Галина Дмитриевна
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сказки А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: СКАЗКИ ПУШКИНА. ВЕСНА
Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности : восприятие художественной литературы, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Сказки А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Цели: закреплять умения рассказывать о своих любимых книгах, инсценировать любимые фрагменты произведений; воспитывать интерес к художественной литературе; закреплять умение передавать на рисунке картины природы, характерные признаки весны; развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета; учить приему размывки, рисовать по сырой бумаге.
Планируемые результаты: имеет представление о творчестве А. С. Пушкина; знает биографию поэта и название произведений; активно принимает участие в игре-викторине по сказкам А. С. Пушкина; умеет сотрудничать со сверстниками, договариваться с ними о совместных действиях; самостоятельно выполняет рисунок с изображением весны, используя прием размывки.
Материалы и оборудование: листы белой бумаги; акварель, гуашь-белила, кисти; портрет А. С. Пушкина; выставка книг
А. С. Пушкина.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
– Ученый кот приглашает вас в сказочную страну Лукоморье.
2. Беседа о сказках Пушкина.
– А. С. Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его образ дорог и близок каждому человеку. Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи. Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева. Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии. Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.
– Послушайте стихотворение «Няне» :
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых,
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
– Какие сказки Пушкина вы знаете? Послушайте стихи о сказках.
Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать,
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала.
Про царевну-лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона
Я из сказок Пушкина узнал,
Много их уже я прочитал.
Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи
И взрослым, и ребятам – всем близки!
Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски
В них будем находить опять!
– Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна. В 1811 году Александр Пушкин поступил в одно из самых престижных учебных заведений того времени – Царскосельский Лицей. Писать стихи Пушкин начал рано. Известно около 100 его лицейских стихотворений. Стихи и проза А. С. Пушкина отличаются такой естественностью и простотой, что кажется, будто они сами собой, без малейшего напряжения, без каких-либо усилий ложились на бумагу. На самом деле это совсем не так. Гениальный поэт А. С. Пушкин был великим тружеником. «Когда талант чуждается труда, – считал он, – из-под пера его не выйдет ничего сколько-нибудь значительного».
– Ответьте на мои вопросы:
– С какого дерева эти листочки? (Показывает дубовые листочки.)
– Где растет этот дуб? (У лукоморья.)
– Кто там живет? (Русалка, леший, 30 витязей … .)
– Из какой сказки пришел кот ученый? А какие еще сказки Пушкина знаете?
– Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку.)
– Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.)
– Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря.)
– Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.)
– Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок)
– Давайте поиграем в игру «Узнай, из какой сказки». Я буду показывать предметы из сказок, а вы будете вспоминать название сказки А. С. Пушкина.
– Из какой сказки корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
– Кто обращался к зеркальцу и с какими словами? (Царица, «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» – «Свет мой, зеркальце, скажи…».)
– Скушали бы вы это наливное яблочко? (Нет, оно отравлено. «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».)
– Откуда веревка и зачем? («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда веревкой море морщил, да проклятое племя чертей корчил)
– Что лежит в мешке? (Оброк с чертей за 3 года.)
– Попробуйте отгадать, откуда эти строки:
џ В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
(«Сказка о царе Салтане…».)
џ Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда.)
џ Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(«Сказка о мертвой царевне». Царица.)
џ Горе мне!
Попались в сети оба наших сокола!
(«Сказка о золотом петушке». Царь Дадон.)
џ Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь-то говорит, будто реченька журчит.
(«Сказка о царе Салтане…». Описание царевны.)
џ …Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо,
И какое в свете чудо?
(«Сказка о царе Салтане…».)
џ …Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке».)
џ …Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?.»
(«Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».)
– Почему сказка – ложь? (Вымысел.) Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (Сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы.) Что объединяет эти сказки? (Волшебные превращения, чудеса.) Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеиваются зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество.) В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло.) Богатое, удивительное наследство – свои сказки – оставил нам А. С. Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
3. Рисование на тему «Весна».
– В стране Лукоморье наступила Весна. Вспомните характерные особенности весны. Давайте нарисуем разные картины о весне. Воспользуемся приемом размывки. Будем рисовать по мокрой бумаге.
Показывает, как сделать бумагу мокрой и нанести на нее мазки кисточкой.
– В процессе рисования обратите внимание на передачу характерных особенностей весны. Какие цвета вы используете?
Дети самостоятельно изображают весну по представлению, используя прием размывки.
4. Итог занятия.
– Расскажите о том, какой момент весны изображен. Оцените, как это сделано. Отберите наиболее интересные (наиболее выразительные) работы.