МААМ-картинки

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «В гости к тетушке Пелагее»

Тамара Москвина
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «В гости к тетушке Пелагее»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в средней группе

Тема: «В гости к тетушке Пелагее»

Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие».

Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе „В гости к тетушке Пелагее“» размещена в разделах

Интеграция с другими образовательными областями: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: формирование представлений у детей о быте русского народа, обычаях и традициях.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать закреплять и расширять представления детей об обычаях и традициях русского народа, народных праздниках «Масленица», «Пасха», их основных символах.

- Расширять и углублять представления детей об устройстве русской избы, о предметах быта (их название и назначение).

- Закреплять знания детей о русской кухне (блюда, творчестве русского народа (народные сказки, поговорки, пословицы).

- Активизировать и пополнять словарь детей: ухват, изба, коромысло, чугунок, прялка, лапти, кувшин, сундук.

Развивающие :

- Развивать внимание, память, мышление, речевую активность, интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.

- Развивать познавательный интерес к культуре русского народа.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к прошлому русского народа, русской национальной культуре и народному творчеству, чувство патриотизма.

Воспитывать любовь и уважение к Родине, дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать в коллективе.

Используемые технологии: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность.

Форма НОД (способы организации детей) : фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип НОД: закрепление.

Методы и приё мы: словесный, наглядный.

Оборудование:

- телевизор, презентация, запись народной музыки,

- предметами народного быта: печь, ухват, прялка, стол со скатертью,

самовар, чугунки, деревянные ложки, коромысло, деревянная и глиняная посуда, рушник,

- русский народный платок, салфетка с вышивкой,

- народные игрушки (соломенные и тканевые куклы, матрешки, свистульки,

- картинки (музыкальные инструменты,

- современные предметы (кастрюля, чайник, кукла, туфли, компьютер, тарелка,

- русские народные костюмы для детей и педагога,

- бублики, каравай,

- наглядное пособие: лото «Масленица», «Пасха»,

- кукла Домовой, сундучок с подарками (народные куклы, петушок на палочке,

- стулья, столы – 2.

Предварительная работа:

- беседы о быте, традициях и обычаях русского народа, промыслах,

- рассматривание иллюстраций и чтение книг,

- чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам,

- чтение потешек, отгадывание загадок,

- заучивание пословиц и поговорок,

- проведение русских народных игр, хороводов,

- слушание русской народной музыки,

- экскурсия в «Русскую избу» детского сада,

- изобразительная деятельность.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

(Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени». Дети заходят в группу. Все одеты в сарафаны, кокошники, рубахи. Их встречает воспитатель в русской народной одежде).

- Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.

Здравствуйте, детушки - касатушки!

Подойдите, не стесняйтесь.

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

(Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращает внимание на одежду детей).

- Дети, какие вы нарядные. Да какие вы веселые.

- Меня звать Пелагея, или Пелагеюшка, это старинное русское имя. А вас как ласково зовут? (Дети называют свои имена ласково). Какие красивые, замечательные у вас имена!

- Я приглашаю вас к себе в гости – в свою избу (дети садятся на стулья)

- У меня случилась беда. В моей избе живет домовой Трофим. Я его Трошей зову. Он тоже добрый и веселый, но загрустил он, обиделся на всех. Говорит, что никто ничего не знает о том, как жили раньше русские люди, о их обычаях и традициях, быте. А вы знаете? Может поможете мне развеселить Трошу, поднять ему настроение? А то не будет он мою избу беречь, мне помогать. Согласны?

2. Основная часть.

- Спасибо, что согласны помочь.

- Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране и о том, что было раньше. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) А раньше как называлась наша страна? (Русь)

- Дети, а как вы думаете, почему Русь называют деревянной? (потому что раньше люди строили себе дома из дерева, мебель и посуда тоже из дерева).

«Русь деревянная, край мой родной,

Где издавна русские люди живут.

Они прославляют дом дорогой Егор Г.

И песни душевные звонко поют».

- А как называется деревянный дом Руси? (Изба)

- Дети, а знаете ли вы пословицы и поговорки об избе, доме?

гостях хорошо, а дома лучше. Не красна изба углами, а красна изба пирогами).

- На Руси был обычай приветствовать дорогих гостей хлебом – солью : выходить к ним на встречу, держа каравай хлеба, в центре которого солонка. Хлеб – символ богатства и благополучия.

(Выходят двое детейс хлебом – солью и кланяются)

1. Если мы хотим кого- то

Встретить щедро от души

На крыльце того встречаем

С белым пышным караваем, Катя Ш.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

2. А еще мы соль подносим;

Поклонясь, отведать просим: Дима В

«Дорогой наш гость и друг,

Принимай-ка хлеб из рук!»

(Дети вручаю хлеб - соль воспитателям)

- Добро пожаловать в русскую горницу. Что является самым главным в доме? (Печь) Почему? (В печи готовят, обогревала дом, на ней спят, в ней моются даже).

- Правильно. Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.

- В каждой избе в старину было много предметов быта и у нас они тоже есть. Но домовой Троша немного пошалил и сложил вместе старинные и современные предметы. Давайте попробуем вернуть все на свои места. Старинные поставим туда, где они должны находиться в избе, а современные – на стол, где стоит современный чайник. Готовы показать Троше, что мы все знаем и все исправим?

Игра «Положи на место».

(Дети по очереди берут предметы и кладут на свои места, объясняя их назначение (не все) и говоря название).

Старинные предметы: горшок, коромысло, ухват, чугунки, деревянные ложки, деревянная и глиняная посуда, рушник, утюг, русский народный платок, народные игрушки (соломенные и тканевые куклы, матрешки, свистульки.

Современные предметы: кастрюля, чайник, кукла, туфли, ноутбук, керамическая тарелка.

- Молодцы. Давайте проверим, все ли правильно разложили… Домовой Троша будет доволен. А скажите, если посуда из дерева, то она какая? (деревянная). А если из глины? (глиняная).

«Традиции и обычаи».

- На столе у нас стоит большой и красивый самовар.

- Существует одна из самых замечательных русских традиций – это (берет чашку с блюдцем? (чаепитие). Стол накрывался скатертью, а на середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара, а еще с пирогами, блинами и с медом. За столом собиралась вся семья. Какие были семьи? (большие, много детей, бабушки и дедушки).

- У каждого народа есть свои традиции. Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Какие традиции есть у вас в семье? (отмечать праздники всей семьей, дни рождения).

- А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. А какие блюда готовили на Руси? Да в печи (Щи, каша, пироги, блины, картошка, пельмени, рыба) (На основе картинок).

- У русского народа есть такая поговорка «Щи и каша - пища наша».

- А это что за предмет дивный? (прялка) Для чего она нужна? (пряли пряжу) А это? (вышитая салфетка, рушник).

- Правильно. А кто скажет, какой был обычай в старину по вечерам? (В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка).

Вот так работа у них и спорилась.

Ведь говорят в народе: «От скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде?

«Умелые руки не знают скуки», «Дело мастера боится», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

- Существует много народных игр, в которые играли раньше. В эти играем мы и сейчас. И я вам хочу предложить такую интересную народную игру «Колпачок». Это любимая игра Троши. Хотите поиграть?

Русская народная игра «Колпачок».

(По считалке выбирается водящий – колпачок. Водящий садится на корточки в центре круга. Играющие образуют круг, держась за руки. Играющие ходят вокруг водящего, взявшись за руки, и поют:

«Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

После этих слов все идут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает танцевать. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!»

Водящий выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами).

- Какая замечательная игра. Она вам понравилась?

- Русский народ всегда славился своими песням и сказками. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? (Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям).

- И до нас дошли добрые сказки. А вы знаете сказки? Троша мой их очень любит и хочет посмотреть, знаем ли мы их. Покажем ему свои знания?

Игра «Назови сказку».

(На экране появляются картинки из разных русских народных сказок, нужно назвать их).

- Молодцы. Я думаю, что домовой слушает и очень рад, что мы так хорошо знаем русские народные сказки.

- Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды. Готовили вкусные угощения, дарили подарки. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры.

- Первый праздник, о котором вы знаете… отгадайте загадку.

«Будем мы ее встречать,

Яйца красить, отдавать.

Вкусный испечем кулич,

Чтобы истину постичь.

«Христос воскрес!» - всем говорим

И яйца с куличом едим» (Пасха)

- Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю (воспитатель показывает иллюстрацию – на карточке лото).

- Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

- Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети.

- А следующий праздник это…. Вы узнаете, если отгадаете другую загадку:

«Этот праздник знаешь ты,

На него печем блины.

Зиму прочь им прогоняем,

Весну красную встречаем» (Масленица).

- Верно! Масленица — один из самых любимых в народе праздников. (воспитатель показывает иллюстрацию – на карточке лото).

Празднуют его в конце февраля - начале марта, и длится Масленица целую неделю. На Масленицу провожали зиму, встречали весну. Сё ла и города к Масленице преображались: строились ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Главный символ Масленицы - блин, такой же круглый, горячий и румяный, как и солнышко, которого так ждут люди после долгой и холодной зимы. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.

Игра «Масленица», «Пасха» (подбери картинки).

(На двух стендах установлены большие карточки - лото «Масленица», «Пасха». Воспитатель раздает детям картинки, и они должны распределить символы праздников на карточки. Работа в парах).

- Домовой за нами смотрит и, думаю, очень радуется. А вы как думаете?

3. Итог НОД. Рефлексия.

- Посмотрите, дети, а вот и мой домовой Трофим показался (достает домового с сундучком). Видно понравились вы ему. Ой, у него с собой и любимый сундучок. Он говорит, что рад тому, что вы много знаете о жизни русского народа в старину, о традициях и обычаях, и хочет вам подарить…. (открывает сундучок и раздает подарки – народные куколки и сладкие петушки на палочках).

- Вот и пришло время возвращаться вам обратно. Я рада, что вы пришли ко мне в гости, а вы рады? Хорошее настроение у вас было, интересно вам было? Если вам понравилось, то подойдите к веселому коту Тишке, а если вам было грустно и ничего непонятно – то к грустному коту Ваське (дети выбирают и подходят к котам).

- Что вам больше всего понравилось у меня в гостях? Что повторили? О каких праздниках вспомнили?

- Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят, в какие игры они играли в детстве.

- Я желаю мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку (подает корзинку детям). Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!

Публикации по теме:

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 1) 1.«Назови себя» Цель: формирование умения представлять себя коллективу сверстников. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе (часть 2) 19.«Давайте поздороваемся» Цель: создание в группе психологически непринужденной обстановки. Воспитатель и дети говорят о разных способах.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну безопасности» для детей средней группыКонспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну безопасности» для детей средней группы Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие - познавательное развитие - речевое развитие Виды деятельности:.

Автор публикации:
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «В гости к тетушке Пелагее»
Опубликовано: 9 апреля 2025 в 16:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средней группе «В гости к тетушке Пелагее»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Москвина (УИ 604795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД