МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»

Дарья Каткова
Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»

Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»

Цель: познакомить детей с обитателями мордовского подворья.

Задачи Обучающие:

- расширить и углубить знания детей о малой родине – Мордовии;

- познакомить детей с мордовскими традициями, обычаями;

- обогащать словарный запас детей новыми словами (подворье, хлев)

Публикация «Конспект открытого занятия по краеведению „Мордовское подворье“» размещена в разделах

Развивающие:

- развивать мышление, речь;

- учить устанавливать существенные признаки для общения: живут с человеком, приносят пользу.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к своему народу, языку, традициям, культуре, а также к домашним животным.

Словарная работа: «Скал»- корова, «Ловцо»-молоко, «Ал» - яйцо, «Почт»- мука.

Материалы и оборудование: макеты домашних животных, мельница, стол с самоваром, продукты для замешивания теста, перчатки, фартуки по количеству детей.

Ход

Дети входят в зал, строятся друг за другом.

Воспитатель: - Шумбратадо вечкевикс инжеть (Здравствуйте гости дорогие)

Ответы детей: - Шумбратадо.

Воспитатель: Я рада видеть Вас сегодня в своем мордовском подворье. И хочу вас пригласить к себе в гости в избу.

-Кудозон совадо, инжекс уледе (В мою избу заходите, в гости к нам поспешите)

Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся)

Воспитатель: добро пожаловать, дорогие гости, милости прошу пройти в мою избу. Здесь я живу, храню национальные традиции и обычаи. Ребята, а вы знаете в какой стране мы живем?

Ответы детей: В России.

Воспитатель: Правильно, мы живем в самой большой стране мира в России.

А как называется наша Республика?

Ответы детей: Мордовия.

Воспитатель: Верно. В Мордовии проживает много национальностей. Какие национальности вы знаете?

Ответы детей: русские, татары, мордва.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на меня, на мой костюм (воспитатель встает, чтобы лучше показать свой костюм). Как вы думаете какой я национальности?

Ответы детей: мордовка.

Воспитатель: да, я мордовка. И у нас в Мордовии проживают три народа: эрзя, мокша, шокша. Я эрзя. И мы говорим на эрзянском языке.

Мордва - народ трудолюбивый, который с давних времен занимался земледелием и скотоводством. У меня тоже есть своё мордовское подворье, на котором живут домашние животные и птицы. И сегодня, я хочу вас с ними познакомить, рассказать и показать, как нужно вести хозяйство, ухаживать за животными, а вы мне в этом поможете?

Ответы детей. Да.

Воспитатель: а за это вас я угощу мордовскими лепешками, которые мы сами же и сделаем, из муки, яиц и молока. Как вы думаете, где можно взять все эти продукты?

Ответы детей. Их можно купить в магазине.

Воспитатель: это вы городские в магазин ходите, а мне достаточно выйти в свое родное подворье и найти все что нужно. Ну что готовы отправиться смотреть мое подворье?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: оно у меня большое, просторное, выбирайте куда пойдем?

Ответы детей:

Дети высказывают свои желания. Ответы будут разнятся. Педагогу нужно прийти к компромиссу. ( Например: Так, Влад и Оля хотят на мельницу, а Таня с Петей хотят пойти в гости к корове, давайте голосовать. Итак, кто хочет идти к мельнице? Дети голосуют, воспитатель тоже. Таким образом выбирается одно место, а дальше по ходу конспекта. Или же, если большинство захотело на мельницу, можно сказать: большинство за мельницу, но вы Таня с Петей не расстраивайтесь, к корове мы тоже сходим, но чуть попозже.

Когда маршрут детьми выбран занятие строится согласно конспекту.

Воспитатель: тогда выходим из избы и отправляемся на скотный двор, именно там живет моя кормилица, корова – Бурёнка.

Воспитатель:

Уж как я свою коровушку люблю

Уж как я ей крапивушки нажну (Пока идем проговариваю)

Кушай вволюшку, коровушка моя

Ешь ты досыта, Буренушка моя.

(Дети идут за воспитателем, подходят к скотному двору, встают полукругом).

Воспитатель: Ребята, подойдем ближе к Буренке, она добрая, не забодает. Можно погладить. Ласку любит моя Бурё нка: «На корова пучок сена, кушай родная» (воспитатель кладет пучок сена рядом с коровой).

По-мордовски корова – «Скал». Давайте вместе скажем «Скал».

Ответы детей. «Скал».

Воспитатель: Правильно. Ника, повтори.

Ответы детей. «Скал».

Воспитатель: Паша, повтори.

Ответы детей. «Скал».

Воспитатель: Если о корове хорошо заботиться, любить ее, кормить сочной травой, сеном, то она отблагодарит нас и даст взамен полезного напитка. Как вы думаете какой?

Ответы детей. Молоко.

Воспитатель: верно. Достаёт крынку с молоком. Молоко очень полезное, питательное и из него делают разные блюда. Что можно сделать из молока?

Ответы детей. Сметану, творог, масло, сливки.

Воспитатель: Молодцы. Вот сколько всего можно сделать из молока. На мордовском языке молоко- «ловцо». Давайте повторим вместе (дети повторяют 2-3 раза.)

Воспитатель: Максим повтори.

Ответы детей. «Ловце».

Воспитатель: за то, что корову мы покормили, погладили, да добрым словом уважили, дарит она нам крынку молока. Давайте поблагодарим за это корову. «Сюкпря скал». Спасибо корова.

Ответы детей. «Сюкпря скал».

Воспитатель: Молодцы, а мы отправляемся дальше, выбирайте куда пойдём?

Ответ детей. Птичий двор.

Воспитатель: пойдемте покажу вам свой птичий двор и расскажу, кто там самый главный. (Дети идут к птичьему двору)

Дружно встанем, чтобы всем было все видно. Скажите мне, кто живет в моем птичьем дворе?

Ответ детей. Курица, цыплята, петух, гусь, утка.

Воспитатель: Молодцы. Вот как их много, поэтому и называется «Птичий двор». Самый главный и громкий на дворе это важный…

Ответ детей. Петух.

Воспитатель: За птицей я тоже ухаживаю. Даю им попить воды, вовремя кормлю. А вы знаете, чем питаются птицы?

Ответ детей. Червяками, гусеницами, зерном, травой.

Воспитатель: Травы сейчас нету, поздней осенью и зимой птицу кормлю зерном. Хотите покормить птиц?

Ответ детей: да.

Воспитатель: тогда берите горсть зерна и подзывайте птицу «Цыпа - цыпа-цыпа».

Воспитатель предлагает взять детям горсть зерна и бросить птицам.

Воспитатель: все покормили? Если правильно ухаживать за птицей, она отблагодарит нас, как вы думаете, чем?

Ответ детей. Яйцом.

Воспитатель: Верно, яйцом. Курицы несут яйца, вот в таких гнёздах. Давайте проверим наши гнёзда и проверим не оставила ли там нам курица подарок?

Дети самостоятельно проверяют 2 – 3 гнезда, яйцо только в одном.

Воспитатель: Савелий нашёл яйцо, неси его ко мне. Воспитатель показывает яйцо детям. Яйцо по-мордовски «Ал». Давайте вместе повторим.

Дети повторяют.

Воспитатель: Ева, повтори.

Ответ детей: «Ал».

Воспитатель: Ангелина, повтори.

Ответ детей: «Ал».

Воспитатель: Давайте поблагодарим птиц.

Ответ детей: «Сюкпря».

Воспитатель: отправляемся дальше в путь. У нас с вами осталось последнее место в подворье мельница. Давайте подойдем к ней поближе.

Дети подходят к мельнице.

Скажите ребята, а для чего она нужна?

Ответы детей: муку молоть.

Воспитатель: молодцы, а я думала вы городские не знаете. На мельнице молят муку. Воспитатель говорит и демонстрирует. Для того, чтобы получить муку, нужно засыпать в мельницу зерно, которое летом я вырастила в поле (из мешка стоящего рядом с мельницей, набирает в тарелку зерно и кладет в мельницу) ветер, будет крутить лопасти мельницы, (воспитатель вручную запускает лопасти мельницы) наше зерно будет перемалываться. И на выходе получится мука. А пока наше зерно молится, поиграем в игру «Веселый мельник».

Воспитатель: отдохнули. А вот и наша мука. Достает из мельницы тарелку с мукой. Ребята, а для чего нужна мука?

Ответы детей: печь хлеб, блины, пироги.

Воспитатель: Мука по-мордовски «Почт». Давайте все вместе повторим «ПОЧТ».

Ответы детей: «Почт».

Воспитатель: Давайте вспомним, какие продукты мы собрали?

Ответы детей: молоко, яйцо, мука.

Воспитатель: а как по-мордовски молоко?

Ответы детей: ловцо.

Воспитатель: как по-мордовски яйцо?

Ответы детей: ал.

Воспитатель: Как по-мордовски мука?

Ответы детей: почт.

Воспитатель: молодцы. Теперь возвращаемся в избу и будем готовить с вами мордовские лепешки – Сюкорот.

Подходят садятся к столам.

Воспитатель: для начала, я предлагаю вам одеть перчатки, фартуки, шапочки.

Что нам нужно для теста?

Ответы детей. Мука.

Воспитатель: насыпаем по одному стакану муки в большую миску, которая стоит посередине стола.

Дети самостоятельно выполняют.

Воспитатель: добавим щепотку соли и сахара, помогайте мне.

Воспитанники добавляет соль и сахар.

Воспитатель: перемешай все Вера.

Воспитанница перемешивает с воспитателем.

Воспитатель: теперь добавляем молоко и яйцо. Вася, выливай яйцо в тарелку и все перемешиваем. Молодцы, теперь накроем наше тесто и уберем в теплое место, чтобы тесто «отдохнуло». А пока ждем, давайте вспомним потешку «Я пеку пеку, пеку…»

Воспитатель: Проверим наше тесто. «Вай, пек вадря». Посмотрите, какое оно у нас получилось пышное, воздушное. Самое время из него лепить мордовские лепёшки. Отщипывать от большого куска теста маленький комочек и формируем лепешку, точно так же как мы это делали в потешке. Когда лепешка будет готова, выкладываем ее на противень.

Когда все дети сделали лепешки.

Воспитатель: А теперь идём ставить в печь.

Ставят в печь.

Воспитатель: снимаем фартуки, перчатки (лучше, чтобы дети снимая, сразу все клали в корзину типа для белья или в таз)

Воспитатель: Ребята, где мы побывали сегодня?

Ответы детей: на подворье.

Воспитатель: на мордовском подворье. А что мы готовили сегодня?

Ответы детей: мордовские лепешки.

Воспитатель: мордовские лепешки – Сюкорот. Какие продукты для их приготовления нам понадобились?

Ответы детей: молоко.

Воспитатель: как по- мордовски молоко?

Ответы детей:

Воспитатель: Где мы взяли молоко?

Ответы детей:

Воспитатель: на скотном дворе, корова нам его дала. Как нужно ухаживать за коровой?

Ответы детей: кормить ее сеном, травой, доить.

Воспитатель: Что еще понадобилось нам для приготовления лепёшки?

Ответы детей: яйца.

Воспитатель: как по- мордовски яйцо?

Ответы детей:

Воспитатель: где мы нашли яйцо?

Ответы детей: на птичьем дворе.

Воспитатель: как нужно заботиться о птице?

Ответы детей: кормить, поить, собирать яйца.

Воспитатель: а на мельнице что мы взяли?

Ответы детей:

Воспитатель: Как на мордовском языке мука?

Ответы детей:

Воспитатель: ой, какие молодцы! Лепешки наши готовы.

Достает из печи готовые лепешки.

Воспитатель: посмотрите, какие лепешки вы сделали! Как говорит пословица «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Угощайтесь, пробуйте! В группу возвращайтесь. Вастомазонок – до свидание.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №80 комбинированного вида» городского округа Саранск

Воспитатель:

Каткова Д. В

Публикации по теме:

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Конспект НОД по краеведению «Мой поселок — Азовское»Конспект НОД по краеведению «Мой поселок — Азовское» Пед. цель: формировать у детей понятие «Малая Родина»; расширять знания о родном поселке; воспитывать любовь к Малой Родине, гордость.

Конспект НОД по Тико конструированию по теме «Казачье подворье» (старшая группа)Конспект НОД по Тико конструированию по теме «Казачье подворье» (старшая группа) Цель: приобщение к истории донского края, используя ТИКО конструирование. Задачи: 1. Познакомить с казачьим подворьем, его особенностями.

Конспект открытого занятия по ЗОЖ «Витаминки для здоровья» Цель:вызвать у детей желание заботиться о своём здоровье. Задачи: -учить детей различать витаминосодержащие продукты; -объяснить детям,.

Конспект открытого занятия «Вот чему мы научились» Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Вот чему мы научились!» Цель: продолжать учить.

Конспект открытого занятия «Вот так Африка» Тема: «Вот так Африка!» Воспитатель: Копейкина Н. И. Дата: 21.11.2016 г. Цель: познакомить детей с самым жарким континентом – Африкой, с.

Конспект открытого занятия «Земля — наш общий дом» Конспект занятия «Земля – наш общий дом». Интеграция образовательных областей: 1. Познание. 2. Коммуникация. 3. Художественная литература.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по краеведению «Мордовское подворье»
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 13:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД