Светлана Кадачникова
Тема: «Здоровье от пчёлки». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
воспитателя с детьми старшей группы
Тема : «Здоровье от пчёлки» (образовательная область «Здоровье»)
Цель: развитие представлений детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей.
Образовательные задачи:
- способствовать развитию у детей представлений о мёде и его свойствах;
- развивать умения детей выражать свои знания в доказательной форме, составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно;
- обогащать и активизировать словарный запас детей.
Публикация «Тема: „Здоровье от пчёлки“, Конспект занятия» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
- развивать исследовательские умения детей: составлять план своей деятельности (умение видеть проблему, аргументировать, подбирать методы исследования, провести исследование, сделать выводы, подготовить доклад);
- закрепить навык работы в мини-группах: умение вести координированный диалог, преследуя и достигая поставленную цель.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методические приё мы: методы организации поисковой деятельности (самостоятельная работа детей, метод практической передачи и тактильного восприятия, методы словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа, методы наглядной передачи и зрительного восприятия (фотографии, демонстрация, метод стимулирования познавательной деятельности (игра, метод самоконтроля (рефлексивное задание).
Оборудование: письмо, мёд разный; прополис, предметы и картинки использования прополиса; воск, предметы и картинки использования воска; ё мкости с водой для исследования: горячая, холодная; энциклопедии, схемы, ноутбук, чай, печенье.
Словарная работа: пчеловодство, воск, прополис
Ход деятельности:
Организационный момент
Игра «Одно большое сердце». Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое сердце. Давайте послушаем, как оно стучит!» Все прислушиваются к своему биению сердца, биению сердца соседей. «А теперь послушаем вместе!». Стук – все делают шаг вперёд, стук – шаг назад.
I. Мотивационно-ориентировочный этап
- Ребята, нам пришло письмо, вы хотите узнать, кто его прислал?
«Дорогие ребята! Мы с Винни-Пухом поспорили. Он утверждает, что пчёлы бывают «правильные» и «неправильные». И именно «правильные пчёлы делают правильный мёд». Больше от них никакой пользы. Помогите в нашем споре.
Пятачок»
- Ребята, о чём нас просит Пятачок? (выделение проблемы)
II. Поисковый этап
- Почему Винни считает, что бывают «правильные» и «неправильные» пчёлы?
- А мы всё знаем о пчёлах? (рассуждения детей)
- Как вы считаете, можем мы узнать, как пчелы вырабатывают мёд? Какой бывает мёд? Какая польза от мёда?
- Какие ещё продукты вырабатывают пчёлы? Полезны ли они для здоровья человека?
- Давайте составим план наших действий. (На основе высказываний детей составляется графический план действий. Каждый из вопросов воспитатель схематически зарисовывает на альбомном листе).
План действий:
1. Как пчёлы вырабатывают мёд?
2. Какой он бывает?
3. Какая польза от мёда?
4. Какие продукты пчеловодства бывают и их польза для здоровья человека?
- Как мы можем узнать, какими свойствами обладает мёд? (исследования)
- Кто проводит исследования? (учёные)
- С чего начнём наше исследование? (сбор информации) (дети перечисляют источники)
III. Практический этап
- Ребята, как сделать так, чтобы наша работа прошла быстро и плодотворно? (Дети предлагают разделиться на команды).
Каждая команда будет проводить исследование по выбору: первая – Как пчелы вырабатывают мёд? Вторая – Какой бывает мёд)
- В нашем распоряжении всё необходимое для нашего исследования
(Дети проходят в свои исследовательские центры)
1 исследовательский центр - Как пчелы вырабатывают мёд? (картинки)
(Они хоботками высасывают сладкий сок - нектар из глубины цветка и несут его в свой дом - улей или дупло дерева. Там закладывают его в соты)
(Дети обсуждают и договариваются, зарисовывают сведения моделями)
2 исследовательский центр
Какой бывает мед? - по медоносам (работа с картинками и мёдом) (мёд – цветочный, гречишный, таёжный)
(После работы в исследовательских центрах дети проходят в «дискуссионный» зал. Опираясь на символы, схемы докладчик из каждой команды докладывает о результатах исследований. Дети задают вопросы, используя вопросительные слова «Почему?», «Как?»)
- Как вы думаете, почему мёд полезен для человека? (Дети рассуждают)
- Почему говорят в народе: Мед – лучший друг желудка»?
- Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные средства использование мёда для человека?
- Кто ухаживает за домашними пчёлами? (пчеловоды)
- Какие продукты пчеловодства производят пчелы? (прополис, воск)
Знакомство с прополисом
- Как считаете, почему пчел называют самыми чистыми насекомыми на земле? Почему у них всегда в «доме» чистота и порядок? (Благодаря прополису)
- На что похож прополис? (Липкое вещество темно-коричневого цвета.) Прополис еще называют пчелиным клеем или бальзамом. (Дети рассматривают, нюхают вещество и определяют, чем оно пахнет. Прополис имеет лесной запах, так как пчелы собирают его на почках молодых веток и листьях тополя, березы и других деревьев.)
- Пчелы-сборщицы приносят смолистое вещество на своих ножках, смешивают со слюной, добавляют пыльцу и воск и получают пчелиный бальзам. Прополис используется для смазывания щелей, склейки различных частей улья. Он защищает пчел от болезней, а улей - от разрушения. Пчелиный клей помогает пчелиной семье поддерживать чистоту жилища и убивает микробы.
- Может ли пчелиная семья прожить без прополиса? (Нет, так как тогда у пчел появятся опасные болезни, которые приведут их к гибели.)
- Люди подметили такое свойство прополиса (защита от микробов, защита иммунитета, стали использовать лечения и профилактики от болезней.
- Ребята, знаете ли вы, из чего пчёлы строят свои соты?
- Воск представляет собой продукт, вырабатываемый в организме пчел и выделяющийся на поверхности восковых зеркалец, где застывает в виде тонких прозрачных восковых пластинок. Из этих пластинок пчелы строят соты. После перетапливания сотов, взятых из улья, можно выделить чистый воск.
- Ребята, хотите узнать, какими свойствами обладает прополис и воск? Где человек использует прополис? Воск?
Проходите в свои исследовательские центры.
( В исследовательских центрах схемы для исследования: тонет, не тонет; как растворяется в воде: холодной, горячей.)
(С помощью предметов, картинок дети определяют, где человек использует прополис, воск)
(Свои исследования дети заносят в таблицы.
После работы в исследовательских центрах дети проходят в «дискуссионный» зал. Опираясь на символы, схемы докладчик из каждой команды докладывает о результатах исследований).
IV. Рефлексивно-оценочный этап
- Ребята, как вы считаете, смогли ли мы разрешить спор между Пятачком и Винни-Пухом?
- Что нового мы узнали о продуктах пчеловодства? (обращение к каждому ребёнку)
- Какие способы вам помогли? (опыты, исследования)
- Что вам больше всего понравилось? (обращение к каждому ребёнку)
- Как бы вы рассказали об этом Пятачку?
- Все наши исследования мы пошлём Пятачку, что они с Винни решили свой спор.
- Как вы считаете, всё ли мы узнали о пчёлах и продуктах пчеловодства?
- А сейчас приглашаю вас в кафе «Пчёлка» насладиться вкусом мёда и добавить немного здоровья.