Татьяна Дружинина
Конспект музыкального занятия «Осень много чем богата»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия : тематическое.
Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов, посвященных осени.
Задачи:
Публикация «Конспект музыкального занятия „Осень много чем богата“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
1. Учить детей видеть сезонные изменения в природе, закреплять знания детей о приметах и явлениях осени, сопоставлять художественный образ осени с музыкальным образом через различные виды музыкальной деятельности;
2. Способствовать развитию умения образного восприятия музыки; формированию исполнительского навыка, развивать ритмический слух, художественный вкус, умение высказываться о характере музыки и ее особенностях.
3. Воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе.
Оборудование: колокольчик, металлофон, магнитофон, синтезатор, репродукции картин русских художников, портреты композиторов.
Ход занятия
Приветствие:
Музыкальный руководитель : Колокольчик звенит, заливается!
Музыкальное занятие начинается.
Ребята, сегодня на занятии мы не одни.
Удивимся поскорей!
Сколько к нам пришло гостей!
Давайте с ними поздороваемся.
К солнышку потянулись, весело улыбнулись!
Лучик взяли, К сердцу прижали,
И гостям отдали.
А теперь посмотрим за окно и поздороваемся с нашей природой, только подберем очень красивые слова.
Доброе утро, солнышко красное,
Доброе утро, день очень ясный,
Птицы и звери – привет, привет,
Доброе утро – слышим в ответ!
Муз. рук: Наша природа всегда прекрасна, но есть время года, которое дарит особую красоту.
Шла волшебница по свету,
В свой черед сменила лето.
Разукрасила цветы,
И деревья, и кусты.
И это -осень. Об осени поэты пишут стихи, художники рисуют картины, а композиторы сочиняют музыку. Осень просто очаровывает всех своим волшебством.
-Какая она это осень, в чем же ее секрет, чем она богата?
-Ребята, а где можно лучше всего почувствовать природу? Конечно же, в лесу.
Отправимся –ка мы в осенний лес!
Муз. Ритмические движения
Раз-два-три, раз-два-три — По дорожке мы пошли. Шаг марша.
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко, голову подняв. Ходьба «змейкой».
Впереди течет ручей, переходите поскорей. Ходьба на носках.
Лес осенний увидали и к нему все побежали. Бег по кругу.
Музыкальный руководитель : Вот мы и в лесу, как красиво вокруг!
Осенний лес полон красок и чудес, и лесных звуков.
Фонопедическое упражнение «В осеннем лесу» по методу В. Емельянова
- В осеннем лесу ветер воет / «у – у – у…» продолжительный выдох/
- Скучно одному / «у – у – у…»/
- Листья дрожат / «ш –ш –ш…» продолжительный выдох/
- На ветках шуршат / «ш –ш –ш…»/
- Листья опадают / «п – п – п…» короткий активный выдох/
- Сыграть нас приглашают. / «п – п – п…»/
Развитие чувства ритма
А возьмем мы вот этот инструмент. Как он называется?
Какую осеннюю распевку мы сыграем?
Лис-тик кле-на по-жел-тел (поступенное движение вверх)
Лис-тик с вет-ки у-ле-тел (поступенное движение вниз)
Пря-мо на до-рож-ки (поступенное движение вверх)
Пря-мо нам под нож-ки (поступенное движение вниз)
У осени много звуков. А много ли у осени красок?
Посмотрите, на осенние картины (выставка картин художников)
Посмотрите, здесь вы видите картину русского художника И. Левитана «Золотая осень». Какие цвета использует художник? (Желтые, красные, зеленые, голубые цвета).
Какое настроение передает картина? Сразу приходят строчки:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
А какие вы осенние стихи знаете? (дети читают стихи)
-А сейчас, посмотрим ещё одну картину осени. Что мы видим на этой картине, какую пору осени изобразил художник?
И. Левитан «Поздняя осень»
Какие краски использует художник? Ответ детей: Серые, черные, темно-желтые, коричневые.
И соответственно настроение совершенно другое.
Художники рисуют красками, а композиторы – музыкальными звуками.
Слушание музыки
Послушаем отрывки муз. пьес, посвященных осени этих композиторов. Кто может назвать их? (портреты)
Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского
Как вы думаете, ребята, какая картина больше подходит этой музыке? Почему? (Музыка грустная, хмурая, тоскливая, жалобная, тихая, неторопливая).
Да, музыка звучит жалобно, печально, неторопливо. Природа словно замерла перед долгим сном.
Звучит «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди
Догадайтесь, по характеру и настроению музыки, какая это осень : поздняя или золотая?
Какая картина подойдет? А как вы догадались? (Музыка светлая, радостная, лёгкая)
Вывод: осень может быть разной и по -настроению. С одной стороны она скучная, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, а с другой – яркая, золотая, завораживающая своей красотой.
Как надо себя вести в лесу?
Наверное, вы проголодались.
А чем угощает нас осень? Вкусы у осени какие?
Мимическое упражнение «Попробуем»
-Я хочу вас «угостить фруктами и ягодами! Берите «тарелочки» (дети ладошками показывают «тарелочку», постарайтесь мимикой лица показать вкус сладких и кислых фруктов и ягод.
На тарелке, на тарелке Фрукты, ягоды лежат.
Фрукты ягоды лежат Будто смотрят на ребят.
Я возьму себе клубничку - небольшую невеличку.
Запах нежный, ароматный Сок клубничный, сладкий – сладкий.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой! Сладкий, сладенький такой»
Ломтик жёлтого лимона Положу скорее в рот…
Положу скорее в рот. Ой, теперь на оборот.
Ой-ой- ой- ой- ой- ой! Кислый- кислый сок такой!
Нужно кислое заесть- Можно грушу быстро съесть.
Сок у груши сладкий- сладкий!
Ой-ой-ой-ой-ой-ой!
Сладкий - сладенький такой!
Яблоко лежит, смотрите!
И скорей его берите!
Из него компот прекрасный-
кисло-сладкий, нежно- сладкий!
Пей компот! Без докторов будешь весел и здоров!
Да у осени много вкусов. -Как интересно вы передали вкус сладких и кислых ягод и фруктов.
Давайте с вами подышим. Какой воздух в лесу? (чистый, свежий)
А чем пахнет осень? Вдохнем глубоко. (Дети делают глубокий вдох, не поднимая плеч и проговаривают «а-ро-мат» выдыхая).
Осень пахнет сухой травой, опавшими прелыми листьями, последними цветами, капустой, морковкой, горьковатым запахом дыма, удивительным запахом грибов, сыростью и прохладой.
Давайте отразим красоту осени в нашей песне.
Пение
Песня «Падают листья»
Листья пожелтели, жёлтая трава.
Осень золотая хорошая пора.
Снег ещё не выпал, но дождик вдруг пошёл.
Дождь наш долго плакал и слушал разговор.
-Потанцуем под дождем?
Танец -игра
«Танец под дождем»
Итог. Ну что, ребята, занятие подошло к концу.
Вам понравилось наше занятие?
Что для вас было самым интересным?
Музыка каких композиторов звучала на занятии?
Какая бывает осень? Чем богата осень? Почему она волшебница?
Как надо относиться к природе?