Татьяна Даниловская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «Путешествие в зимний лес» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии (старшая группа
Цель: Устанавливать простейшие взаимосвязи в природе.
Задачи:
Познание:
1. Формировать устойчивые знания о жизни растений зимой.
2. Уточнять и расширять знания детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зайце, белке, медведе, волке, их приспособлении к зимним условиям
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты
- Темочки
Коммуникация: Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
Социализация: Развивать умение поддерживать игровую воображаемую ситуацию.
Во время игры в группу к детям приходит Красная Шапочка. Обращаю внимание, что она одета не по-зимнему.
К. Ш. : Я никогда не была в зимнем лесу, но слышала, что зимой в лесу нет зверей. Все они спят в своих жилищах.
В-ль: Красная Шапочка, это очень хорошо, что ты пришла к нам!
Мы как раз собираемся сегодня прогуляться по зимнему сказочному лесу. И мы с ребятами расскажем тебе о том, что же происходит зимой в лесу.
Выходим в раздевалку и «одеваемся» потеплее. В зале расставлены атрибуты: зимние деревья, игрушки зайца, белки, картина «Бурый медведь».
Останавливаемся на «лесной опушке». Рассматриваем поляну. Деревья и кусты в снегу, земля покрыта снегом. Его много, ноги проваливаются, трудно идти.
К. Ш. : В этом лесу я была летом. И все деревья шумели листвой.
Что же сейчас с ними случилось?
Дети рассказывают о том, что осенью, когда день становится короче, листья опадают с деревьев. А зимой они вырасти не могут, потому что растениям для роста нужно тепло, свет и влага. А зимой холодно, света мало (короткий световой день, сок по стволам не двигается. Но не все деревья на зиму сбрасывают листву. Зелёными остаются хвойные деревья.
В-ль: А вот и заяц-беляк!
К. Ш. : Ой, а я его даже не узнала! Летом он был серым.
Дети рассказывают про зайца. Зимой заяц не спит. Норы у него нет, он спит в снегу, под кустиком или под деревом. Страшно зайцу, он всё время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает, стоит столбиком. Ведь желающих поймать зайца зимой много: волки, лисы. Но его спасает мех. Летом он серого цвета, а зимой белого. Этот мех и теплее и не заметен на снегу. Заяц может быстро бегать, потому что у него задние ноги длиннее передних. И он ими хорошо отталкивается. Голодно зимой зайцу. Питается он молодыми веточками деревьев и корой.
У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода- кора!
В-ль: Отгадайте загадку! В сосне- дупло,
В дупле- тепло.
А кто в дупле
Живёт в тепле?
Вот она прижалась к стволу дерева! Ствол серый и шубка у белки под цвет ствола, её и не заметно. А какого цвета был мех у белки летом? А к зиме у ней нарос ещё и пух. Это и спасёт белку от зимних холодов.
К. Ш. : А что спасает белку от голода?
Белка на зиму себе запасает орехи. Найдёт гриб или ягоды, сорвёт их и наденет на сучок. А зимой прыгает с ветки на ветки и находит свои запасы. В морозы белка из дупла не выходит. Она спит, укрывшись своим пушистым хвостом.
Белка спряталась в дупло-
В нём и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год!
К. Ш. : Ой, ребята! Посмотрите! А здесь картина, она вся заснеженная. Что же здесь можно увидеть.
Эта картина называется «Бурый медведь». Вы здесь медведя видите? Давайте возьмём «зоркое око». Может быть, с его помощью мы на этой картине увидим медведя. Дети рассматривают при помощи «зоркого ока» картину, рассказывают обо всём увиденном. Кто увидел медведя? А где же он? Конечно! Под сугробом берлога медведя. Он в неё забирается поздней осенью и спит до весны. А строит берлогу он в чаще, в густом лесу, под вывороченным пнём или упавшим деревом. Всю зиму медведь спит и ничего не ест. У медведицы зимой появляются медвежата. Они очень маленькие, как два твоих кулачка. Всю зиму они сосут молочко и весной из берлоги выходят подросшими. А вы знаете, почему медведь зимой лапу сосёт? У них на лапах старая кожа слазит, а новая нарастает. Холодно лапам, вот они их так и греют.
Под корягой, в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как, маленький, сосёт.
К. Ш. : Ну вот, а я то думала, что все звери зимой в лесу спят. А оказалось, что спит только один медведь.
Ребята, разве только медведь спит зимой? Да, зимой спит и ёж. Делает себе норку ещё осенью из опавших листьев, забирается в неё и спит до весны.
Под берёзой, на пригорке
Старый ёж устроил норку,
А под листьями лежат
Два молоденьких ежа.
Красная Шапочка, а ты правильно делаешь, что не ходишь зимой к бабушке через лес. Летом волки по одиночке разгуливают. А вот зимой сбиваются в стаи. У волчьей стаи есть вожак. В лесу они охотятся за зайцами, а если очень голодно они могу подходить и к жилью людей. Волк живёт не в норе и не в берлоге. Его жилище называется логово.
Красная Шапочка, а зачем ты с собой взяла корзинку?
К. Ш. : Я хотела набрать ягод и грибов.
Ребята, когда нужно ходить в лес за грибами и за ягодами? А почему зимой мы их не встретили в лесу? Дети рассказывают: Чтобы растению расти, ему нужен свет, а зимой день короткий и поэтому мало света. Растению нужно тепло, а зимой на улице холодно. Растению нужна влага, а зимой из - за холода замёрзла земля и вода. Нужно подождать весны.
Ребята, нам пора выходить из леса. Как хорошо мы сегодня прогулялись.
Красная Шапочка благодарит детей за рассказ о зимнем лесе и зимовке зверей.
Отряхнем одежду от снега и идём группу.