-4 раза)
Логопед. Сколько морковок сорвали? (Дети вместе с логопедом считают морковки).
Дети. (1 морковка, 2 морковки, 3 морковки, 4морковки, 5морковок.)
Дети. 5 морковок.
Логопед. Где растет морковка?
Дети. В земле.
Логопед. Что же растет на следующей грядке?
Загадка.
Как надела сто рубах,
захрустела на зубах.
Дети. Капуста.
Упражнение «Капуста растет» (Развитие речевого дыхания).
Логопед. Изобразим, как растет капуста.
И. п. сидя на корточках
1- медленно подниматься (вдох);
2- на выдох произносить: «о-о-о-о-х»
(повторить 3-4 раза)
(Показ натуральной капусты)
Логопед. Рассмотрим капусту. Потрогаем ее. Капуста какая?
Дети. Твердая.
Логопед. Попробуем на вкус. Капуста какая?
Дети. Вкусная, сочная, хрустящая, полезная,.
Логопед. Капуста по цвету какая?
Дети. Зеленая.
Логопед. Капуста по форме какая?
Дети. Круглая.
Логопед. Что можно приготовить из капусты?
Дети. Салат, можно жарить, солить, щи варить.
Логопед. Послушайте об овоще, который растет у Чиполлино.
Она растет на грядках в огороде. Сама прячется в земле, над землей поднимаются только зеленые листья. Она черная, круглая, с длинным хвостиком, шершавая, твердая, внутри белая, сочная, горькая. Из нее можно приготовить салат. Её используют при простуде.
Дети. Редька.
Логопед. Как догадались, что это редька?
1 ребенок Черная, горькая.
2 ребенок Используют при простуде.
Логопед.
Загадка.
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названием.
Дети…кабачок.
Логопед.
Опишем кабачок по схеме.
Составление рассказа- описания.
Это кабачок. Он растет на грядке в огороде на длинных плетях с большими листьями. Он большой, овальный, длинный, толстый. По цвету светло-зеленый, может быть желтым. Кабачок крепкий, гладкий, твердый. На вкус пресный. Его можно тушить, фаршировать, жарить, из него можно готовить икру.
(Ребенок повторяет рассказ по схеме самостоятельно).
Логопед. Поиграем с мячом.
Игра «Скажи наоборот».
Логопед. Я начинаю предложение, вы ловите мяч и заканчиваете его, подобрав слово «наоборот».
Логопед. Помидор круглый, а огурец.
Дети. Овальный.
Логопед. Помидор мягкий, а огурец.
Дети. Твердый.
Логопед. Помидор гладкий, а огурец.
Дети. Пупырчатый.
Логопед. Узнайте овощи на вкус закрытыми глазами.
Игра «Узнай на вкус».
Пантомима «В огороде».
(Демонстрируется картинка «Огородное пугало»)
Логопед. Дети шли, шли, шли,
В огород они зашли,
там увидели урода -
И скорей из огорода.
Изобразить испуг. Один ребенок изображает огородное пугало, а остальные -испуг. Затем все дети изображают огородное пугало, а логопед испуг.
Образование прилагательных от существительных.
Логопед. Чиполлино приглашает в гости, чтобы угостить. Он приготовил
салат из капусты. Это какой салат?
Дети. Капустный.
Логопед. Салат из свёклы какой?
Дети. Свекольный.
Логопед. Из кабачков приготовил икру. Какая получилась икра?
Дети. Кабачковая.
Логопед. Из баклажанов какая икра?
Дети. Баклажанная.
Логопед. Из картофеля сделал пюре. Какое пюре?
Дети. Картофельное.
Логопед. Сделал сок из тыквы. Какой получился сок?
Дети. Тыквенный.
Логопед. Поможем сеньору – помидору сложить овощи в машины, чтобы он их увез на базар.
Игра «Погрузи урожай».
На магнитной доске картинка сеньора - помидора, три плоскостных изображения грузовиков, раскладывает на столе плоскостные изображения овощей (лук, чеснок, редис, салат, горох, бобы, перец, картофель, баклажан, помидор, огурец, патиссон).
В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик вы погрузите овощи, название которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузите овощи, названия которых состоят из трех слогов.
(Дети по очереди выходят берут овощ и помещают в нужную машину)
Логопед. Чиполлино приготовил вам в мешке подарки.
Игра «Чудесный мешочек».
(В мешке лежат овощи. Дети на ощупь определяют овощ).
Итог.
Логопед. А теперь нам пора домой. До свидания, Чиполлино!
Список литературы
1. З. Е. Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР
Санкт- Петербург" Детство - Пресс 2003
2. А. А, Гуськова. Развитие речевого дыхания детей 3-7лет
Москва 2011Творческий Центр
3.1000загадок Популярное пособие для родителей и педагогов.
Ярославль "Академия развития 1999
4. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №7 2012
5. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Детство - пресс 2008
6. Э. Г. Пилюгина Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста Москва
" Просвещение"1983
7. Н. В, Нищева Программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4 до 7 лет)
8. Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Москва «Просвещение» 1988