Ярослава Гудкова
Музыкальная творческая игра «Весело-грустно» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: музыкальная творческая игра
Цель: развитие у детей эмоциональной отзывчивости на настроение и характер музыки в музыкальной игре-уподоблении, путем элементарного музыкального анализа средств художественной выразительности.
Задачи:
Публикация «Музыкальная творческая игра „Весело-грустно“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Формировать представления о средствах художественной выразительности, которыми композитор передает веселое и грустное на-строение в музыке;
• Накапливать у детей опыт слушания музыки, обогащать музыкальные впечатления детей в процессе слушания классической музыки, беседы элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности;
• Развивать:
способность понимать настроение образа
выразительность исполнения в пении (чистота интонирования, ды-хание, дикция, слаженность);
• Способствовать творческим проявлениям детей, развитию самостоятельности и инициативы
• Осваивать умение создавать и комбинировать элементарные оригинальные фрагменты мелодий и движения в творческих заданиях, импровизациях.
Интеграция образовательных областей:
• Познание – развивать:
любознательность, активность, интерес к музыке, как средству по-знания эмоций, чувств, настроений,
способность решать интеллектуальные и личностные задачи, свя-занные с самостоятельным созданием музыкальных образов-импровизаций, попытками элементарного сочинительства музыки
• Коммуникация - развивать свободу общения со взрослыми и детьми по поводу музыки,
• Социализация - стимулировать стремление к достижению результата музыкальной деятельности (спеть хорошо песню, воспитывать слушательскую культуру (культуру восприятия музыки, культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности.
Адресат: дети подготовительной к школе группы.
Репертуар:
«Песенка про хомячка», муз. и сл. Л. Абелян
«Веселая песенка» и «Грустная песенка» на слова В. Викторова
«Слеза» М. Мусоргского
«Юмореска» П. Чайковского
Предварительная работа:
1. Освоение «Песенка про хомячка», муз. и сл. Л. Абелян., песни «Скво-рушка прощается», муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен.
2. Песенное творчество (импровизация простейших попевок на заданный текст).
3. Танцевальное творчество (образная импровизация под музыку).
Материал:
• Фонограммы музыкальных произведений, разные по настроению иллюстрации, портреты, двустишия.
Ход игры:
Дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель : (поет) Здравствуйте, ребята, доброе вам утро! (Коммуникативная игра)
Дети (поют)- Здравствуйте, здравствуйте, доброе утро!
Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами поговорим о на-строении. Как вы думаете, ребята, у людей всегда бывает одинаковое настроение, или оно меняется? (ответ.) Если у человека все хорошо, удачно, как он выглядит? (ответ.)
Музыкальный руководитель : - А вы можете это показать? Дети изображают эмоции при помощи мимики.
Музыкальный руководитель показывает портрет.
Музыкальный руководитель : - А если человек переживает неприятности? (ответ.) Покажите! Дети изображают эмоции при помощи мимики.
Музыкальный руководитель показывает портрет.
Музыкальный руководитель : Каждый из нас может выглядеть бодрым, веселым или грустным. И зависит это от тех или иных переживаний. Музыка тоже может выражать разное настроение человека. Послушайте, как в своих песнях разное настроение выразил композитор Г. А. Струве.
Музыкальный руководитель исполняет «Веселую песенку» и «Гру-стную песенку» на слова В. Викторова. Характер и содержание за-тем обсуждаются. Детям предоставляется возможность высказать-ся, порассуждать.
Дети повторно слушают музыку. Педагог вокализирует фрагменты мелодии, побуждая детей к вокализации и передаче характера музыки с помощью различных движений рук.
Музыкальный руководитель : А какие песни веселого характера вы знаете? (ответы.) Одну из знакомых песен мы сейчас споем. Это «Песенка про хомячка» (уточняют ее характер - веселая, добрая, шутливая).
Дети поют «Песенку про хомячка», муз. и сл. Л. Абелян.
Музыкальный руководитель : А теперь послушайте мелодию другой знакомой песни и постарайтесь ее узнать!
(Играет вступление к песне или мелодию песни «Скворушка проща-ется», муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен.)
Музыкальный руководитель : Какое настроение в этой песне? (ответы.) Правильно, грустное и в то же время ласковое. Давайте подумаем: КАК композиторам удается передать настроение в музыке — то грустное, то веселое? КАК звучит музыка, если она рассказывает о веселом настроении? (ответы). Что меняется в музыке, если она передает грусть, печаль? (ответы.)
Педагог обязательно останавливается на особенностях темпа, ди-намики, мелодичности (звучание плавное или отрывистое и т. д.).
Музыкальный руководитель : Можно ли передать характер музыки движениями? (ответы.) Послушайте музыку, определите ее характер и придумайте к ней движения. Давайте попробуем передать характер музыки движениями рук.
Поочередно звучат произведения М. Мусоргского «Слеза» и П. Чай-ковского «Юмореска» (фонограмма)
Дети определяют характер и подбирают движения: удары кулачок о кулачок, ладошками по коленям и т. д.
Музыкальный руководитель : А теперь покажите, как звучит музыка?
Дети передают характер и ритм мелодии, переступанием и притопами, а также мимикой лица. С помощью пластических движений танца-импровизации пытаются передать настроение.
Музыкальный руководитель : А теперь я предлагаю послушать маленькие стихи и определить, с каким настроением их надо произносить.
«Улетают птицы вдаль,
Расставаться с ними жаль».
Музыкальный руководитель показывает иллюстрацию. Дети поочередно произносят текст, пробуя передать его эмоциональное содержание (грустно, нежно, медленно, используя интонационное уподобление.
Музыкальный руководитель :
«Нынче праздник в огороде –
Пляшет тыква в хороводе!».
Дети самостоятельно определяют характер текста, подбирают нужную интонацию, сопровождая ее соответствующей мимикой и жестами. Музыкальный руководитель показывает иллюстрацию.
Музыкальный руководитель : Давайте попробуем на эти тексты придумать мелодии (грустные и веселые).
Дети по желанию выбирают тот или иной текст и пробуют его пропеть. Звучат песенные импровизации.
Музыкальный руководитель хвалит детей.
Музыкальный руководитель : Мы сегодня сравнивали музыкальные произведения, увидели, что музыка может передавать разное настроение. Композиторы используют для этого разные средства музыкальной выразительности : медленный и быстрый темп, отрывистое и плавное звучание, разную динамику (громко, тихо). Я попрошу вас дома или в группе, когда будет свободное время, нарисовать такие картины, которые передают разное настроение. Это могут быть рисунки к нашим песням или к музыке, которую вы слушали.
Музыкальный руководитель : Вот и подошла к концу наша игра. А на прощание я хочу подарить вам песенку.
Дети складывают ладошки вместе, Музыкальный руководитель проходит мимо детей и “дарит” (поет) им песенку.
- Подставляйте ладони,
Я насыплю вам солнца,
Подарю тёплый ветер,
И рассвет голубой.
А в придачу отдам я вам песню,
Вы возьмите её с собой.
Музыкальный руководитель : Ребята, крепко держите в ладошках песенку, несите её в группу и там выпустите в окошко. А когда вы пойдёте гулять на прогулку, пусть она вам встретится в шелесте осенних листьев, в дуновении ветра, в “песне” дождя. Обязательно послушайте её и расскажете мне о ней на следующем нашем занятии.
Музыкальный руководитель : (поет)– До свидания, спасибо за внимание!
Дети (поют)– До свидания!
Музыкальный руководитель : Всего вам доброго! До свидания!
Музыкальный руководитель провожает детей в группу.