Татьяна Филиппова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости в чум» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области : Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Деятельность : игровая, конструктивная, исследовательская, коммуникативная, трудовая, художественная.
Задачи: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование представлений о социокультурных ценностях народа ханты, традиций и праздников; обогащение активного словаря; развитие воображения и творческой активности детей; овладение подвижными играми с правилами; расширить представления детей о национальной одежде и орнаментах, обогащение словаря.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Обогащение словаря: коренные жители, ягушка, нарты, чум, олени, орнамент.
Предварительная работа: знакомство с праздником народов Севера "Вороний день". Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой. Разучивание стихов о родном крае, песен. Знакомство с национальными играми, традициями, обычаями, бытом.
Материалы: аудиозапись хантыйских мелодий, национальный костюм ханты, костюм вороны, разноцветные ленточки для обряда, береза, листы бумаги А3 (ватман, цветная бумага, клей карандаш, салфетки.
Спортивный инвентарь: санки (2 шт, шарик воздушный (2 шт)
Содержание непосредственно-образовательной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости. А куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла.
Дети: Чум!
Воспитатель: Правильно, это чум. Что такое чум?
Дети: чум – жилище оленеводов.
Воспитатель: Правильно, чум – это жилище оленеводов (северных народов). Какие северные народы вы знаете?
Дети: Ханты, ненцы, коми.
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня мы отправляемся в гости к северному народу – ханты.
2. Знакомство с народом ханты.
Звучит песня, дети подходят к чуму, навстречу выходит хозяйка чума.
Хозяйка чума: Вуща ола! Здравствуйте, ребята! Как я рада Вас видеть. Какой замечательный сегодня день, сегодня у нас праздник, Вороний день. На ханты языке «Ворна Хатл». У коренных жителей из весенних праздников он считается одним из самых ярких. И главной героиней является та птица, о которой говорится в стихотворении.
Стихотворение «Ворона» читает ребенок.
Особа всем известная
Она крикунья местная
Увидит тучу темную,
Взлетит на ель зеленую
И смотрит словно с трона,
Зовут ее ворона!
Хозяйка чума: Молодец! Весна – время прилета птиц, и ворона прилетают одной из первых. Своим прилетом она символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни. По народным приметам, если ворона сядет на высокое дерево, то тепла долго не будет. А если на низкое – солнце будет греть сильнее, и снег растает быстро. Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: «К нам ворона весну приносит».
3. Исполнение песни «Праздничный день»
Воспитатель: А наши ребята знают песню про вороний день.
Дети поют песню «Праздничный день»
Воспитатель: Ребята, а где же ворона? Оглянитесь вокруг нет ли где её?
Ворона: Здравствуйте ребята! Не меня ли ищите? Уж не рано ли я прилетела? Ребята, как вы думаете, весна наступила?
Дети: Да!
Ворона: Назовите тогда признаки весны.
Дети: Тает снег, солнце светит ярче, появились сосульки, дни стали длиннее.
Воспитатель: А еще ребята знают стихи о весне.
И набухнут почки –
Гнезда для листочков,
А в другие гнездышки
Прилетят воробышки.
Все очнется ото сна –
Значит, к нам пришла весна!
Ворона: Молодцы! Признаки весны вы знаете. А как называется край, в котором вы живете?
Дети: ЯМАЛ!
Ворона: А как называется ваш район?
Дети: Приуральский.
Ворона: А вы можете мне рассказать стихотворение о своем крае?
Дети: Да!
Ямал наш край, Ямал наш дом!
Здесь люди добрые кругом
И здесь творятся чудеса
Взгляни зимой на чудеса!
Я хочу, чтоб край мой милый
Стал еще прекрасней!
Я хочу, чтоб люди жили
В радости и счастье!
Вы на карту посмотрите
И ЯМАЛ на ней найдите
Потому что здесь наш дом
Мы на севере живем!
Оленья упряжка по тундре летит
Морозец приятно лицо холодит
На нартах хозяин оленей сидит
Он едет с охоты он очень спешит!
Ворона: Молодцы, видно, что вы знаете и любите свой край. А загадки отгадывать умеете?
Дети: Да!
Ворона: Отгадайте загадки:
1. Трусоват лесной красавец. Догадались? Это… (Заяц)
2. Что за зверь зимой холодной ходит в чаще злой, голодный? (Волк)
3. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (Белка)
4. В наших северных лесах есть красавица в мехах, шубонька пушистая, пышный хвост её краса. (Лиса)
5. Чуток, строек и высок, гордо голову несет, от рогов густая тень. Вот красивый зверь… (Олень)
Воспитатель: Вот видишь ворона, наши ребята умеют отгадывать загадки, они прекрасно знают всех северных животных и могут прочитать тебе стихотворение об олененке.
Я олененка заарканил на бегу.
Тяну, тяну, а сдвинуть с места не могу
-Ну и упрямый! – олененку я кричу,
К моей упряжке приручить его хочу.
Я оленёнка стал подтягивать к себе,
А он меня давай подтягивать к себе.
Тяну, тяну, как струнка стал.
И не пойму я, кто кого из поймал.
Ворона: Молодцы ребята!
4. Подвижная игра «Нарты».
Ворона:Ребята,а вы любите играть.
Дети: Да!
Ворона: А давайте поиграем в национальную игру. А как она называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Олень от них убегает -
А они не отстают.
Дети: Нарты.
Ворона: Правильно! Тундровик все свои вещи, утварь перевозит на санях, на оленьей упряжке, при этом по дороге он ничего не должен терять. Дорога длинная, если что-то потеряется, то считай уже пропало. Вот сейчас мы, с вами впрягаясь вместо оленей в свои санки, повезем на них свою домашнюю утварь – т. е. шарик, стараясь не уронить, добежать до поворотной стойки, вернуться обратно и передать эстафету следующему. Какая команда быстрее.
Ворона: Молодцы, все были очень быстрые и ловкие.
5. Аппликация «Укрась ягушку» (Коллективная работа)
Хозяйка чума: Ребята вы все умеете и знаете. Может, вы и мне поможете. Посмотрите что это?
Дети: Ягушка.
Хозяйка чума: Правильно, а кто ее носит?
Дети: Женщины.
Хозяйка чума: Какая она бывает? Из чего она сшита?
Дети: Зимняя сшита из оленьих шкур, а летняя из сукна.
Хозяйка чума: Что украшает ягушку?
Дети: Узоры (орнамент).
Хозяйка чума: А какие названия орнаментов вы знаете?
Дети: Заячьи уши, оленьи рога, уши медведя, березовая ветка и другие.
Хозяйка чума: А что еще можно украсить с помощью орнаментов?
Дети: Женская нарта, пояс, украшения, оленья упряжка, шкатулки, сумки.
Хозяйка чума: Вот молодцы, сколько всего вы знаете. Посмотрите, у меня есть ягушка и для вороны. Я хотела ее подарить ей на праздник, но не успела ее украсить. Поможете мне ее украсить орнаментом?
Дети: Да.
Дети по показу воспитателя аккуратно и правильно наклеивают узоры (орнамент, вырезанные из цветной бумаги на форму ягушки, вырезанной из листа А3 (ватман).
Хозяйка чума: Спасибо ребята! Какие молодцы! Очень красивая ягушка! Вы знаете у хантов есть обычай, если в этот день загадать желание и привязать ленточку к веточке березы, то оно обязательно сбудется.
Дети привязывают ленточки на березу.
Воспитатель: Ребята я думаю нам пора возвращаться.
Хозяйка чума: Ребята, у нас есть такая традиция, дарить подарки в этот праздник. Я хочу вас угостить. (Хозяйка чума угощает детей сушками)
Дети: Спасибо!
Хозяйка чума: Спасибо что приезжали к нам в гости, приезжайте еще. Пайм олаты. - До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
5. Рефлексия.
Вопросы:
1. Понравилось Вам наше занятие?
2. Что вам больше всего понравилось?
3. Где вы побывали?
4. Что мы с вами делали?
5. На какой праздник мы с вами попали?