Зинаида Михайловна Толстопятова
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект экспериментальной НОД в старшей группе «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Вода и её свойства»
Возраст: старшая группа
Направление: познавательно- речевое
Основная образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи по образовательным областям:
1.«Познание»
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Конспект экспериментальной НОД в старшей группе „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
«Социализация»
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
«Безопасность»
- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов
«Коммуникация»
- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре
2. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
3. Воспитательные :
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Планируемый результат: самостоятельное решение поставленных задач
Методы и приемы:
практические – опыты с водой;
наглядные – схема - картина «Круговорот воды в природе»;
словесные – загадка, беседа, рассказ, вопросы.
Материалы и оборудование: Картинка «Круговорот воды в природе», вода - по 200 мл на каждый стол, прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, ложки, трубочки, салфетки, камешки, гуашь, кисточки, сахарный песок, соль, масло пихтовое, отвар ромашки, 2 сырых яйца, сосуды разной формы, кусочки льда, аудиозапись «Звуки воды».
Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок за явлениями природы: дождь, снег, лед, туман, иней, сосульки; чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем».
Активизация словаря: исследователи, лаборатория, прозрачная, растворитель, твердая, пресная.
Организация детей:1, 4, 6 части НОД – свободная, 2 часть – стоя в полукруге, 3, 5 части – за столами,
Ход НОД:
1. Организационный момент:
- Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу» (вода).
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
2. Основная часть.
- Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?
- Воды тратится много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?
- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («Круговорот воды в природе»).
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
3. Опытно-исследовательская деятельность.
Сейчас пойдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Предлагаю вам заняться исследованием воды. Вы знаете, кто такие исследователи? (Ответы детей).
Перед проведением опытов напоминаю детям о технике безопасности во время работы с водой : аккуратно пользуйся емкостью для воды, своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.
Воспитатель : Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?
Вывод детей: вода жидкая – течет.
Воспитатель : Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного соли. Какой на вкус стала вода? (соленая, сладкая). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. Она является растворителем соли и сахара.
Вывод детей: у воды нет своего вкуса, она пресная.
Воспитатель : Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки?
Вывод детей: вода прозрачная.
Воспитатель : Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением масла пихтового в один стакан и отвара ромашки в другой.
Вывод детей: вода не имеет запаха
Опыт №2 «Вода не имеет формы»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
Воспитатель : Налейте воду в сосуды разной формы. Имеет ли вода формы?
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.
Опыт №3 «Вода меняет цвет»
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода меняет цвет.
Воспитатель : Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Видите ли вы камушек? Камушек в стакане не видно. Какая стала вода?
Вывод детей: вода меняет цвет.
Опыт №4 «Лед – твердая вода»
Воспитатель : Снежная Королева сделала нам подарок (показываю лед). Наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Вывод детей: лед – твердая вода.
Ребята, вода в кранах пресная, а почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё тоже пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
4. Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной рукой, другой - это кроль.
Все как один – плывет дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Сейчас я постараюсь вам это доказать.
5. Опыт №5 «Соленая вода тяжелее пресной»
- Передо мной на столе стоит банка с пресной водой (т. е. с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьму в руки яйцо и опущу в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь я сделаю морскую воду. Для этого нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опущу туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это доказывает то, что солёная вода тяжелее пресной. Соленая вода удерживает предметы на поверхности. Вот поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз.
6. Заключительная часть.
Воспитатель : Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (ответы детей)
О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
Какие свойства есть у воды?
Спасибо ребята, вы все большие молодцы, до свидания.