Дарья Каткова
Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»
Цель: познакомить детей с обитателями мордовского подворья.
Задачи Обучающие:
- расширить и углубить знания детей о малой родине – Мордовии;
- познакомить детей с мордовскими традициями, обычаями;
- обогащать словарный запас детей новыми словами (подворье, хлев)
Публикация «Конспект открытого занятия по краеведению „Мордовское подворье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мордовия
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Развивающие:
- развивать мышление, речь;
- учить устанавливать существенные признаки для общения: живут с человеком, приносят пользу.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к своему народу, языку, традициям, культуре, а также к домашним животным.
Словарная работа: «Скал»- корова, «Ловцо»-молоко, «Ал» - яйцо, «Почт»- мука.
Материалы и оборудование: макеты домашних животных, мельница, стол с самоваром, продукты для замешивания теста, перчатки, фартуки по количеству детей.
Ход
Дети входят в зал, строятся друг за другом.
Воспитатель: - Шумбратадо вечкевикс инжеть (Здравствуйте гости дорогие)
Ответы детей: - Шумбратадо.
Воспитатель: Я рада видеть Вас сегодня в своем мордовском подворье. И хочу вас пригласить к себе в гости в избу.
-Кудозон совадо, инжекс уледе (В мою избу заходите, в гости к нам поспешите)
Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся)
Воспитатель: добро пожаловать, дорогие гости, милости прошу пройти в мою избу. Здесь я живу, храню национальные традиции и обычаи. Ребята, а вы знаете в какой стране мы живем?
Ответы детей: В России.
Воспитатель: Правильно, мы живем в самой большой стране мира в России.
А как называется наша Республика?
Ответы детей: Мордовия.
Воспитатель: Верно. В Мордовии проживает много национальностей. Какие национальности вы знаете?
Ответы детей: русские, татары, мордва.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на меня, на мой костюм (воспитатель встает, чтобы лучше показать свой костюм). Как вы думаете какой я национальности?
Ответы детей: мордовка.
Воспитатель: да, я мордовка. И у нас в Мордовии проживают три народа: эрзя, мокша, шокша. Я эрзя. И мы говорим на эрзянском языке.
Мордва - народ трудолюбивый, который с давних времен занимался земледелием и скотоводством. У меня тоже есть своё мордовское подворье, на котором живут домашние животные и птицы. И сегодня, я хочу вас с ними познакомить, рассказать и показать, как нужно вести хозяйство, ухаживать за животными, а вы мне в этом поможете?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: а за это вас я угощу мордовскими лепешками, которые мы сами же и сделаем, из муки, яиц и молока. Как вы думаете, где можно взять все эти продукты?
Ответы детей. Их можно купить в магазине.
Воспитатель: это вы городские в магазин ходите, а мне достаточно выйти в свое родное подворье и найти все что нужно. Ну что готовы отправиться смотреть мое подворье?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: оно у меня большое, просторное, выбирайте куда пойдем?
Ответы детей:
Дети высказывают свои желания. Ответы будут разнятся. Педагогу нужно прийти к компромиссу. ( Например: Так, Влад и Оля хотят на мельницу, а Таня с Петей хотят пойти в гости к корове, давайте голосовать. Итак, кто хочет идти к мельнице? Дети голосуют, воспитатель тоже. Таким образом выбирается одно место, а дальше по ходу конспекта. Или же, если большинство захотело на мельницу, можно сказать: большинство за мельницу, но вы Таня с Петей не расстраивайтесь, к корове мы тоже сходим, но чуть попозже.
Когда маршрут детьми выбран занятие строится согласно конспекту.
Воспитатель: тогда выходим из избы и отправляемся на скотный двор, именно там живет моя кормилица, корова – Бурёнка.
Воспитатель:
Уж как я свою коровушку люблю
Уж как я ей крапивушки нажну (Пока идем проговариваю)
Кушай вволюшку, коровушка моя
Ешь ты досыта, Буренушка моя.
(Дети идут за воспитателем, подходят к скотному двору, встают полукругом).
Воспитатель: Ребята, подойдем ближе к Буренке, она добрая, не забодает. Можно погладить. Ласку любит моя Бурё нка: «На корова пучок сена, кушай родная» (воспитатель кладет пучок сена рядом с коровой).
По-мордовски корова – «Скал». Давайте вместе скажем «Скал».
Ответы детей. «Скал».
Воспитатель: Правильно. Ника, повтори.
Ответы детей. «Скал».
Воспитатель: Паша, повтори.
Ответы детей. «Скал».
Воспитатель: Если о корове хорошо заботиться, любить ее, кормить сочной травой, сеном, то она отблагодарит нас и даст взамен полезного напитка. Как вы думаете какой?
Ответы детей. Молоко.
Воспитатель: верно. Достаёт крынку с молоком. Молоко очень полезное, питательное и из него делают разные блюда. Что можно сделать из молока?
Ответы детей. Сметану, творог, масло, сливки.
Воспитатель: Молодцы. Вот сколько всего можно сделать из молока. На мордовском языке молоко- «ловцо». Давайте повторим вместе (дети повторяют 2-3 раза.)
Воспитатель: Максим повтори.
Ответы детей. «Ловце».
Воспитатель: за то, что корову мы покормили, погладили, да добрым словом уважили, дарит она нам крынку молока. Давайте поблагодарим за это корову. «Сюкпря скал». Спасибо корова.
Ответы детей. «Сюкпря скал».
Воспитатель: Молодцы, а мы отправляемся дальше, выбирайте куда пойдём?
Ответ детей. Птичий двор.
Воспитатель: пойдемте покажу вам свой птичий двор и расскажу, кто там самый главный. (Дети идут к птичьему двору)
Дружно встанем, чтобы всем было все видно. Скажите мне, кто живет в моем птичьем дворе?
Ответ детей. Курица, цыплята, петух, гусь, утка.
Воспитатель: Молодцы. Вот как их много, поэтому и называется «Птичий двор». Самый главный и громкий на дворе это важный…
Ответ детей. Петух.
Воспитатель: За птицей я тоже ухаживаю. Даю им попить воды, вовремя кормлю. А вы знаете, чем питаются птицы?
Ответ детей. Червяками, гусеницами, зерном, травой.
Воспитатель: Травы сейчас нету, поздней осенью и зимой птицу кормлю зерном. Хотите покормить птиц?
Ответ детей: да.
Воспитатель: тогда берите горсть зерна и подзывайте птицу «Цыпа - цыпа-цыпа».
Воспитатель предлагает взять детям горсть зерна и бросить птицам.
Воспитатель: все покормили? Если правильно ухаживать за птицей, она отблагодарит нас, как вы думаете, чем?
Ответ детей. Яйцом.
Воспитатель: Верно, яйцом. Курицы несут яйца, вот в таких гнёздах. Давайте проверим наши гнёзда и проверим не оставила ли там нам курица подарок?
Дети самостоятельно проверяют 2 – 3 гнезда, яйцо только в одном.
Воспитатель: Савелий нашёл яйцо, неси его ко мне. Воспитатель показывает яйцо детям. Яйцо по-мордовски «Ал». Давайте вместе повторим.
Дети повторяют.
Воспитатель: Ева, повтори.
Ответ детей: «Ал».
Воспитатель: Ангелина, повтори.
Ответ детей: «Ал».
Воспитатель: Давайте поблагодарим птиц.
Ответ детей: «Сюкпря».
Воспитатель: отправляемся дальше в путь. У нас с вами осталось последнее место в подворье мельница. Давайте подойдем к ней поближе.
Дети подходят к мельнице.
Скажите ребята, а для чего она нужна?
Ответы детей: муку молоть.
Воспитатель: молодцы, а я думала вы городские не знаете. На мельнице молят муку. Воспитатель говорит и демонстрирует. Для того, чтобы получить муку, нужно засыпать в мельницу зерно, которое летом я вырастила в поле (из мешка стоящего рядом с мельницей, набирает в тарелку зерно и кладет в мельницу) ветер, будет крутить лопасти мельницы, (воспитатель вручную запускает лопасти мельницы) наше зерно будет перемалываться. И на выходе получится мука. А пока наше зерно молится, поиграем в игру «Веселый мельник».
Воспитатель: отдохнули. А вот и наша мука. Достает из мельницы тарелку с мукой. Ребята, а для чего нужна мука?
Ответы детей: печь хлеб, блины, пироги.
Воспитатель: Мука по-мордовски «Почт». Давайте все вместе повторим «ПОЧТ».
Ответы детей: «Почт».
Воспитатель: Давайте вспомним, какие продукты мы собрали?
Ответы детей: молоко, яйцо, мука.
Воспитатель: а как по-мордовски молоко?
Ответы детей: ловцо.
Воспитатель: как по-мордовски яйцо?
Ответы детей: ал.
Воспитатель: Как по-мордовски мука?
Ответы детей: почт.
Воспитатель: молодцы. Теперь возвращаемся в избу и будем готовить с вами мордовские лепешки – Сюкорот.
Подходят садятся к столам.
Воспитатель: для начала, я предлагаю вам одеть перчатки, фартуки, шапочки.
Что нам нужно для теста?
Ответы детей. Мука.
Воспитатель: насыпаем по одному стакану муки в большую миску, которая стоит посередине стола.
Дети самостоятельно выполняют.
Воспитатель: добавим щепотку соли и сахара, помогайте мне.
Воспитанники добавляет соль и сахар.
Воспитатель: перемешай все Вера.
Воспитанница перемешивает с воспитателем.
Воспитатель: теперь добавляем молоко и яйцо. Вася, выливай яйцо в тарелку и все перемешиваем. Молодцы, теперь накроем наше тесто и уберем в теплое место, чтобы тесто «отдохнуло». А пока ждем, давайте вспомним потешку «Я пеку пеку, пеку…»
Воспитатель: Проверим наше тесто. «Вай, пек вадря». Посмотрите, какое оно у нас получилось пышное, воздушное. Самое время из него лепить мордовские лепёшки. Отщипывать от большого куска теста маленький комочек и формируем лепешку, точно так же как мы это делали в потешке. Когда лепешка будет готова, выкладываем ее на противень.
Когда все дети сделали лепешки.
Воспитатель: А теперь идём ставить в печь.
Ставят в печь.
Воспитатель: снимаем фартуки, перчатки (лучше, чтобы дети снимая, сразу все клали в корзину типа для белья или в таз)
Воспитатель: Ребята, где мы побывали сегодня?
Ответы детей: на подворье.
Воспитатель: на мордовском подворье. А что мы готовили сегодня?
Ответы детей: мордовские лепешки.
Воспитатель: мордовские лепешки – Сюкорот. Какие продукты для их приготовления нам понадобились?
Ответы детей: молоко.
Воспитатель: как по- мордовски молоко?
Ответы детей:
Воспитатель: Где мы взяли молоко?
Ответы детей:
Воспитатель: на скотном дворе, корова нам его дала. Как нужно ухаживать за коровой?
Ответы детей: кормить ее сеном, травой, доить.
Воспитатель: Что еще понадобилось нам для приготовления лепёшки?
Ответы детей: яйца.
Воспитатель: как по- мордовски яйцо?
Ответы детей:
Воспитатель: где мы нашли яйцо?
Ответы детей: на птичьем дворе.
Воспитатель: как нужно заботиться о птице?
Ответы детей: кормить, поить, собирать яйца.
Воспитатель: а на мельнице что мы взяли?
Ответы детей:
Воспитатель: Как на мордовском языке мука?
Ответы детей:
Воспитатель: ой, какие молодцы! Лепешки наши готовы.
Достает из печи готовые лепешки.
Воспитатель: посмотрите, какие лепешки вы сделали! Как говорит пословица «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Угощайтесь, пробуйте! В группу возвращайтесь. Вастомазонок – до свидание.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №80 комбинированного вида» городского округа Саранск
Воспитатель:
Каткова Д. В