Ольга Воронина
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР по теме «Инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе для детей с ОНР по лексико-грамматической теме «Инструменты»
Автор: Воронина Ольга Павловна, учитель-логопед
МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №88»
Цели: - образовательные : * закрепление в словаре детей обобщающего понятия «инструменты»;
* обогащение словарного запаса дошкольников;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР по теме „Инструменты“» размещена в разделах
- Инструменты, орудия труда
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
* формирование навыка ответа на вопрос распространенным двусоставным предложением;
* формирование грамматических категорий языка: образование форм Тв. п. существительных, словообразование существительных с уменьшительными суффиксами, образование форм Р. п. ед. ч. существительных;
- коррекционные: * коррекция дыхания, общей, мелкой и артикуляционной моторики;
* развитие связной речи детей;
* развитие внимания, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти;
* развитие темпо-ритма, координации речи с движением;
- воспитательные: * привитие интереса к труду и окружающему миру;
* воспитание нравственных качеств у детей : доброты, уважительного отношения к взрослым.
Оборудование: предметные картинки по теме «Инструменты», «Профессии», 3 картонные полоски с предметными картинками для игры «4-е лишнее», костюм для дяди Корнея (каска или шапочка, серая борода и брови, очки, белая рубашка, жилетка, коричневые штаны и сапоги, картинки для раскраски, пакетик с картошкой для дяди Корнея и печенье для детей.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Основная часть:
1. Введение в тему, игра «4-е лишнее» :
Воспитатель: Ребята, сегодня День Рождения у Корнея Корнеевича, героя из мультфильма о Лунтике и его друзьях. Знаете его? (Да) Нравится вам дядя Корней? (Да) А чем он вам нравится? (Он добрый, трудолюбивый, всегда всем помогает, очень много знает и т. д.) Да. И кроме этого Корней Корнеевич всегда чем-то занят: что-то ремонтирует, что-то строит, копает, перетаскивает. Давайте заглянем к нему в мастерскую, поздравим его с Днем Рождения и заодно посмотрим, чем он занимается.
Чтобы попасть в мастерскую к дяде Корнею, нужно выполнить задание, которое называется «Найди 4-е лишнее» (воспитатель показывает по одной картонной полоске с предметными картинками, дети называют лишний предмет и мотивируют свой ответ) :
Молоток, стул, стол, кресло
Яблоко, пила, апельсин, банан
Огурец, помидор, лук, топор
Воспитатель: Как мы одним словом назовем молоток, топор, пилу? (Инструменты)
2. Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, когда мы играем с язычком, тоже изображаем два инструмента. Вспомните, какие. (Лопаточка – Иголочка) Дети показывают. А как маляр кистью красит забор? (Дети выполняют упражнение «Маляр») Как мы из стороны в сторону машем косой, когда косим траву? (Упражнение «Часики») Молодцы. Проходим в мастерскую. (Дети садятся на стульчики)
3. Беседа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь инструментов. (На доске картинки с инструментами) Давайте их назовем. (Лопата, коса, грабли, мотыга, пила, молоток, топор, отвертка, гвоздь, щипцы)
Выходит учитель-логопед в костюме Корнея Корнеевича.
К. К. : Здравствуйте, ребята. Очень рад, что вы пришли ко мне в гости.
Восп-ль: Здравствуйте, Корней Корнеевич! С Днем Рождения Вас!
К. К. : Спасибо!
Восп-ль: Дядя Корней, сколько у Вас инструментов!
К. К. : Да, инструментов много, но для каждой работы нужны свои инструменты. Есть инструменты, которые мы используем в сельском хозяйстве, чтобы копать землю, рыхлить грядки, косить траву, окучивать картошку и т. д. Это сельскохозяйственные инструменты. Назовите их, ребята. (лопата, коса, грабли, мотыга).
Есть плотницкие инструменты. С их помощью можно изготавливать различные предметы: мебель, ящики, бочки, полочки. Этими инструментами мы пилим, рубим, заколачиваем и т. д. Назовите их, дети. (пила, молоток, топор, отвертка, гвоздь, щипцы)
Молодцы! На самом деле инструментов очень много. Мы их устанем перечислять. Скажу только, что людям разных профессий нужны разные инструменты : портному нужны нитка, иголка, ножницы; врачу – градусник, шприц, фонендоскоп; парикмахеру – фен, ножницы, расческа; музыканту – фортепиано, гармонь, скрипка и т. д. Но мы поговорим о тех инструментах, что находятся у меня в мастерской.
4. Упражнение «Раскрась» (О. И. Крупенчук).
К. К. : Сейчас я раздам вам картинки. Раскрасьте только инструменты и те предметы, для которых эти инструменты нужны.
(1-я картинка – пила, бревно, водопроводные трубы;
2-я картинка – топор, дрова, бутылки;
3-я картинка – молоток, дрова, гвозди;
4-я картинка – ножницы, ткань, батарея;
5-я картинка – отвертка, чашки, шурупы)
5. Упражнение «Что чем мы делаем» (развитие связной речи)
- А теперь, ребята, сами расскажите, что мы делаем теми инструментами, которые вы раскрасили.
Ответы детей : Пилой мы пилим бревно (или распиливаем бревно).
Топором мы рубим дрова (или разрубаем дрова).
Молотком мы заколачиваем гвозди.
Ножницами мы разрезаем ткань.
Отверткой мы откручиваем шурупы.
- Молодцы! Давайте немного подвигаемся.
6. Физминутка (О. И. Крупенчук).
(Рассказываем стихотворение и показываем соответствующие движения)
Землю я копал лопатой –
Яму выкопал когда-то.
А теперь гребу граблями
Мусор весь – в «подарок» яме.
Пилим, пилим мы с тобой
Ствол двуручною пилой.
Рубим, рубим топором
Между домом и двором.
7. Дыхательная гимнастика.
- Поработали, устали. Давайте отдохнем, подышим.
Вдох (через нос) – выдох (через рот) – 3-4 раза.
8. Игра «Отгадай» (по ТРИЗу) :
- Молодцы! Продолжаем играть. Посмотрите на картинки с инструментами. Некоторым инструментам я дал имена-дразнилки. Отгадайте, о каком инструменте я буду говорить :
* стучалка, ударялка, забивалка (молоток)
* визжалка, туда-сюда-ездилка (пила)
* разрубалка, замахивалка, раскалывалка (топор)
* по сторонам-махалка, траву-срубалка (коса)
* скоблилки, царапалки, боронилки, землеравнялки (грабли)
* копалка, в-землю-нос-совалка (лопата)
* землеприсыпалка, окучивалка (мотыга)
(Если дети затрудняются, логопед показывает действия руками)
9. Игра «Назови ласково».
- Подразнили мы инструменты, а теперь, чтобы они на нас не обиделись, давайте назовем их ласково:
молоток - молоточек,
гвоздь - гвоздик,
топор - топорик,
грабли - грабельки,
лопата - лопаточка.
10. Игра «Прятки» (с картинками).
- Поиграем в прятки: есть молоток – нет молотка, есть пила – нет пилы, есть топор – нет топора, есть гвоздь – нет гвоздя, есть коса – нет косы, есть мотыга – нет мотыги.
11. Ритмическая игра «Молоток» (автор М. Ю. Картушина)
Воспитатель: Дядя Корней, а мы тоже знаем игру про молоток. Давайте, ребята, покажем её.
Тук-тук, тук-тук-тук! (Дети стучат кулачками друг о друга)
Раздается громкий стук.
Молоточки стучат, (Стучат кулачками по коленям)
Гвозди забивать хотят.
Тук-ток, молоток, (Стучат кулачками друг о друга)
Забей гвоздиков пяток!
III. Итог.
К. К. : Молодцы, ребята! Всё-то вы знаете!
Восп-ль: Корней Корнеевич, нам уже пора возвращаться домой. Спасибо, что уделили нам время и многому нас научили. Да, ребята? (Да) О чем мы с дядей Корнеем беседовали? (Об инструментах) Ещё раз спасибо! Но мы пришли к Вам не с пустыми руками. У Вас День Рождения. А мы знаем, что Вы очень любите картошку, поэтому дети решили Вам её подарить. (Дети дарят пакетик с картошкой)
К. К. : Вот спасибо! Вот так ребята! И умные, и добрые! Ну а вам от меня печенье к чаю. До свидания! Приходите в гости.